Рамзан Кадыров обвинил Instagram в цензуре за удаление видео, где Михаила Касьянова и Владимира Кара-Мурзу — младшего держат под прицелом. Глава Чечни возмутился «хваленой свободой слова по-американски» и продолжил атаку на оппозиционеров со своей страницы в соцсети. Лениздат.Ру вспомнил, кто еще из противников «цепных псов США» пострадал за свои убеждения и стал жертвой «цензуры».
Свобода слова овчарки Кадырова
В понедельник, 1 февраля, из личного Instagram главы Чечни Рамзана Кадырова исчезло видео, где лидера «ПарНаСа» Михаила Касьянова и публициста Владимира Кара-Мурзу — младшего держат под прицелом. Ролик сопровождался комментарием «"Касьянов приехал в Страсбург за деньгами для российской оппозиции". КТО НЕ ПОНЯЛ, ТОТ ПОЙМЁТ!». Как выяснилось, видео удалили администраторы Instagram, пояснив, что оно противоречит правилам сервиса, а именно — нарушает требование уважать других пользователей.
В ответ на это Кадыров обвинил соцсеть в цензуре. «Дорогие друзья! — обратился он к подписчикам снова в Instagram. — Я всегда честно и открыто высказываю и пишу своё мнение. Но стоило мне сказать несколько слов о цепных псах США, как они тут же удалили пост в Instagram. Вот она хвалёная свобода слова по-американски! Можешь писать что угодно, но не трогай собак Америки, друзей госдепа и конгресса. О ком я говорю, вы прекрасно знаете!»
На следующий день Кадыров опубликовал на своей странице пост, в котором еще раз прокомментировал удаление видео с Касьяновым, а также назвал оппозиционеров «жалкими попрошайками, стоящими с протянутой рукой у посольств США и их союзников». «Несмотря на неумолкающий лай "касьяновых" и его дружков, до смерти напуганных моим видео в "Инстаграм" (которое тут же удалили), а также тех, кто им сочувствует, все же хочу понять простую истину: кто они!? — возмутился Кадыров. — Можно ли считать оппозицией людей, которые бессовестно и открыто помогают тем, кто пытается санкциями и провокациями загнать нашу страну в блокаду, как когда-то фашисты Ленинград!?»
В свою очередь сами герои видео посчитали удаленный пост Кадырова подстрекательством к убийству. Кара-Мурза-младший заявил, что намерен обратиться в полицию с просьбой провести проверку. «Эти ребята в Чечне — самые настоящие бандиты», — написал в Twitter Илья Яшин. Его самого недавно вспомнил в своем Instagram глава чеченского парламента Магомед Даудов, проиллюстрировав пост фотографией овчарки Кадырова, у которой «сильно чешутся клыки» на «Яшку-дворняжку» и других иностранных кобелей.
Происки Цукерберга
Более жесткой политикой отличился Facebook. В 2015 году несколько российских блогеров и литераторов пожаловались на блокировку своих страниц в соцсети за употребление слова «хохол». Так, писатель и автор полевых заметок о Новороссии Захар Прилепин был на месяц лишен Facebook за цитату Чехова: «Хохлы упрямый народ: им кажется великолепным все то, что они изрекают, и свои хохлацкие великие истины они ставят так высоко, что жертвуют им не только художественной правдой, но даже здравым смыслом». «То есть администрация "Фейсбука", по факту, заблокировала Чехова», — прокомментировал решение Прилепин и продолжил пользоваться соцсетью, где у него 60 тысяч подписчиков.
Писатели Эдуард Багиров и Сергей Минаев к блокировке своих аккаунтов отнеслись более трепетно. «Будем переходить во "ВКонтакте" — это русский сервис, с которым можно договориться, — отметил Минаев в беседе с «Известиями». — В последнее время на Facebook стали бить по влиятельным медийщикам, которые представляют точку зрения президента России. Без всяких объяснений удаляют посты. Мы должны каким-то образом защищать свои интересы, поэтому в ближайшее время мы будем переходить на русские сервисы».
Возмутился блокировкой своей страницы и заместитель главы Роскомнадзора — ведомства, которое само выносит решение о блокировке сайтов. «Я, кстати, всегда говорил, что всякие администрации ресурсов, — написал Максим Ксензов, — гораздо более жесткие и циничные, не ограниченные никакими рамками, нежели любые госорганы. Забавно то, что меня как раз часто хохлом и называли по месту рождения и отрочества».
Отметим, согласно данным организации «РосКомСвобода», самим Роскомнадзором было заблокировано более 37 тысяч интернет-ресурсов.
Чужие среди своих
Но не только американские соцсети ограничивают российских чиновников и знаменитостей в выражении своей точки зрения. В декабре сняли с эфира выпуск программы Никиты Михалкова «Бесогон TV», которая выходила на телеканале «Россия 24» (ВГТРК). Передача начиналась с описания истории с журналистом «Матч ТВ» Алексеем Андроновым, который «позволил себе хамское высказывание» о России. В ней также говорилось о генеральном продюсере телеканала Тине Канделаки, чьи высказывания на тему россиян показались Михалкову некорректными. На ВГТРК объяснили, что передача не вышла по этическим соображениям. «В эфире каналов холдинга не допускается появление материалов, которые наши коллеги по телевизионному цеху могут расценить как недружественные и тем более — оскорбительные, — подчеркнули в холдинге. — По опыту 1990-х российское телевидение знает, как возникают и к чему приводят "эфирные войны"».
Рассказывая о запрете передачи, Михалков счел нужным отметить, что все выпуски были записаны без финансового участия канала. «Программа всегда готовилась исключительно силами и ресурсами команды, — пояснил режиссер. — Более того, канал никогда не выплачивал никакого авторского вознаграждения. Нами все делалось на безвозмездной основе».
В защиту режиссера выступили более 50 деятелей культуры. «Никита Михалков исполнил свой долг крупнейшего художника и гражданина — поднял важный вопрос, вступил в болезненный спор, — обратились его сторонники к руководству телеканала. — И почему же последнее слово в этом споре оказывается не за Михалковым, которого знает и ценит весь мир, и теми, кто с ним согласен, а за спортивными комментаторами и вставшими на их сторону Вашими подчиненными? Неужели есть темы, в которых слово Михалкова менее весомо, чем слово коллег с "Матч ТВ"?». Сам Михалков призвал коллег не обострять ситуацию вокруг своей передачи, отметив, что «время — сестра правды».
На цензуру жаловались и в самом ВГТРК — но уже со стороны Евросоюза. В сентябре 2015 года ведущий телеканала «Россия» и бывший заместитель гендиректора холдинга Дмитрий Киселев подал иск к Совету ЕС с требованием исключить его из санкционного списка, который предполагает запрет на въезд на территорию Евросоюза, а также блокировку счетов в европейских банках.
«Во-первых, это нужно ради защиты такой безусловной ценности, как свобода слова на континенте, — рассказал Киселев в интервью «Известиям». — То есть самой Европе нужно. Не стоить марать себя санкциями против журналиста. Если легализовать персональные санкции журналистам, то где остановиться? Во что тогда превратят прессу? Из всех гражданских свобод свобода слова — самая ценная хотя бы потому, что если потерять все остальные свободы, а оставить лишь свободу слова, то утраченные она вернет. Кажется, это известно и без меня».
Киселев, которого ЕС считает «центральной фигурой правительственной пропаганды, поддерживающей развертывание российских войск на Украине», известен своими призывами «сжигать сердца геев» и фразами о превращении США в «радиоактивный пепел». Летом 2015 года его передача «Вести недели» получила премию ТЭФИ.
Отметим, в августе журналист Роман Супер написал колонку для «Радио Свобода», в которой рассказал о цензуре и самоцензуре на ВГТРК, где он работал в 2008 году. По его словам, каждую неделю руководство ездило на «летучки в Кремль».