Медиановости
/ Бизнес, Власть, Конфликты

9 августа 2017 11:02

«Стоик»: Незаконные торги оправдывают выборами президента

На прошлой неделе ФАС России признал ряд нарушений закона «О конкуренции» со стороны петербургского комитета по печати при проведении торгов на размещение рекламных конструкций. Возмущение местных операторов рынка реализовалось в виде 27-ми жалоб, которые рассматривало федеральное ведомство. Впрочем, комитет фактически отказался исполнять предписание ФАС и провел конкурс в заявленные ранее сроки (несмотря на то, что ФАС обязывал комитет перенести их). Одним из заявителей по делу комитета по печати была группа компаний «Стоик». Лениздат.Ру поговорила с председателем совета директоров этой ГК Татьяной Сергевниной, чтобы узнать позицию части операторов рынка по поводу ситуации с торгами.

– 3-го августа в Петербурге все-таки прошла процедура вскрытия конвертов в рамках конкурса по размещению наружной рекламы. Вы – одни из тех, кто оспаривал условия конкурса. Приняли ли вы в итоге в нем участие?
– Нет. Комитет по печати запустил эту процедуру вопреки предписанию ФАС России устранить замечания и продлить срок подачи заявок. Хотя при исправлении конкурсной документации, согласно замечаниям ФАС, торги могли бы пройти законно – в сентябре или октябре этого года. Для торгов, которых Петербург ждет с 2013 года, это не принципиальное изменение по времени. В таком большом деле, как торги на десять лет, надо помнить пословицу: «Поспешишь – людей насмешишь».

– Почему, на ваш взгляд, комитет по печати пошел на противостояние с ФАС России?
– Этим же вопросом задаются и уважающие закон представители власти, руководители рекламных компаний, общественность. Комитет по печати решил проявить поспешность, которая, на мой взгляд, подвергает участников торгов риску: заключенные с комитетом договоры могут быть расторгнуты по решению суда, в том числе и антимонопольного.

На торгах по наружной рекламе комитет по печати пытается продать, условно говоря, «контрабандный товар». Видимо, организаторы и сами это понимают, устанавливая ограничения по максимальной цене и, следовательно, сознательно не добирая деньги в бюджет города. Быстренько заключив договора с победителями конкурса, комитет перекладывает всю ответственность на рекламщиков. Это им потом придется судиться, считать убытки, оспаривать проведение торгов. А где в это время будет руководство комитета? Тут «либо падишах помрет, либо ишак», либо здоровье подведет.

– Почему, понимая все это, рекламные организации участвуют в торгах?
– У каждого свои интересы. Кто-то подготовил такой конкурс «под себя», думая, что всех – и власть, и конкурентов – заставит «плясать под свою дудку». Кто-то не хочет потерять шанс работать на втором по объему рынке Росси. Есть компании, которые не стали участвовать из-за нестабильности организатора торгов. Один из участников торгов сказал мне: «Мы думали до последнего и подготовили заявки накануне в 3 часа ночи. Решили,  что лучше быть в игре».

– Смольный как-то объяснял участникам рынка поспешность в проведении торгов, которые, исходя из решений ФАС, можно считать нарушающими закон?
– Оказывается, в адрес губернатора Георгия Полтавченко постоянно приходят обращения от всевозможных организаций с просьбами навести порядок в петербургской рекламе и в курирующем ее комитете по печати. Например, есть требование ГУ МВД по Петербургу демонтировать большое количество щитов вошедших в Схему размещения рекламных конструкций и выставленных на торги.

А с демонтажами ситуация у комитета, мягко говоря, критическая и даже, вероятно, уголовно наказуемая. ФАС однозначно говорит, что выставляя на торги место с уже установленной и не демонтированной на момент проведения торгов конструкцией, организатор торгов «создает условия заведомой невозможности исполнения договоров, заключенных на торгах».

Губернатор приказал демонтировать рекламные конструкции еще в 2016 году. Подведомственному Комитету по печати ГУП ГЦРР (Городской центр размещения рекламы – прим. ред), чтобы проводить демонтажи, специально увеличили процент поступлений средств от арендной платы за рекламные места. На то, чтобы к торгам убрать рекламные конструкции, выделялись деньги и из бюджета.

И что мы видим? К моменту проведения торгов как стояли, так и стоят не вошедшие в Схему размещения конструкций, например, трехгранные тумбы, принадлежащие компаниям «Русс Аутдор» и «Постер». Нарушающие ГОСТ рекламные конструкции, которые нависают над проезжей частью, тоже стоят. Их и требует убрать МВД.

– Комитет по печати озвучивал, что в Петербурге за 2016 год было выявлено около 14 тысяч незаконных рекламных конструкций…
– Но демонтировано было только 2 тысячи – об этом недавно сообщил Сергей Серезлеев. Может быть, к торгам не были допущены фирмы, которые не демонтировали свои конструкции, как это прописывалось ранее в мировых соглашениях? Нет, конструкции компаний «Русс Аутдор», «Реклама Центр», «Постер» как стояли, так и стоят, на них размещена реклама, и при этом эти организации допущены к торгам.

– Но рекламные конструкции вашей компании были почти полностью ликвидированы с городских улиц?
– Не только нашей. ГЦРР полностью демонтировал соответствующие ГОСТу магистральные щиты фирмы «Сайн Импекс». Но самые маленькие петербургские рекламоносители, «визитные карточки петербургской рекламы», принадлежащие фирме «Стоик», в начале лета ГЦРР демонтировал полностью, несмотря на обязательства фирмы самостоятельно убрать их к торгам.

Фактически комитет по печати полностью ликвидировал бизнес в наружной рекламе этих компаний, не дав возможности получить кредиты под оборудование, и задолго до торгов лишил эти малые предприятия возможности участвовать в этой процедуре.

Сейчас, объясняя поспешность в проведении торгов и не демонтируя рекламные конструкции, нарушающие ГОСТ, правила благоустройства и другие нормативные акты, выставляя на торги места под рекламу с установленными конструкциями и создавая явные преференции некоторым компаниям, Смольный, говорят, оправдывает это тем, что накануне президентских выборов Петербург может остаться без наружной рекламы. Но интересно – какой кандидат в президенты рискнет проводить свою рекламную кампанию на рекламных конструкциях, нарушающих ГОСТы ГИБДД или правила благоустройства города?