Медиановости /
Интернет

6 февраля 2017 22:08

Месяц без «Яндекс.Новостей»

Месяц без «Яндекс.Новостей»
 
Приказы Роскомнадзора, разъясняющие процедуру фильтрации контента новостных агрегаторов, вступили в силу 6 февраля, через месяц после вступления в силу самого закона. Пока ведомство проходит «адаптационный период», оставшиеся без трафика «Яндекс.Новостей» незарегистрированные СМИ подсчитывают охват аудитории в новых условиях и вполне им довольны.
 
Опубликованные 3 февраля приказы Роскомнадзора прояснили детали того, как и кто может требовать удаления из новостных агрегаторов недостоверной или фальсифицированной информации.
 
В реестр «отслеживаемых» войдут только новостные агрегаторы с российской аудиторией более 1 млн пользователей в сутки. Как предполагает пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский, среди «счастливчиков» может не оказаться даже Google: «Предварительные расчеты, которые мы делали в прошлом году, не давали такой посещаемости».
 
Незарегистрированным больше не рады
 
У владельца каждого занесенного в реестр агрегатора появится свой личный кабинет в специальной «системе взаимодействия» с Роскомнадзором. Именно через него (а также более традиционными способами) и будет поступать информация о нарушениях. Все данные будут выкладываться и в открытый доступ, пообещал пресс-секретарь в разговоре с Лениздат.Ру. Проигнорировавшие требования ведомства поисковики могут поплатиться административным штрафом от 600 тысяч до 1 млн рублей за первый промах и до 3 млн рублей за последующие. «Любой бизнес может разориться при таких штрафах», — заметил Вадим Ампелонский.
 
При этом поисковики не будут нести ответственность за публикации официально зарегистрированных СМИ, а также сайты органов государственной власти РФ и субъектов РФ и прочих организаций с государственным участием. Именно это заставило крупнейший российский агрегатор «Яндекс.Новости» принять решение не допускать до выдачи незарегистрированные СМИ. Кстати, отказывая им, компания отказала и части государственных порталов. «Но это скорее техническая проблема, я думаю, мы вскоре ее решим», — уверен Вадим Ампелонский.
 
Фактически новые положения закона действуют еще с начала года, но до того, как ведомство будет готово работать с запросами, пройдет еще месяц-два: такой «адаптационный период» Роскомнадзор предусмотрел, чтобы войти в курс дела: в ведомстве будут заниматься составлением реестра, уточнением посещаемости и прочими подготовительными работами.
 
Людей под новые функции, впрочем, в Роскомнадзоре не прибавилось: контроль за недостоверной информацией добавится к прочим обязанностям штатных сотрудников ведомства. Мониторингом для надзорного органа занимаются специальные подразделения в подведомственной организации «Радиочастотный центр Центрального федерального округа».
 
Сами разберутся
 
Впрочем, на Роскомнадзор возлагаются только рассмотрения судебных решений и обращений уполномоченных органов государственной власти. Все жалобы пользователей должны направляться напрямую к поисковикам. Ситуация получается аналогичной так называемому закону о праве на забвение, когда поисковики обязали самостоятельно принимать решения по запросам граждан. Фактически за ними были закреплены функции судов или правоприменительных органов, которые не только не свойственны коммерческим организациям, но и для выполнения которых у них просто нет возможностей. «Эта проблема особенно заметна при работе с обращениями об удалении ссылок на незаконную или недостоверную информацию, — отмечалось в официальном блоге «Яндекса». —  Часто при рассмотрении таких обращений нужно определить, имело место какое-то событие или нет. У "Яндекса" нет ни технической возможности, ни правовых оснований выяснить это».
 
Ампелонский же со своей стороны заметил, что «Яндекс» можно упрекнуть в том, что иногда компания отказывает даже тем пользователям, у которых есть на руках судебное решение.
 
Несмотря на риск лишиться части посетителей, незарегистрированные СМИ не спешили подавать документы в Роскомнадзор в конце 2016 года. Статистические показатели по такой активности приблизительно соответствуют «сезонной норме» (в конце года, как пояснил Вадим Ампелонский, заявок на регистрацию СМИ традиционно приходит чуть больше). «Какого-то суперувеличения мы и не ожидали, — рассказал он Лениздат.Ру, — в основном новостными агрегаторами индексировались те СМИ, которые уже имели регистрацию. Понятно, что некоторые ресурсы, подавали заявление на включение в новостные ленты "Яндекс.Новостей", не будучи зарегистрированными, но по нашим ощущениям их было не так уж много».
 
Разницы не заметили
 
Тем временем интернет-газета «Бумага», которая принадлежит к тем самым «немногим» ресурсам, проводит свой эксперимент. В издании решили «не пороть горячку» и проследить, как скажется на посещаемости выдворение незарегистрированного СМИ из «Яндекс. Новостей», чтобы сделать выводы на основе конкретных цифр. Пока результаты обнадеживающие. «Очевидно, что какие-то отдельные новости, прежде всего связанные с происшествиями, стали собирать меньше просмотров, но глобально это на нашу посещаемость не повлияло, — рассказал Лениздат.Ру главный редактор портала Кирилл Артеменко. — Даже наоборот, январь у нас выдался очень хороший, потому что основной трафик мы получаем из социальных сетей и прямыми переходами — у нас довольно постоянная аудитория».
 
Не заметил существенного уменьшения посетителей и основатель другого незарегистрированного портала Roem.ru Юрий Синодов. «"Яндекс" и так давал нам ничтожный процент трафика, — рассказал он Лениздат.Ру. — Оказалось даже, что в январе наша посещаемость была выше, чем в декабре».
 
Хотя российское законодательство интернет-газета «Бумага» соблюдает, в мониторинг Роскомнадзора она не хочет попадать вовсе не из-за необходимой возни с документами. «Роскомнадзор кажется недружественной к СМИ организацией, — объяснил главный редактор, — а идти к такой организации, чтобы расписаться в согласии соблюдать правила, которые мы не считаем разумными, кажется нам странным». А Юрий Синодов напомнил о том, что регистрация СМИ к тому же стоит денег — около 40 тысяч рублей. «Честно говоря, я не настолько ценю трафик "Яндекс.Новостей", — заметил он в разговоре с Лениздат.Ру. — И тем более — трафик людей, которые не являются нашей целевой аудиторией. Потому что тех людей, которые ищут материалы по конкретным запросам, "Яндекс" все-таки к вам приводит».
 
Одна из особенностей еще одного незарегистрированного СМИ, портала Sports.ru, — значительная доля пользовательского контента, который редакционный коллектив не рискует отдавать под государственный надзор. Не имеющий регистрации TJournal со своей стороны сам программирует анализирующих СМИ и социальные сети роботов и собирает самое важное на страницах проекта и, по всей видимости, не хочет вмешивать Роскомнадзор в этот процесс. Roem.ru же не уверен, что готов взять на себя ответственность за все комментарии пользователей к журналистским материалам. Эти же соображения заставили часть СМИ вовсе закрыть комментарии на своих ресурсах, на что руководство портала идти не хочет.
 
В целом же Кирилл Артеменко считает, что пока ничего существенно не поменялось, если рассматривать локальный пример «Бумаги». Так, редактор вспомнил не отразившуюся новость о возможном увольнении библиографа Российской национальной библиотеки Татьяны Шумиловой, которую ресурс опубликовал если не первым, то одним из первых. «Расстраивает ли это нас? Да не очень, ее и так хорошо читали на сайте и репостили в соцсетях», — заключил он.
 
Другой вопрос, что на отрасли в целом, по мнению Артеменко, такой поворот может сказаться крайне негативно. «Совершенно понятно, что закон вреден, — уверен руководитель «Бумаги». — Давайте посмотрим на издания, которые по разным причинам не зарегистрированы как СМИ. Это весь холдинг Look at media, TJournal, Sports.ru. В итоге сейчас в выдаче "Яндекса" по вине этого закона мы наблюдаем нерелевантную выборку источников. И мы имеем агрегатор, который выдает неполную подборку информации».
 
С другой стороны, Юрий Синодов считает изменения в законе несущественными для СМИ. «Просто произошло некоторое перераспределение внимания аудитории, причем в основном в сторону государственных СМИ, — заметил он. — Но это никакая не новость, потому что уже давно в пятерке топовых новостей «Яндекса» не появляется почти ничего, кроме одобренных, государственных СМИ. Потому что, на мой взгляд, это может вызывать всяческие вопросы типа «А кто это сделал, кто вас надоумил», которые совершенно не нужны "Яндексу"».
 
Заметим, что перемены не затронули сервис «Яндекс.Дзен». «"Дзен" — это не новостной агрегатор, у него нет задачи формировать информационную картину дня, — прояснила Roem.ru глава пресс-службы «Яндекса» Ася Мелкумова. —  "Дзен" — это персонально подобранная лента самого разного контента: она отражает то, чем увлекается человек, какие у него хобби и интересы. Персонализация — главное свойство "Дзена": каждый пользователь получает свой собственный набор контента в соответствии со своими интересами».

Катерина Яковлева