Медиановости /
Версии, Медиасреда, Петербург

15 апреля 2016 22:54

«Медиа-старт-2016»: Интернет как идеальная среда для фейков

 «Медиа-старт-2016»: Интернет как идеальная среда для фейков Фото: Молодежный форум СМИ Северо-Запада "Медиа-старт"
 
Тему «Фейки в медиапространстве» обсуждали в первый день молодежного форума СМИ Северо-Запада «Медиа-старт», который проходит в Петербурге 15 и 16 апреля. О методах борьбы с вымышленными новостями участникам рассказали руководители петербургских изданий Александр Горшков, Алексей Дементьев, Андрей Ершов, Александр Потехин и Константин Шолмов.
 
По мнению выступавших медиаэкспертов, отличить фейк от реальности в большинстве случаев сложно. Среди советов, которые могут дать профессионалы, –  не доверять всему, что пишут в интернете, и всегда искать первоисточник. Признаком вымышленной новости также может быть ее сенсационность. 
 
Откуда берутся фейки?
 
Причины появления таких сообщений бывают разными. По мнению журналистов, фейк может появиться как случайно, так и быть запущенным в информационное пространство с определенной целью. Иллюстрацией для первого случая могут послужить сообщения СМИ о том, что певица Земфира собирается заканчивать карьеру, опубликованные в феврале 2016 года. Эта новость появилась из-за того, что журналисты по-своему истолковали фразу исполнительницы «это мой последний тур». Прежде чем Земфира успела объяснить, что ее слова вовсе не означают прекращение концертной деятельности, сообщение об этом успели растиражировать многие российские СМИ, а ее страницы в соцсетях завалили комментариями шокированные поклонники. Однако были и издания, которые верно истолковали слова певицы. «При этом стоит обратить внимание не только на слово "последний", но и на слово "тур". Отказ от традиции выездов большим караваном по большому маршруту не значит, что Земфира вовсе не будет давать концертов», - написал тогда «Коммерсантъ».
 
Главный редактор интернет-газеты «Фонтанка.ру» Александр Горшков считает, что фейковые новости можно делить на коммерческие, политические и пропаганду. По его наблюдениям, раньше выдуманные сообщения, запущенные в СМИ, были редким явлением, сейчас их число зашкаливает. «Нынче фейковые новости формируют реальность некоторых потребителей новостей», - рассказал молодым журналистам на форуме «Медиа-старт» Горшков. В качестве примера коммерческого фейка он привел историю, которая произошла в Петербурге в 2007 году. Тогда не только российские, но и мировые СМИ писали о неком важном госте, который уронил в Неву часы стоимостью 200 тысяч долларов. Нашедшему часы предлагали награду размером в 10 тысяч долларов. Позже оказалось, что эта новость придумана в качестве своеобразной рекламы для открывшегося в городе магазина элитных часов. 
 
Александр Горшков также рассказал, что участились случаи, когда в редакции рассылают «фальшивые» пресс-релизы. Один из самых громких случаев произошел в 2013 году, когда российские СМИ, в том числе агентства «РИА Новости» и «Интерфакс»,  написали об отставке главы РЖД Владимира Якунина. Различные издания получили сообщения, оформленные как правительственный пресс-релиз и содержащие традиционные для таких документов элементы. Через 30 минут новость была опровергнута РЖД. Как сообщалось в СМИ, информация об отставке Якунина поступила с неверного IP-адреса, не имеющего отношения к официальным ресурсам. 
 
Главный редактор газеты «Петербургский дневник» Алексей Дементьев назвал Петербург «городом веселых новостных фейков». Выступая перед участниками форума, он продемонстрировал кадры из нескольких видеороликов. Первый был снят в 2009 году, на видео вертолет пролетает под одним из мостов Петербурга. На кадрах другого ролика, который появился в сети в 2011 году, неизвестные люди якобы подплывают к крейсеру «Аврора», взбираются на борт и делают залп из пушки. Последнее, самое свежее видео было снято в 2015 году, его герой — водитель, который разбивает стекло «подрезавшего» его автомобиля.  По словам Дементьева, прежде чем выяснилось, что все три видеоролика фейковые, о событиях, которые запечатлены на кадрах, успели написать некоторые городские СМИ. 
 
Идеальная среда
 
Новые технологии позволяют хакерам взламывать аккаунты изданий в соцсетях и публиковать сообщения от их имени. Так, например, в Twitter агентства «РИА Новости» появилось ложное сообщение о смерти президента СССР Михаила Горбачева. А в микроблоге агентства Associated Press в 2013 году была опубликована новость о том, что в Белом доме прогремели два взрыва. Позже сообщение было опровергнуто, а агентство сообщило о взломе аккаунта.  
 
Главный редактор петербургских страниц газеты «Коммерсантъ» Андрей Ершов на форуме «Медиа-старт» назвал интернет «идеальной средой для распространения фейковых новостей». По его мнению, поводом для ложных сенсаций в современных СМИ часто становятся сообщения в соцсетях и на неизвестных сайтах, которые, как выясняется позже, были созданы только для распространения неверной информации. 
 
В эпоху интернетизации, отметил в разговоре с участниками форума директор информационного агентства «РИА Новости» в Петербурге Константин Шолмов, возможно появление не только фейковых страниц, но и фейковых людей. «Мы живем в эпоху, когда появляются виртуальные ньюсмейкеры», - сказал Шолмов. Он добавил, что «фейк – это сильное оружие» и что в вымышленные новости люди почему-то верят сильнее и охотнее, чем в настоящие.   
 
Погоня за эксклюзивом, отмечают эксперты, иногда может обернуться потерей доверия аудитории. «Любой журналист ведет себя как бульдог, которому предлагают ветчину, когда ему предлагают эксклюзив», — сказал на форуме директор петербургского регионального информационного центра (РИЦ) ТАСС Александр Потехин. По его мнению, журналист всегда должен думать о том, кому может быть выгоден «слив» информации. 
 
О том, что факты необходимо перепроверять, молодым журналистам напомнил и Андрей Ершов. «Серьезные СМИ дорожат своей репутацией, дорожат своими читателями. И если читатель почувствует обман, то он уйдет», - сказал главред петербургского «Коммерсанта». Александр Горшков также посоветовал не следовать слепо за информационным поводом. «Задача журналиста и редакции, если мы себя хоть чуть-чуть уважаем, – включать голову, а не тупо идти за той повесткой, которую нам предлагают пиарщики, власти, политики и так далее», - добавил руководитель «Фонтанки.ру».
.

Наталья Гиевская