Медиановости
/ Власть, Конфликты, Медиасреда, Несвобода слова

23 мая 2018 11:26

«Коммерсант»: Столкнуть Роскомнадзор и прокуратуру вряд ли удастся

Движение «Цифровое сопротивление», запущенное Павлом Дуровым для поддержания доступа к мессенджеру Telegram, стало обретать очертания, пишет обозреватель «Коммерсанта» Владислав Новый.

По сведениям издания, к 22 мая в России заблокированы 81 VPN- и прокси-сервис, созданные для обеспечения доступа к мессенджеру. Еще десять сервисов были разблокированы после того, как закрыли такой доступ. Назвать точное число средств обхода блокировки Telegram «не представляется возможным, поскольку оно непостоянно», отмечают в ведомстве. Таким образом, о масштабе «Цифрового сопротивления» пока можно судить по комментариям стороны, скорее заинтересованной преуменьшать его размер. Но судя по реакции участников рынка и правозащитников, потери в противостоянии с Роскомнадзором ощутимы — настолько, что они уже ищут защиты у других госорганов.

Ни в законе, ни в других нормативных актах, пишет автор, нет основания для действий Роскомнадзора по блокировке и разблокировке VPN, а это — повод для проверки прокуратуры, уверен гендиректор провайдера Diphost Филипп Кулин. Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев также предложил Генпрокуратуре проверить действия Роскомнадзора в ходе блокировки Telegram, от которой пострадали добропорядочные ресурсы. Его жалоба включена в ежегодный доклад бизнес-омбудсмена Бориса Титова президенту Владимиру Путину.

Но столкнуть таким образом два ведомства вряд ли удастся. Оказывается, как раз прокуратура и инициировала блокировку VPN. Как рассказали в Роскомнадзоре, еще 16 апреля Генпрокуратура поручила заблокировать доступ к распространяемым в Telegram материалам, пропагандирующим и оправдывающим деятельность запрещенных в России международных террористических организаций — «Исламского государства Ирака и Леванта», «Джебхат ан-Нусры», «Джебхат Фатх аш-Шама», «Ахрар аш-Шама» и других незаконных формирований на территории Сирии, а также ограничить доступ к сервисам, позволяющим обходить такие блокировки.

Так Генпрокуратура фактически выступила регулятором рынка VPN, хотя бизнес готовился к задействованию государством других инструментов. Еще в ноябре 2017 года вступил в силу закон, по которому VPN и другие средства анонимизации по решению ФСБ должны ограничивать доступ к запрещенным сайтам, иначе сами попадут под блокировку. Этот закон пока остается невостребованным, но «Цифровое сопротивление» вскоре может попасть под новые санкции. Госдума во втором чтении одобрила законопроект о штрафах для владельцев VPN и анонимайзеров. Для граждан они должны составить 10–30 тыс. руб. а для юридических лиц — 50–300 тыс. руб. Поэтому имеет смысл закладывать в бюджет сервисов VPN дополнительные расходы.