Медиановости
/ Власть, Конфликты, Несвобода слова, Петербург

19 марта 2015 00:40

С Конституцией в ЗакС нельзя

 
Журналистам петербургских СМИ 18 марта пришлось отвоевывать право свободно заходить в ЗакС. Переодевания, полиция, недействительность пропусков, вольные трактовки законов, надзор госпожи Кукушкиной, ее особые распоряжения и отсутствие ясных ответов от аппарата Мариинского дворца. Хотя бы футболки разрешили.
 
Журналисты Петербурга решили проверить, действительно ли в ЗакСе нарушаются права СМИ, и коллегиально разъяснить ситуацию у председателя Вячеслава Макарова. 18 марта было выбрано не случайно: в пресс-службе сообщили, что в этот день Макаров ответит на все вопросы журналистов. За разъяснениями новых правил работы в парламенте пришло около 20 сотрудников СМИ.
 
Неожиданный дресс-код
 
В напоминание о необходимости соблюдать законы РФ (а именно их может нарушать полумифический «новый регламент») 10 журналистов надели футболки с надписью «Нет цензуре!» на груди и выдержками из 29 статьи Конституции (о свободе слова и получения информации) на спине. 
 
Но именно вокруг этих футболок  и разгорелся скандал прямо на входе в здание Мариинского дворца. Через турникет успели пройти только двое журналистов с Конституцией на спине – корреспондент «Новой Газеты» Александра Гармажапова и корреспондент портала «Закс.Ру» Светлана Зобова. Венеру Галееву из «Фонтанки.ру» охрана пропускать отказалась, сообщив, что необходимо «выяснить вопрос с формой одежды». Распоряжение полиция получила лично от начальника управления материально-технического обеспечения парламента Алены Кукушкиной. Напомним, госпожа Кукушкина является инициатором ужесточения правил работы журналистов в Мариинском дворце. У турникета столпились все не успевшие пройти внутрь журналисты, требуя предъявить хоть какой-нибудь документ, который бы давал право препятствовать работе СМИ.  
 
Тем временем Алена Кукушкина лично встретила  Александру Гармажапову и Светлану Зобову у лестницы, ведущей к залу заседаний. Кукушкина настойчиво потребовала у журналисток спуститься обратно в холл. 
 
Журналисты спорили с охраной около часа (пленарное заседание уже давно началось), понемногу перемещаясь по другую сторону «вертушки»: пропускали тех, кто снимал футболки. Постоянная аккредитация или разовый пропуск – все временно оказалось недействительным. В ситуации попытался разобраться депутат Борис Вишневский: он сообщил охранникам, что никакого дресс-кода для журналистов нет и не может быть, представители прессы могут проходить в здание в том виде, в котором считают нужным, и требовал пропустить СМИ. Никакого действия не возымело и это. «С Конституцией в ЗакС нельзя?» ― шутили журналисты. 
 
В конце концов дошло до абсурда: главного редактора Лениздат.Ру Наталью Гончарову не пускали уже в одежде официально-делового стиля, угрожая аннулировать аккредитацию. Вопросы журналистов к полиции оставались без ответа – это уже перестало удивлять. Однако и Борису Вишневскому не удалось добиться объяснений – охрана пожимала плечами, ссылаясь на «распоряжение». Без каких-либо надписей Артему Александрову из «Закс.Ру» в прямом смысле слова преградила путь через турникет сотрудница пресс-службы, хотя он надел на футболку пиджак (позже в таком виде он беспрепятственно передвигался по ЗакСу). А у корреспондента Лениздат.Ру Катерины Яковлевой второго комплекта одежды не оказалось. Но даже после того, как футболка «Нет цензуре!» сменилась на жилетку, которую пришлось одолжить у коллеги из «Фонтанки.ру», доступ в Законодательное собрание был закрыт. На этот в качестве стоп-фактора сыграли открытые плечи журналистки. Пройти удалось только после второго переодевания – уже в толстовку, которую тоже в спешке пришлось одолжить у коллеги. 
 
Выловить и предотвратить
 
У сотрудников пресс-службы не было единого мнения о характере нарушения со стороны журналистов. 
 
Объясняли: участники заседания должны соблюдать официально-деловой стиль. Журналисты удивлялись – СМИ  вообще не являются участниками заседания.
Объясняли: одинаковые футболки ― это несанкционированная акция, так как одежда может расцениваться как средство наглядной агитации. Журналисты замечали: как раз сегодня депутаты ЗакСа в честь годовщины аннексии Крыма надели георгиевские ленточки –  в таком случае это тоже несанкционированная акция? Уже позже Борис Вишневский заметил: даже на пресс-конференции Владимира Путина вопрос задавал журналист в футболке с надписью «Укроп», а надпись «Нет Цензуре!» в ЗакСе запрещают. 
 
Объясняли: аккредитованный журналист не должен вмешиваться в ход мероприятий, в том числе совершая действия, цель которых – привлечь внимание присутствующих. А синие волосы, яркая толстовка или, наконец, красивая фигура – привлекают внимание? – интересовались журналисты. 
 
Но и после того, как все сотрудники СМИ преодолели бдительный кордон (последний аккредитованный журналист был допущен в ЗакС через час после начала заседания), в покое их не оставили. Все аргументы  повторялись в разных комбинациях – тех журналистов, которые снова надевали футболки, просили их снять. Убедительно – вплоть до вызова полицейских. Корреспондента «Закс.Ру» Марию Смирнову Алена Кукушкина и вовсе «задержала» в дамской комнате и «отконвоировала» в кабинет пресс-службы. Там для журналистки распечатали стопку законов и потребовали ознакомиться с ней и расписаться в ознакомлении.  
Ответа на вопрос, почему «фейс-контроль» осуществляла  Алена Кукушкина, которая не является сотрудником пресс-службы, журналисты так и не получили. Почему именно госпожа Кукушкина отдает распоряжения управлению по информации и общественным связям – тоже. 
 
«А теперь по поводу Крыма»
 
Обещанного пресс-подхода Вячеслава Макарова ждали все с большим нетерпением. Накануне заседания, 17 марта, депутат Марина Шишкина передала председателю парламента обращение секретариата Союза журналистов Петербурга, где медиасообщество выражало свою тревогу в связи с ущемлением прав СМИ. Вячеслав Макаров обещал в ситуации разобраться. 
 
Но когда председатель ЗакСа вышел к журналистам, объяснять новые правила он не спешил. Среди шквала вопросов («Почему журналистов сегодня не пускали в ЗакС?», «Кто ввел новые правила по аккредитации?», «Кто такая Кукушкина?», «Можно ли приходить в таких футболках?») в какой-то момент прозвучал вопрос о Крыме, и именно на этой теме решил сосредоточиться Макаров. Дважды после вопросов о правах СМИ председатель парламента отвлекался на тему Крыма, на все остальные вопросы он  отвечал одной лаконичной фразой: «Никаких ограничений в работе журналистов в Законодательном собрании не было, нет и не будет». Кроме того, он желал журналистам успехов и выражал уверенность, что с ними у ЗакСа будет тесное и продуктивное сотрудничество. Завершил пресс-подход Вячеслав Макаров фразой «Я против того, чтобы в журналистике была цензура, ее нет и не будет». И только, уже уходя, бросил в ответ на очередной вопрос «Можно ли приходить в таких футболках в ЗакС?» ― «Можно». 
 
После чего Кукушкина ослабила надзор за прессой. Хотя еще во время выступления Макарова на Артема Александрова сотрудница пресс-службы пыталась надеть пиджак, который он хотел снять. Напомним, на Александрове была «некорректная и неэтичная» футболка. 
 
Военный объект ЗакС
 
Словам Макарова о «тесном и продуктивном» сотрудничестве с журналистами противоречит тот факт, что в течение часа Алена Кукушкина не допускала корреспондентов до заседания ЗакСа. Депутаты Марина Шишкина, Борис Вишневский и Алексей Ковалев после пресс-подхода высказывались в кулуарах, что подобные действия со стороны аппарата Мариинского дворца дискредитируют в глазах СМИ, а значит и их аудитории, работу всего Законодательного собрания. 
 
Выступление Макарова перед СМИ 18 марта никак не помогло прояснить вопросы вокруг изменений регламента от 12 марта (в них в числе прочего сообщается, что не аккредитованных при ЗакСе журналистов не будут пускать дальше пресс-службы).
 
Ингрид Пильдес, начальник сектора по связям с общественными объединениями ЗакСа, в беседе с Лениздат.Ру пожаловалась, что журналисты преувеличивают и искажают факты. Так, по ее словам, корреспондент, который пожаловался в соцсети, что в туалет Заксобрания его вели под конвоем, на самом деле сам просил ее показать, где находится уборная. «Журналисты не разобрались в ситуации и повели себя некорректно, нагнетая ситуацию», ― считает Пильдес. Как объясняют в самой пресс-службе, никаких изменений и нет – только уточнения. И инициированы они вовсе не управлением по информации, а Аленой Кукушкиной. Пресс-службе лишь остается выполнять распоряжения.
 
Но депутат Алексей Ковалев зачитал заинтересованным журналистам  выдержку из ФЗ 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов России», в которой прописано: вопросы внутреннего распорядка могут решаться только постановлением законодательного органа и при общем обсуждении депутатов. Никто из депутатов, с которыми удалось пообщаться Лениздат.Ру документа об изменении правил работы СМИ, не видел, а значит, и одобрить их не мог. Таким образом, любые внутренние распоряжения (а именно так называли в пресс-службе новые правила – «внутренним документом») являются незаконными. После заседания 18 марта Ковалев направил в прокуратуру Петербурга обращение о неисполнении городским парламентом вышеуказанного закона. 
 
Борис Вишневский в беседе с Лениздат.Ру напомнил о «бешеном» сопротивлении ЗакСа в ответ на предложения публиковать стенограммы заседаний. «На мой взгляд, все, что произошло сегодня –  прямое продолжение этой истории. Это стремление превратить Законодательное собрание в закрытую зону: в нечто среднее между воинской частью и военным объектом, ― считает депутат. ― Но парламент – это открытое учреждение по своей сути. Какие ограничения, какие футболки? Это ваше дело – в чем вам ходить». 
 
Депутаты также были удивлены, как можно было раздуть такой скандал на пустом месте. Они надеются, что в скором времени отношения Законодательного собрания с журналистами «будут возвращены в прежний вид без всяких неудобств».
 
Напомним, с 12 марта изменились правила прохода сотрудников СМИ в здание Заксобрания. В частности, для журналистов, имеющих постоянную аккредитацию, якобы ничего не изменилось – они по-прежнему могут свободно проходить в здание при предъявлении документов. Впрочем, побывавшие в Мариинском дворце корреспонденты утверждают, что их просили пройти в пресс-службу и сообщить цель своего визита.
 
В основном новшества вводятся для представителей СМИ, не аккредитованных при городском парламенте и получающих разовый пропуск для доступа в здание. Теперь, как на личном опыте убедился Лениздат.Ру, при входе они обязаны предъявить документы, удостоверяющие личность, дождаться сопровождающего от пресс-службы, проверить, нет ли надписей на их одежде и надеяться, что внимание Алены Кукушкиной обойдет их стороной. 
  • Фоторепортаж: «Журналисты против ужесточения правил работы СМИ в ЗакСе»
  • Фоторепортаж: «Журналисты против ужесточения правил работы СМИ в ЗакСе»
  • Фоторепортаж: «Журналисты против ужесточения правил работы СМИ в ЗакСе»
  • Фоторепортаж: «Журналисты против ужесточения правил работы СМИ в ЗакСе»
  • Фоторепортаж: «Журналисты против ужесточения правил работы СМИ в ЗакСе»
  • Фоторепортаж: «Журналисты против ужесточения правил работы СМИ в ЗакСе»
  • Фоторепортаж: «Журналисты против ужесточения правил работы СМИ в ЗакСе»
  • Фоторепортаж: «Журналисты против ужесточения правил работы СМИ в ЗакСе»
  • Фоторепортаж: «Журналисты против ужесточения правил работы СМИ в ЗакСе»
  • Фоторепортаж: «Журналисты против ужесточения правил работы СМИ в ЗакСе»
  • Фоторепортаж: «Журналисты против ужесточения правил работы СМИ в ЗакСе»
  • Фоторепортаж: «Журналисты против ужесточения правил работы СМИ в ЗакСе»
  • Фоторепортаж: «Журналисты против ужесточения правил работы СМИ в ЗакСе»