Медиановости
/ Бизнес, Петербург, Пресса

25 марта 2015 21:45

«Варяги» в киосках прессы Петербурга

 
Новый партнер петербургского филиала Роспечати московская компания «Кардос» уже успела заключить контракты почти со всеми местными издателями и встретить резко негативное отношение со стороны коллег-распространителей. Пока идет процесс модернизации Роспечати, их предыдущий партнер «Нева-Пресс» выдвигает свои претензии как к бывшим компаньонам, так и к издателям.
 
Компаньона петербургской Роспечати назначили из центрального управления организации: «Кардос», который представлен на рынке уже 15 лет, является стратегическим партнером Роспечати в Москве и некоторых других регионах. Сейчас новые партнеры  поставляют для компании  газетно-журнальную продукцию и осуществляют полный комплекс по обработке прямого и обратного товарного потока, сообщила Елена Чуркина, генеральный директор ЗАО «Роспечать Санкт-Петербург».
 
«Мы этакие варяги, которые помогают настроить внутреннюю работу Роспечати в Санкт-Петербурге, – рассказывает Лениздат.Ру Олег Бережной, гендиректор «Кардоса». – Далее мы планируем транслировать свои возможности на другие региональные подразделения». Особенно подчеркивается, что задачи «варягов» – не замещение и не управление, а консалтинг и объединение технологий и возможностей компаний. 
 
На сегодняшний день положение Роспечати в Петербурге не самое легкое. Еще по состоянию на март 2014 года из 228 торговых точек компании 66 киосков не работали более 2 лет, что естественно бьет по всем издателям. Сейчас «Кардос» совместно с Роспечатью пытаются не только вновь открыть простаивающие киоски, но и развивать новые возможности для дистрибуции. Московской компанией уже вложены средства в создание собственной инфраструктуры для осуществления сервисных функций Роспечати, открыт склад, закуплено оборудование, созданы рабочие места для обслуживания тех блоков бизнес-процессов, которые компания собирается сделать дешевле и эффективнее. «Надо иметь в виду, что ГК "Кардос" – это крупный дистрибуторский холдинг, имеющий большой опыт работы в различных сегментах рынка, – заметил в беседе с Лениздат.Ру председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин. – В кризисных условиях менеджеры этого холдинга успешно используют принципы диверсификации бизнеса». 
 
Издатели «за», рынок «против»
Московской компании придется найти место на довольно тесном петербургском рынке. Основных компаний-распространителей сейчас четыре: «Метропресс», «Нева-пресс», «Ника» и «Пресса». 
 
«Кардос» объявляет, что открыт для сотрудничества как с другими распространителями, так и с издателями. Петербургские издатели на предложение нового партнера откликнулись сразу же: как сообщил Олег Бережной, с компанией уже заключили контракты почти все из них. «Это принцип здравого смысла – конечно, мы не предпринимаем и не будем предпринимать никаких заведомо враждебных действий», – пояснил гендиректор. 
 
Приход новых партнеров почти всегда играет на руку издателям. За каждым появлением нового игрока следует рост тиражей, а когда на рынке тихо и гладко, начинается постепенное повышение цен (на сегодняшний день наценки у некоторых распространителей достигают 30%). Естественно, усиливается конкуренция, и распространители начинают предлагать более выгодные условия. «Я уверена, что появление на питерском рынке нового крупного игрока благоприятным образом скажется на конкурентной среде и создаст более оптимальные условия работы для всех операторов рынка в городе», – сообщила Лениздат.Ру Елена Чуркина.
 
Но, как считают петербургские распространители, с которыми удалось побеседовать Лениздат.Ру, именно сейчас в приходе нового игрока хорошего мало – отрасль в слишком сложной ситуации. Сейчас киоски прессы вынуждены участвовать в торгах для размещения объектов нестационарной торговли наравне с любыми другими ларьками. В перечень тех социально значимых товаров, которые от торгов освободили (например, хлеб), прессу так и не включили и в условиях соревнования «с шавермами» ей приходится тяжко. Серьезна и проблема удорожания печати в условиях кризиса, а действующих киосков в городе очень мало. По официальным данным комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка, в Петербурге установлено 1047 нестационарных торговых объектов, из них 538 объектов — киоски для распространения печатной прессы.
 
В этих условиях приход московского игрока с большими деньгами и возможностями, как опасаются распространители, которые пожелали остаться неназванными, может существенно подкосить местные компании, вплоть до поглощения.  Вместо создания равноправных условий для всех игроков и поддержки бизнеса получается, что приезжий гость изначально имеет гораздо больше возможностей, чем местные компании, которые поставлены в заведомо невыгодные условия. Вызывает беспокойство и то, что новая компания пока не входит в петербургскую отраслевую структуру «Балтийская пресса», которая могла бы обеспечить соблюдение принципов здоровой конкуренции и стабильности рынка в кризисных условиях.
 
Распространители также замечают, что приход «Кардоса» не был неожиданным: в 2014 году они уже начали появляться в Петербурге со своими  издательскими проектами, например, с изданиями «Дача pressa.ru» и «Советы православного доктора», что можно расценивать как исследование местной бизнес-среды.
 
Впрочем, Александр Оськин надеется, что у всех участников питерского рынка в условиях кризиса возобладает здравый смысл, и все они, включая «Кардос», будут соблюдать принципы здоровой конкуренции и сохранения устойчивости бизнеса. «Добавлю, что это предприятие, как и ряд других участников рынка Санкт-Петербурга, являются членами АРПП, – рассказывает Оськин Лениздат.Ру, – и мы крайне заинтересованы, чтобы их отношения строились на принципах отраслевой ответственности за издательский и распространительский рынок Санкт-Петербурга». 
 
Эпистолярная борьба
 
Больше десяти лет назад в Петербург уже пробовала приходить московская компания: это был «ОРИОН», дочерняя структура ИД «Бурда». На тот момент «Нева-Пресс» была фактически монополистом на рынке крупнооптовой торговли печатной продукцией, но в 2004 году «ОРИОН» попытался увеличить количество точек в городе. Тогда «Нева-Пресс» обвиняла конкурентов в «охоте за головами»: в конце января руководство компании распространило в СМИ письмо с обвинениями «ОРИОНа» в переманивании сотрудников для своих новых магазинов и «захвате чужой клиентской базы» (значительная часть сотрудников «Нева-Пресс» тогда перешла на работу в «ОРИОН»). В конце концов, к 2007 году «ОРИОН» все-таки проиграл местным игрокам и уже не был представлен на петербургском рынке.
На этот раз все тоже проходит не гладко: по сообщениям издателей, им уже приходило письмо от «Невы-Пресс». Именно эта компания с июня 2014 по март 2015 была партнером Роспечати СПб. В письме указывается, что последние имеют перед компанией просроченную задолженность в 5 млн рублей (при общем долге в 20 млн рублей), и «Нева-пресс» опасается, что сотрудничество будет свернуто без погашения задолженности. Некоторым издателям поступали прямые требования выбрать между «Невой-Пресс» и «Кардосом».
 
Дошло до того, что некоторые СМИ потеряли свои места в киосках «Невы-Пресс», их договоры были аннулированы. Издатели встревожены: раньше переделы рынка и конкурентные войны не затрагивали их так существенно. Тем более это болезненно в текущем экономическом положении, когда важны договоры с каждым распространителем. Некоторые собеседники Лениздат.Ру считают, что «Нева-Пресс» ведет себя, как хозяин рынка.
 
Как сообщил сам гендиректор «Кардоса» Олег Бережной, с таким отпором, приходя в новый регион, он сталкивается впервые (а у компании есть опыт прихода на рынки Калужской, Тульской, Рязанской, Нижегородской, Кемеровской, Волгоградской и других областей). «Нам не привыкать решать сложные задачи и адаптироваться к условиям работы в различных регионах, но позиция некоторых наших конкурентов мне искренне непонятна, – рассказал Лениздат.Ру Олег Бережной. –  Мы уважаем друг друга и работаем в открытую, но иногда видим действия, которые подрывают все принципы деловой этики». Гендиректор также заметил, что со своей стороны никогда не требовал от своих партнеров и коллег с кем-то не работать, потому что считает это «ниже своего достоинства».
 
Впрочем, как замечает часть издателей, пока для них ничего существенно не поменялось – неважно, через какую компанию осуществляет часть своих функций Роспечать. Должно пройти несколько месяцев, прежде чем станет понятно, станет ли «Кардос» активным игроком рынка. Кроме того, есть опасения, что компания может не справиться со спецификой петербургского рынка: сюда уже приходили московские организации, но пока закрепиться никому не удалось.
 
«Никаких подводных камней или обид быть не должно, сейчас все должны работать, – считает заместитель генерального директора ООО «Спорт-Экспресс» Вячеслав Максименко. – Не вижу никакой шумихи. Очень рано еще что-то говорить, и никаких других мнений быть не может». 
 
Контракт с «Невой-Пресс», который был заключен в июне 2014 года, был первым крупным партнерством Роспечати со сторонней компанией-распространителем. 16 марта 2015 года уже новый контракт был заключен с компанией «Кардос», предложение от них Роспечать СПб получила еще в конце прошлого года. Суть сотрудничества компаний – в объединении технологий и ресурсных возможностей двух компаний с целью повышения рентабельности Роспечати СПБ. На данный момент «Кардос» стал единственной компанией отрасли, которая приказом Минпромторга России была включена в «Перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли» в феврале 2015 года. Компания имеет клиентскую сеть в 8 тысяч торговых точек по РФ,  более 700 точек собственной сети и более 500 точек сети уличной стендовой торговли –ручников.