Государство усиливает свое влияние в медиасреде, а в ответ получает расцвет независимых проектов и новые каналы распространения информации. Продолжаем подводить итоги десятилетия в российской журналистике. Своим мнением с «Лениздатом» поделилась директор, ведущий юрист Центра защиты прав СМИ Галина Арапова:
- Первое изменение, которое имеет смысл отметить, это усиление огусадарствления средств массовой информации. С одной стороны, госСМИ становится все больше. С другой, эксперты отмечают, что за последнее десятилетие стало больше пропаганды на федеральных каналах, особенно связанной с общественно-политическими событиями и действиями России за пределами ее территории, речь про Донбасс, Крым, Сирию. Это бросается в глаза. 10 лет назад такого не было, хотя государственные СМИ и были уже достаточно активны. Огосударствление, монополизация телевидения произошла раньше, чем 10 лет назад, но именно в последние годы эти тенденции стали настолько яркими, что, по моим ощущениям, даже тем телезрителям, которые традиционно сидели и смотрели телевизор, даже им все это надоедает.
Второе, что изменилось в прессе, это то, что за последние, может не 10 лет, а чуть меньше, стало больше новых, современных он-лайн проектов. Они достаточно интересны. Они используют новые приемы для донесения информации до аудитории и новые каналы распространения – социальные сети, мессенджеры. Таким образом традиционная пресса смогла охватить большую аудиторию, в том числе тот сегмент, который активен онлайн. Мне кажется, журналистика дрейфует в эту сторону и вполне успешно осваивает эти новые каналы.
И последнее, что бы я отметила, это новые расследовательские проекты. Журналистам эта сфера интересна, они туда все чаще приходят. Возможно, это происходит как раз потому, что СМИ перекормили пропагандой, из-за слишком сильного давления, контроля государства за прессой, за журналистами, огромного количества ограничений, которые вводятся через законодательство, была достигнута критическая точка, когда, хоть в государственных СМИ и платят больше, журналисты выбирают для себя более честную, открытую журналистику данных или расследований. И приятно осознавать, что журналисты перестают принимать навязываемые условия игры: инфотеймент или обслуживание власти – и уходят на собственные платформы, которые работают для общества, защищают его интересы.