«Победой добра» корреспондент MR7.ru Сергей Кагермазов назвал развязку своего странного призыва в армию, который СМИ связывают с именем спикера петербургского ЗакСа Вячеслава Макарова. Шестеро из восьми членов призывной комиссии 25 апреля проголосовали за замену военной службы гражданской, никаких обвинений в адрес журналиста у них не нашлось.
Более ранние заявления на прохождение альтернативной гражданской службы (АГС), поданные Сергеем Кагермазовым в срок, нашлись, и комиссия не предъявила корреспонденту никаких претензий в том, что он якобы «бегал» от военкомата. Теперь, после медкомиссии осеннего призыва, его ожидает 21 месяц АГС. Заметим, что для ее прохождения журналиста могут отправить в любой регион страны, хотя в основном призывникам предоставляют работу по месту жительства.
«Я рассматривал все варианты развития событий, но был абсолютно уверен в своей правоте, — рассказал Лениздат.Ру Сергей Кагермазов. — Все было максимально вежливо и корректно, единственное, мы подискутировали с врио начальника военкомата, который единственный был против, но это тоже было в рамках приличий». Кроме врио начальника в комиссии был один воздержавшийся, остальные члены проголосовали за то, что журналист может пройти АГС. Мнение Вячеслава Макарова о том, что альтернативная служба — не для Кагермазова, в военкомате не поддержали.
«Мы ожидали, что будем бороться до конца, и рады, что все произошло именно так, — рассказал Лениздат.Ру главный редактор сайта MR7 Сергей Ковальченко. — У призывной комиссии не было никаких юридических оснований отказать Сергею Кагермазову в прохождении альтернативной службы».
Тень Макарова
Военкомат «вспомнил» о журналисте к окончанию его призывного возраста, несмотря на то, что в предыдущие годы он исправно подавал заявления на прохождение альтернативной службы. Такой внезапный интерес военкомата к Сергею Кагермазову СМИ так или иначе связывают с именем спикера петербургского Закса Вячеслава Макарова. Еще в феврале, после вопроса корреспондента о том, не стыдится ли спикер своей маленькой зарплаты, чиновник припомнил Кагермазову его предыдущие тексты и пожелал послужить в армии.
Косвенно эту связь подтверждает тот факт, что начальник военкомата Приморского района ожидал корреспондента MR7 у здания Законодательного собрания в то время, когда журналисты обычно покидают его после заседания, и даже не проверил его паспорт.
Расходятся мнения о том, лично ли «напустил» военкомат на Кагермазова Макаров, или же это сделали другие обитатели Мариинского дворца в попытке «выслужиться». Уверен в ключевой роли «шестерок» спикера, к примеру, депутат петербургского ЗакСа Максим Резник. В то же время вышеупомянутый представитель военкомата на вопрос Сергея Кагермазова, действует ли он по приказу Макарова, утвердительно кивнул, как подтверждают свидетели.
Однако никаких демаршей против спикера ЗакСа или других чиновников в редакции MR7 не планируют. «Мы не будем уподобляться этим людям и обойдемся без всяких «подпрыжек», — объяснил главный редактор. — Пока тему можно закрыть, мы очень рады, что все поступили так, как и должны были по закону. Будем жить дальше и, естественно, будем писать про Макарова так же, как раньше».
Поддержать Сергея Кагермазова к военкомату пришли коллеги из других СМИ, а также депутат петербургского ЗакСа Борис Вишневский (чем, по словам старшего помощника военкома Аркадия Глазова, нанесли последнему «моральные страдания»). А ранее многие журналисты пытались поддержать коллегу в меру сил: к примеру, подборки текстов Кагермазова о Макарове публиковали «Новая газета» и «Эхо Москвы в Петербурге».
На сторону Сергея Кагермазова встал и петербургский Союз журналистов, который в том числе подготовил и письма в адрес командующего Западным военным округом Андрея Картаполова, вице-губернатора города Александра Говорунова и Заксобрания Петербурга.
«Поддержка была колоссальная, очень помогала, — благодарит коллег Сергей Кагермазов. — Я впервые оказался в ситуации, когда нужна была общественная поддержка, и на собственной шкуре ощутил, как это важно, необходимо и помогает. Даже в таких не самых опасных вещах — что бы ни происходило с людьми, надо их поддерживать».
Журналисты против спикера
Петербургские журналисты имеют богатый опыт совместного противостояния и Вячеславу Макарову лично. Так, сам Сергей Кагермазов участвовал и в бойкоте, который журналисты объявили Вячеславу Макарову в июне 2016 года. Тогда корреспонденты восьми петербургских СМИ (MR7.ru, ЗАКС.Ру, «Агентство бизнес новостей», «Эхо Москвы в Петербурге», «Фонтанка.ру», «Росбалт», «Деловой Петербург» и «Коммерсант») отказались задавать спикеру вопросы во время традиционного пресс-подхода в день заседания городского парламента 23 июня.
На эту акцию журналистов спровоцировала обязательная премодерация вопросов к спикеру ЗакСа, которая, по их словам, осуществлялась на протяжении нескольких лет.
Тогда Сергей Кагермазов в разговоре с Лениздат.Ру приводил пример злоупотребления такой премодерацией. «В ту неделю, когда Топонимическая комиссия утверждала название моста (мост Кадырова. — прим. Лениздат.Ру), получилась неприятная ситуация: после моего вопроса про мост Кадырова Тимошенко ответила, что такой вопрос еще будет задан, но он так и не прозвучал, — рассказал корреспондент. — Через неделю пришлось их обмануть: согласовать один вопрос, а задать другой».
При этом, как замечал тогда же редактор «Агентства бизнес новостей» Василий Романов, такой порядок — нововведение именно Вячеслава Макарова, при его предшественнике Вадиме Тюльпанове подобных ограничений в журналистской работе не было. «Спросить его можно было на любую тему, — вспомнил он. — Пресс-подходы же Вячеслава Макарова становились все менее содержательными. Это уже не журналистика, а постановка».
Аналогичный протест журналисты выражали и в 2014 году.
А в марте 2015 года журналисты протестовали против подписанного Вячеславом Макаровым документа, который не позволял неаккредитованным сотрудникам СМИ проходить дальше помещения пресс-службы. Перемещение по зданию парламента, согласно правилам, было возможно только в сопровождении сотрудников управления по информации. Журналисты в ответ на такие ограничения пришли в ЗакС в футболках с надписями «Нет цензуре», в которых их не пропускали в Законодательное собрание, а тех, кто переодевался внутри, пытались выпроводить из здания.
Тогда же руководители 18 петербургских СМИ собирались направить Макарову письмо с просьбой урегулировать ситуацию, однако председатель ЗакСа их опередил и уже в апреле отменил новые правила.