Медиановости
/ Версии, Власть, Медиасреда, Несвобода слова, Петербург

18 сентября 2015 14:40

Журналисты в защиту Кашина: разные пути

 
Медиасообщество по-разному реагирует на развитие дела журналиста Олега Кашина — последовательным освещением, одиночными пикетами или бойкотами. Алексей Навальный считает, что журналистскому цеху не достает солидарности, и призывает к акциям. Петербургские журналисты не спешат соглашаться с таким подходом.
 
Движение в деле о нападении на журналиста Олега Кашина вызвало живую реакцию журналистского сообщества. Избиение Кашина СМИ связывают с его конфликтом с губернатором Псковской области Андреем Турчаком и опасаются, что статус последнего может обеспечить ему защиту от привлечения к следствию.
 
Больше шума, больше акций 
 
16 сентября Алексей Навальный возмутился в своем блоге отсутствием солидарности в цеху журналистов. «Я даже не говорю про какие-то особенно агрессивные акции, но даже, например, однодневная забастовка всех оставшихся честных журналистов помогла бы перевести точку общественного фокуса на "дело Кашина-Турчака" хоть на время», — написал он. Навальный предложил изданиям выйти с белыми полосами, пустить телеканалам «шум» в эфире с бегущей строкой,— в общем, сделать что-то достаточно яркое, чтобы люди удивились и обратили внимание.  
 
Это одобрил и сам Олег Кашин. «Я не имею права здесь к чему-то призывать, поскольку я заинтересованное лицо, но при этом я могу сказать, что это идеальный способ выражения журналистской солидарности, чего очень нам не хватает», — рассказал Лениздат.Ру журналист. Но с другой стороны, Кашин уверен: такого рода акции невозможны по множеству причин. «У кого-то это рекламодатели, у кого-то это отношение к администрации президента, у кого-то это соображения из серии “Кашин поддерживал аннексию Крыма, поэтому мы не будем поддерживать Кашина”, — объяснил он. — Практика показывает, что такие акции невозможны — это такая особенность современного российского общества». 
 
Петербургские журналисты действительно отнеслись к идее скептически. Так, гендиректор «НТВ-Петербург» Петр Годлевский уверен, что журналисты будут воздействовать на процесс Кашина без всяких просьб, призывов и обращений, просто если будут делать свою работу — профессионально освещать ситуацию. «Здесь не нужны особые усилия, если люди будут грамотно и настойчиво идти по следу, — считает он. — И без призывов Навального понятно, что ситуация закончится судом и выяснением всех обстоятельств нападения на Кашина. Хотелось бы, чтобы это приобрело юридические формы, но пока из тех СМИ, которым я доверяю, картина вырисовывается шаг за шагом».
 
Того же мнения придерживается и главный редактор петербургского «Коммерсанта» Андрей Ершов. «Скорее всего, главное — освещать конфликт и не давать спустить это дело на тормозах, — рассказал он Лениздат.Ру. — Это то, что качественная пресса сейчас и делает. Вот такой серьезный подход к работе, думаю, и заставит власть довести это дело и расследование до конца. Так или иначе, история с нападением на Олега Кашина находится под очень пристальным вниманием серьезной прессы». 
 
То, что только широкое освещение всех подробностей дела в СМИ помогает не дать Следственному комитету развалить дело, подтвердил Лениздат.Ру и сам Олег Кашин. 
 
Тонкости протестов
 
Кроме того, заметил Годлевский, если журналисты хотят повлиять на возбуждение уголовного дела, которое не возбуждается по каким-то причинам, то это одна история, и в таком случае солидарность сообщества необходима. А вот если речь идет о влиянии на ход процесса — это может помешать делу и даже может быть незаконным, — подчеркнул гендиректор. «Любая сторона может использовать СМИ в своих целях, чтобы увести следствие в другую сторону, поэтому журналистам нужно очень осторожно оценивать ситуацию», — уверен он. 
 
Главный редактор «Агентства бизнес новостей» Василий Романов тоже обратил внимание на то, что история развивается, решения по уголовному делу пока нет и, вероятно, еще идет какая-то борьба в верхах. «Давайте прямо скажем, что никто даже не ожидал, что будут пойманы исполнители, что они начнут давать какие-то признательные показания, что прорежется голос жены одного из исполнителей — это уже немало, — рассказал он Лениздат.Ру. — В  этой ситуации я не вижу, против чего протестовать. Если мы увидим через два месяца, что все указывает на Турчака, а Турчак прекрасно руководит областью, посещает хлеборобов и отлично себя чувствует — тогда, конечно, это будет иметь смысл». 
 
Кроме того, считает Василий Романов, решения по таким серьезным вопросам в стране принимает только президент Владимир Путин, который не любит принимать их под давлением общественности. «Классический пример — увольнение Якунина, потому что в тот момент, когда требовали его крови, Путин принципиально его не уволил, — рассказал Романов. — Якунин тогда получил еще два года. Поэтому в данном случае эти белые полосы будут непродуктивны и будут даже иметь обратный эффект». 
 
Наконец, если бы даже подобную акцию поддержали бы какие-то СМИ, то это были бы те, кто и так обеспокоен судьбой Кашина и следит за его делом вместе со своей аудиторией, уверен главред АБН. «Ее увидели бы те слушатели и читатели, которые и так все знают», — резюмировал он. 
 
Больше всего предложение Алексея Навального понравилось депутатам петербургского ЗакСа Марине Шишкиной и Борису Вишневскому. По их мнению, в этой ситуации хороши абсолютно все меры. Правда, Вишневский заметил некоторую, на его взгляд, несвоевременность. «Мне кажется, что то, что предлагает Алексей, было бы логично, когда на Кашина напали, — заметил он. —Сейчас речь все-таки идет немного о другом. Сейчас мы видим, как людей, которые стоят за этим нападением, занимающих высокие должности, очевидно, стараются вывести из-под удара».  
 
Другим путем
 
Тем временем журналисты придумывают свои, частные формы протеста. На псковский фестиваль «Заповедник» имени Сергея Довлатова, который проходит с 17 по 19 сентября, где будет присутствовать Андрей Турчак, не поехали как некоторые журналисты, так и глава Роспечати Михаил Сеславинский. Правда, позже Сеславинский сослался на отпуск и отправил на фестиваль своего заместителя Владимира Григорьева. А журнал «Русский пионер» отменил празднование дня рождения в Псковской области. 
 
«Это позиция, — считает Петр Годлевский. — Это журналистская солидарность, с одной стороны, а с другой — некий сигнал властям самых разных уровней, что журналисты относятся к появившейся информации очень серьезно и намерены не спускать прицел с этой темы. Они просто демонстрируют свою собственную позицию, а не пишут ”ату его, ату”».  Такую форму протеста гендиректор петербургского НТВ одобряет — так, если все завершится оправданием губернатора, то на фестиваль, к примеру, можно приехать в следующем году. «А делать сегодня вид, что дела не существует и фамилия Турчака там не фигурирует, было бы смешно для представителей СМИ», — рассказал Годлевский.  
 
Поддерживает такой подход и Борис Вишневский, более того, по его мнению, стоило бы сейчас бойкотировать все так или иначе связанное с Андреем Турчаком.
 
Правда, журналист радио «Свободы» Виктор Резунков не сторонник такого смешения. «Скажем, какое отношение к этому имеет Довлатов? — спросил он. — Это поэты могут не ехать в знак протеста. Ну как, например, друг Довлатова Андрей Арьев не поедет туда, когда у него уже заявлен доклад? И какое отношение имеет он, интеллектуал, писатель, к этому губернатору? Они могут, скажем, принять там письмо в отношении Турчака, но  это тоже будет выглядеть как-то странно, речь же совершенно не о том. В данном случае мы говорим о журналистах, о политических партиях и о действительно беспрецедентной ситуации, которая складывается». 
 
А по мнению Марины Шишкиной, хотя подобные бойкотирования — «какие-то детские, эмоциональные вещи», но это тоже путь. «Как иначе биться против системы?» — заметила она.  
 
Другие варианты 
 
Впрочем, бойкотами все не ограничивается — одиночные пикеты журналистов прошли 17 и 18 сентября в Москве и планируются 18 сентября в Петербурге. 
 
Кроме того, Виктор Резунков предложил петербургскому отделению партии «Яблоко» организовать автобус Петербург-Псков для журналистов 24 сентября, когда на заседании псковского парламента будет решаться вопрос лишения полномочий депутата Льва Шлосберга, бывшего директора газеты «Псковская губерния». «Все это имеет прямое отношение к Турчаку и к делу Кашина, — объяснил Резунков. — Это была бы как раз акция, которая свидетельствовала бы о солидарности журналистов, поддержала бы и Кашина, и Льва Шлосберга. Когда там высадится такой десант с кинокамерами, блокнотами, микрофонами, это будет выглядеть фантастически». Как считает журналист, это было бы в духе предложений Алексея Навального.
 
А Борис Вишневский считает, что журналисты бы принесли большую пользу, если бы поддержали обнародованный призыв «Яблока» к отставке Турчака. «Вот это было бы важнее, потому что человек уже довольно серьезно подозревается в причастности к организации такого рода нападения, как самое меньшее он должен быть отстранен от должности вплоть до вынесения решения суда, — уверен депутат.— А еще лучше бы отправить его в отставку». 
 
Обязательно хоть что-нибудь
 
Солидарны журналисты в одном — оставлять без внимания процесс Кашина нельзя. 
«Самое главное в этой истории — довести дело до конца, — уверен Андрей Ершов. — Обвинение в адрес Турчака очень серьезное. И то, что он молчит, чести ему не делает».
 
«Дело не в Кашине, дело не в избиении, здесь налицо безнаказанность людей, которые совершают такие безнаказанные поступки, — возмущен Виктор Резунков. — Правильно сказал Лев Шлосберг — это погружение в какое-то Средневековье. Конечно, тут не остается ничего другого делать — только говорить, подниматься, идти, снимать, журналисты как раз именно это и могут сделать». 
 
Реагировать нужно всеми возможными способами, уверена Марина Шишкина. «Вообще во всем, что касается журналиста, тем более физического давления на журналиста, не бывает слишком острого реагирования, — считает депутат. — Потому что только так можно спасти наш цех. Потому что это действительно может случиться с каждым. Это действительно стало опасной профессией и действительно стало меньше людей, которые честно выполняют свой долг».
 
У каждого своя версия того, какой вклад журналистов в дело Кашина будет правильным, но очевидно, по мнению Шишкиной, одно: оставлять здесь Кашина в одиночку нельзя.
 
Напомним, в ночь на 6 ноября 2010 года двое неизвестных подкараулили Кашина возле его дома в центре Москвы. Журналисту сломали челюсть, голень и пальцы рук. В тяжелом состоянии Кашин был доставлен в реанимацию 36-й горбольницы. В результате нападения Кашин получил открытую черепно-мозговую травму, переломы нижних конечностей и лицевого скелета. Ему была проведена операция на челюсти, а также операция по восстановлению фаланг пальцев рук.
 
6 сентября 2015 года Кашин сообщил, что считает дело о нападении на него раскрытым, а также назвал имена исполнителей — это Данила Веселов, Вячеслав Борисов и Михаил Кавтаскин, которые являются сотрудниками холдинга «Ленинец». По данным журналиста, холдинг принадлежит семье губернатора Псковской области Андрея Турчака. Управляющим «Ленинца» является Александр Горбунов. В своих показаниях обвиняемые Веселов и Кавтаскин называют Горбунова организатором их поездки в Москву.
 
16 сентября на заседании в Мосгорсуде Данила Веселов и еще один фигурант дела Михаил Кавтаскин дали признательные показания. А позже адвокат заявил, что Данила Веселов готов изобличить Александра Горбунова, которого Кашин называет предполагаемым организатором покушения, в причастности к организации нападения.