Медиановости /
Интернет, Конфликты, Петербург, Радио

8 сентября 2016 20:20

Самопровозглашенное наследие «Эха Петербурга»

Самопровозглашенное наследие «Эха Петербурга»
 
Петербургская редакция радиостанции «Эхо Москвы» за год так и не обзавелась собственным сайтом. Тем временем на домене echospb.ru, который ранее служил ее официальным интернет-представительством, заработал новый информационный ресурс с хорошо знакомым названием «Эхо Петербурга», вот только к известному СМИ он отношения, видимо, не имеет.
 
Впрочем, «ресурсом» в полном смысле слова его назвать сложно. Тематика сайта гораздо шире повестки дня региональный радиостанции, в основном сосредоточенной на городских сюжетах: мировые и федеральные новости, Украина, светская жизнь, технические новинки, спорт. В каждой новости значится якобы имя автора, но сведения о редакции отсутствуют - нет ни адреса, ни телефонов, только безликая форма для обратной связи. Счетчик статистики скрыт. Сайт работает на популярной бесплатной CMS (система управления сайтом. – прим. Лениздат.Ру) WordPress, которой может воспользоваться любой человек, даже не имея глубоких технических познаний в сайтостроении.
 
Раздел «Про авторов» содержит мало что поясняющее описание: «Интернет - издание Эхо Петербурга считается независимым информационно-аналитическим наследием наших журналистов.. Основным назначением нашего информационного агентства являются новости– оперативно пополняемая лента новостей дня по ведущим тематикам, освещаемая лучшими профеcсионалами нашего города.. Целью и задачей нашего издание — сделать охнакомление с новостями полезным и увлекательным событием» (орфография и пунктуация сохранены. - прим. Лениздат.Ру).
 
Венчает всю эту конструкцию логотип с причудливым шрифтом и стилизованным фонариком, даже отдаленно не напоминающий логотип радиостанции.

Логотип сайта echospb.ru

Логотип радиостанции "Эхо Москвы в Петербурге"

 
Уравнение с неизвестными
 
Сотрудники петербургского «Эха» от «наследия» категорически открестились. «Это не наш домен, - заявил Лениздат.Ру главный редактор «Эха Москвы в Петербурге» Виталий Дымарский. - Было два домена. На одном (echospb.ru) остался миноритарий. Права на второй (echomsk.spb.ru) находятся у ПЦ "Музыкальная фактория", который является юридическим лицом радиостанции. И на нем мы планируем создать новый сайт». (По данным регистратора доменов RU-CENTER, домен echomsk.spb.ru оплачен до 19 сентября 2016 года  JSC «Echo of Moscow»).
 
Опроверг свою причастность к работе нового сайта и бывший владелец домена. «Я не имею к нему отношения. Кто его делает - не знаю», - ответил на запрос Лениздат.Ру Сергей Недоводин, миноритарный акционер «Эха» в Петербурге и бывший исполнительный директор, покинувший станцию после конфликта акционеров.
 
История одного домена
 
Сергей Недоводин являлся владельцем домена echospb.ru с 2007 года по май 2016-го (с коротким перерывом в 2011 году). Сайт «Эха Петербурга» фактически был личным проектом и юридической собственностью Недоводина. В московской редакции неоднократно подчеркивали, что к «Эху Москвы» он не имеет никакого отношения.
 
В начале 2015 года Недоводин произвел редизайн сайта и перевел его с домена echomsk.spb.ru, на котором сайт работал несколько лет, на более короткий и удобный - echospb.ru. К тому же такой вариант исключал претензии ЗАО «Эхо Москвы», которое обвинило петербургских партнеров в незаконном, по мнению москвичей, использовании товарного знака.
 
В это же время в острую фазу вошел конфликт акционеров петербургской радиостанции. Столкновение интересов петербургского и московского «Эха» началось с выборов генерального директора «Эха Петербурга», когда стороны не смогли согласовать кандидатуру претендента на этот пост. На компромисс «Эхо Петербурга» идти отказалось, и 17 марта 2015 года «Эхо Москвы» досрочно расторгло договор с петербургскими партнерами.
 
В мае 2015 года в результате «войны» миноритариев с московскими акционерами петербургский сайт лишился права на использование логотипа и названия московской станции. Сотрудники интернет-ресурса были уволены, проект закрыт. Просуществовав еще какое-то время в неопределенном статусе, в середине лета 2015 года сайт незаметно исчез. 
 
Ровно год спустя после этих событий - в мае 2016 года - у домена echospb.ru сменился владелец. По открытым данным RU-CENTER, в настоящее время он принадлежит «частному лицу». Персона, оплатившая домен до мая 2017 года, пожелала остаться неизвестной, скрыв свои данные за формулировкой Private Person.
 
Клон как форма конкурентной борьбы
 
В редакции радиостанции на ситуацию смотрят философски. «Что мы можем сделать? Клоны есть везде. Есть клоны-политики, есть клоны в медийных сферах. Это одна из форм конкурентной борьбы. Как можно с этим бороться, если домен принадлежит им», - посетовал Виталий Дымарский.
 
Эту точку зрения подтверждают и эксперты по защите авторских прав в интернете. «Оспорить использование домена будет тяжело, если домен освободился и был приобретен у регистратора. Это возможно только при условии, что существует зарегистрированный товарный знак», - прокомментировал ситуацию в беседе с Лениздат.Ру руководитель Центра защиты цифровых прав Саркис Дарбинян. Использование зарегистрированного товарного знака считалось бы нарушением, что, по мнению юриста, позволило бы предъявить иск к новому администратору сайта и обжаловать регистрацию домена.
 
Данных о регистрации товарного знака «Эхо Петербурга» в открытых источниках найти не удалось, хотя станция в качестве СМИ была зарегистрирована в Роскомнадзоре именно как «Эхо Петербурга».
 
Все будет после выборов
 
Разговорам о появлении собственного сайта «Эха Москвы в Петербурге» скоро исполнится год. За временным неимением другого интернет-ресурса редакция ведет активность в соцсетях. У «Эха Петербурга» есть группа «ВКонтакте» и сообщество в Facebook, куда выкладываются записи передач, расшифровки материалов и расписание эфиров.
 
В качестве одного из вариантов развития событий руководством радиостанции рассматривалось создание отдельной страницы петербургской редакции на сайте «Эха Москвы». Однако от этого плана редакция отказалась, и решила сделать самостоятельный сайт. Решение было принято буквально на прошлой неделе, сообщил Лениздат.Ру главный редактор петербургского «Эха».
 
Пока же все внимание редакции сосредоточено на предстоящих выборах. Но сразу после дня голосования ее сотрудники, по словам главреда радиостанции Виталия Дымарского, намерены вплотную приступить к разработке сайта. Дымарский полагает, что собственный сайт «Эха Петербурга» появится до конца 2016 года.

Татьяна Чернышова

Теги:  конфликт