Медиановости
/ Власть, Конфликты, Медиасреда

20 ноября 2015 20:02

Фонд защиты гласности не удержался

 
Реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, 19 ноября пополнил Фонд защиты гласности. В фонде возмущены  решением Минюста и планируют его оспорить. Бороться необходимо, уверены в других НКО, которых постигла та же участь, однако вряд ли удастся победить систему.
 
Долго держались
 
В конце октября 2015 года сотрудники Минюста пришли в Фонд защиты гласности с внеплановой проверкой, пояснив, что она проводится на основании закона «О некоммерческих организациях». В самом фонде не сомневались, что результаты будут не в их пользу, а журналисты и правозащитники в свою очередь недоумевали, что заставило Минюст ждать так долго.
 
Уже 9 ноября президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов сообщил Лениздат.Ру, что внеплановая проверка завершилась. По ее итогам был составлен протокол об административных правонарушениях.
 
 «Там очень много глупостей, – рассказал Лениздат.Ру о заключении Минюста Алексей Симонов. – Нас обвиняют в проведении школ блогеров, которые мы никогда не проводили». Другие подробности итогов проверки он сообщать не стал. «Совершенно не собираюсь делиться деталями этого бреда, – отметил он. – Мне кажется, это не нужно».
 
До 13 ноября фонд должен был предоставить свои возражения, однако Алексей Симонов был уверен, что признание ФЗГ иностранным агентом – вопрос времени. Его опасения подтвердились, и 19 ноября реестр Минюста пополнился еще одной некоммерческой организацией.
 
«То что, я читал в протоколах, которые они (работники Минюста – прим. Лениздат.Ру) составляли, это не просто смеху подобно, – прокомментировал решение министерства президент ФЗГ, – а просто стыдно смотреть». Фонд намерен обратиться в суд и оспорить это решение, заявил Алексей Симонов, однако добавил, что вряд ли это имеет смысл.
 
По закону об НКО — иностранных агентах некоммерческие организации, занимающиеся политической деятельностью и получающие финансирование из-за рубежа, должны принять статус иностранных агентов. Закон был принят в 2012 году, но с июня 2014 года НКО в реестр начали включать в принудительном порядке по решению Минюста. 
 
Год назад Минюст признал иностранным агентом Институт региональной прессы Анны Шароградской. В конце августа 2014 года та же судьба постигла Институт развития свободы информации Ивана Павлова. В феврале этого года в реестр внесли Центр защиты прав СМИ Галины Араповой, в апреле – Фонд поддержки расследовательской журналистики Григория Пасько, а в июле – Фонд поддержки средств массовой информации «Среда» Бориса Зимина. Всего в списке на данный момент более ста организаций.
 
Бороться или уходить
 
«Фактически ФЗГ признали иностранными агентами за то, что они проводили школы журналистских расследований, в которых в качестве одного из лекторов выступал блогер, как они написали, Борис Акунин, –  рассказала Лениздат.Ру Галина Арапова. – Мы можем таким образом дойти до того, что невозможно будет не только самим высказываться, но и слушать высказывания других людей».  
 
Бороться и отстаивать свои права необходимо, считает директор Центра защиты прав СМИ, однако, как и Симонов, считает, что это бесполезно. «Мы тоже оспариваем решение Минюста, – отметила Арапова, – но, скорее всего, ничего не добьемся».
 
«Сама по себе конструкция «иностранных агентов» была придумана, на мой взгляд, чтобы загнать некоммерческие организации в угол, сделать так, чтобы они просто разорились на штрафах и прекратили свою работу, – добавила директор Центра защиты прав СМИ. – Это игра в кошки-мышки. Они гоняются за нами, а мы пытаемся продолжать выживать, вместо того чтобы работать».
 
Безрезультатно пока боролся с решением Минюста и Институт региональной прессы. «Мы прошли абсолютно все доступные этапы, когда боролись за то, чтобы это решение (о включении в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента – прим. Лениздат.Ру) опротестовать, – рассказала Лениздат.Ру директор Института Анна Шароградская. – У нас были блестящие адвокаты – Иван Павлов и его команда. Они выложились, как только могли выложиться люди, которые действительно дорожат своей репутацией. И, конечно же, они все проиграли».
 
Бороться за исключение из реестра уже нет смысла, считает Анна Шароградская, необходимо оспаривать сам закон. «Я не понимаю тех, кто думает, что вопрос решается выходом из этого списка, – отметила директор Института региональной прессы. – Мне казалось, что, если бы мы объединились в борьбе против совершенно нелепого, абсурдного и оскорбительного закона, было бы легче». Отметим, вместе с другими НКО Институт региональной прессы подал жалобу в Европейский суд по правам человека на нарушение своих прав законом об «иностранных агентах».
 
Институт развития свободы информации выбрал другую тактику и переформатировался в «Команду 29» – сообщество журналистов, юристов и активистов, которое никак юридически не оформлено.  «В законе об НКО власти превзошли сами себя, они, наверное, сами не ожидали, что закон будет работать так эффективно, – поделился своим мнением с Лениздат.Ру Иван Павлов. – Если организация хочет работать, а не защищать саму себя, то рано или поздно она должна понять, что лучше сохранить деятельность, сохранить людей, переформатировать свою работу, сбросить ярлык иностранного агента и спокойно работать».
 
Напомним, Фонд защиты гласности был создан в 1991 году по решению Пленума Конфедерации Союзов кинематографистов СССР. Среди его первых учредителей были Егор Яковлев, Игорь Голембиовский, Владимир Молчанов, Элем Климов, Марк Розовский, Алексей Герман. Организация издает книги, проводит учебные семинары и круглые столы, а также оказывает юридическую помощь журналистам. Своей миссией фонд называет создание правового пространства для деятельности СМИ и защиту их интересов.
Теги:  НКО