Уходящие 2010-е «подарили» нас поправки в законы, которые запретили рассказывать про суициды, про наркотики, про все, что может оказаться опасно для детей и еще много другие разных «про…». Особенно остро это чувствуют в изданиях, которые пишут про власть, преступления и наказания, про права человека. Своим мнением о произошедших извинениях в российской журналистике поделилась шеф-редактор «ОВД-Инфо» Яна Сахипова:
- У меня, кончено, правозащитный взгляд, поэтому итогом десятилетия я в первую очередь считаю усиление цензуры и наступление на свободу слова. Становится все хуже. Постоянно появляются новые способы ограничивать свободу слова. Роскомнадзор, кончено, начал работать раньше, но именно признак уходящего десятилетия – это регулярные блокировки сайтов СМИ, предупреждения за разные вещи – за пропаганду наркотиков, описание способов самоубийства, с недавних пор за фейковые новости, требования указывать, что организация запрещена на территории России, штрафы для иноагентов. Стало очень много инструментов давления на медиа, которые по мнению властей могут иметь оппозиционную повестку. Все это само по себе ограничивает свободу слова и ведет к самоцензуре, так как СМИ вынуждены постоянно следить за тем, что пишут.
Кроме того, меняется восприятие информации аудиторией. Люди уже редко могут читать дальше заголовка. И СМИ приходится бороться за внимание читателей, зрителей.
Размывается и само понятие классической журналистики. Соцсети превратились в отдельные СМИ. Стала появляться тематическая журналистика, например, правозащитная, как у нас в «ОВД-Инфо», или благотворительная, как «Такие дела». Журналисты также экспериментируют с форматами.
И наконец, меняются формы финансирования СМИ. Сейчас активно стали развивать краудфандинг. Если мы – «ОВД-Инфо» – практически с самого начала (проект был основан в 2011 году – ред.) существовали на пожертвования, то в последнее время к ним все чаще прибегают издания, у которых были иные источники средств – «Новая газета» или «Медиазона», например.