Медиановости
/ Власть, Медиасреда, Несвобода слова

18 ноября 2015 19:27

Учредителей СМИ ждут новые ограничения

Правительство предложило запретить учреждать СМИ гражданам, осужденным за преступления против основ конституционного строя, государственной и общественной безопасности. Эксперты, опрошенные Лениздат.Ру, затрудняются ответить, кого коснутся эти поправки, однако признают, что ограничений в области СМИ и так достаточно.

Экстремизм и сепаратизм

Поправки в закон о СМИ, подготовленные Минкомсвязи по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева, 16 ноября одобрила комиссия правительства по законопроектной деятельности, сообщил РБК со ссылкой на свои источники. Документ должны рассмотреть на заседании кабмина, после чего он отправится в Госдуму. Заместитель министра связи Алексей Волин факт разработки поправок изданию подтвердил, отметив, что комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект в целом, предложив доработать его в мелочах.

Поправки министерства содержат три блока. Первым пунктом авторы законопроекта предлагают запрещать гражданам, имеющим судимость за преступления против основ конституционного строя, государственной и общественной безопасности, учреждать средства массовой информации. Второй пункт поправок обязывает онлайн-ресурсы публиковать «выходные данные» (наименование, адрес редакции, фамилию главного редактора и прочее). Кроме того, Минкомсвязи предлагает отказывать иностранным изданиям в разрешении на распространение за экстремизм и злоупотребление свободой массовой информации.

К преступлениям против основ конституционного строя, государственной и общественной безопасности, в частности, относится государственная измена (ст. 275 УК), шпионаж (ст. 276 УК), публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК), публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ (ст. 280.1 УК), а также хулиганство (ст. 213 УК).

По словам медиаюриста и директора Центра защиты прав СМИ Галины Араповой, некоторые из этих статей допускают широкое толкование. «Если вы письмо написали своему другу из другой страны, — привела пример Арапова, — это может расцениваться как госизмена в силу того, что вы передали информацию иностранным лицам». Кроме того, достаточно широко толкуется понятие «экстремизм», а также все, что связано с сепаратизмом, отметила юрист.

Если поправки Минкомсвязи будут одобрены, новые правила участников рынка ждут уже с 1 января 2016 года. Напомним, в начале будущего года также вступает в силу закон об ограничении иностранного капитала в СМИ, который запрещает иностранцам владеть или контролировать более 20% любых российских средств массовой информации. Из-за этих ограничений многие средства массовой информации были вынуждены менять собственников. Подробнее об этом можно прочитать здесь, здесь, здесь и здесь.

Законов, которые ограничивают работу прессы, и так достаточно, считает генеральный директор «НТВ-Петербург» Петр Годлевский. «Журналистское сообщество как-то пытается с этим бороться, но, видимо, это будет вечная борьба добра со злом, — добавил Годлевский. — По-моему, это лишний камень в огромную корзину камней, которую СМИ вынуждены тащить у себя за спиной».

Против кого?

Если закон об ограничении иностранного капитала в российских СМИ называли законом имени «Ведомостей» и Forbes, то каких изданий коснутся поправки Минкомсвязи, эксперты, опрошенные Лениздат.Ру, ответить затруднились.

«Мне трудно судить о мотивах тех, кто придумывает законы, — прокомментировала инициативу Галина Арапова. — Я не знаю ни одного СМИ, которое было бы учреждено физлицами, которые проявили себя как радикальные экстремисты».

Не смог вспомнить подобные издания и Петр Годлевский. «Совершенно не понимаю, что это за формулировки, —  отметил медиаменеджер, — против кого это все направлено».

Главный редактор газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Дмитрий Шерих предположил, что под действие закона подпадут небольшие малотиражные газеты и бюллетени.

«Мы все знаем, например, что у Гостиного двора в Петербурге несколько лет назад стояли люди, которые продавали разного рода литературу, в том числе довольно экстремистского содержания, — отметил журналист. — Такие издания точно есть. Есть какие-то листки помойные, в которых авторы выступают с призывами по отношению к другим народам, расам и так далее».

Нет смысла

Ограничения, предлагаемые Минкомсвязи, вряд ли помогут достичь желаемой цели, считает Галина Арапова. «На практике учредитель СМИ и человек, который пишет, — это разные люди, — подчеркнула юрист. — Всегда можно взять в учредители человека без судимости».

Кроме того, в подавляющем большинстве случаев учредителем СМИ являются не физические, а юридические лица, добавила Арапова, отметив, что по поводу ООО никаких ограничений в части судимости не заявлено.

По мнению директора Центра защиты прав СМИ, в новых поправках нет смысла, так как механизмов для борьбы с экстремизмом и так достаточно. Подобными инициативами государство просто сообщает гражданам, что не допустит радикализации общества, отметила юрист.

Дмитрий Шерих, напротив, считает, что дополнительная превентивная мера не помешает. «В России строгость законов всегда искупается необязательностью их исполнения, — отметил журналист. — Правоприменительная практика не всегда симметрична тому, что в законах прописано».

Контакты для Роскомнадзора

Второй блок поправок касается «выходных данных» средств массовой информации. Сейчас в законе о СМИ прописано требование об указании контактов только к периодическим печатным изданиям, теле- и радиопрограммам, но если изменения утвердят, обязательства распространятся и на интернет-ресурсы.

Как отмечают авторы законопроекта, это позволит Роскомнадзору и другим заинтересованным ведомствам своевременно реагировать на распространение «деструктивной информации» в интернете.

Руководитель проекта «РосКомСвобода» Артем Козлюк считает, что в настоящее время ничто не мешает РКН выносить предупреждения онлайн-ресурсам. «Я не думаю, что это существенно отразится на деятельности Роскомнадзора, который в любом случае имеет какие-то данные о всех зарегистрированных СМИ, — поделился своей точкой зрения Козлюк. —  Есть инструменты, которые позволяют применять меры, даже если невозможно получить контакты».

По словам руководителя проекта «РосКомСвобода», если Роскомнадзор хочет заблокировать онлайн-ресурс, он должен предупредить об этом только хостинговую компанию. Обязанность предупреждать учредителей СМИ нигде не прописана, добавил Козлюк.

Отметим, еще одна часть поправок касается работы иностранных изданий в России. Авторы законопроекта предлагают отказывать изданиям, которые нарушат закон о СМИ в части недопустимости злоупотребления свободой массовой информации, а также закон «О противодействии экстремистской деятельности», в разрешении на распространение на территории России. Среди СМИ, которые имеют такое разрешение, журналы GQ, Cosmopolitan, Esquire, Tatler, Vogue, журнал «Эксперт Украина».

Александра Шаргородская