Полезное
/ Теория и практика

13 мая 2022 18:47

Как постичь «Дзен»

Как постичь «Дзен»

После блокировки иностранных соцсетей часть пользователей перекочевывает на ещё доступные площадки. Медиа пытаются успевать за трендам (и увеличивать число подписчиков, разумеется). Ранее Лениздат уже рассказывал о самом популярном сегодня Telegram, его возможностях, удобствах и преимуществах. Но есть и отечественные площадки для публикации контента и развития вашего медиа. 11 мая наша редакция посетила вебинар платформы «Сила слова». Кристина Ропперт рассказала о том, как продвигать и монетизировать контент с помощью «Яндекс. Дзена».

В конце апреля «Яндекс» заключил соглашение о продаже своих сервисов «Новости» и «Дзен» холдингу VK. О том, как изменятся (и изменятся ли) сервисы в новой экосистеме, пока можно только гадать.

Что же такое «Яндекс. Дзен»?

«Яндекс. Дзен» – это мультиформатная платформа с возможностью монетизации контента, которая может выступать в качестве блога или вспомогательной площадки для размещения ресурсов СМИ. По словам Ропперт, сейчас насчитывается около 22 млн пользователей ежедневно и 65 млн уникальных юзеров ежемесячно. В среднем они проводят 45 минут в день за чтением более 50 тысяч авторов «Дзена».

Хотя статистика аудитории у каждого автора будет своя, но у самой платформы цифры следующие:

1280x1024_a52159cd-77b8-415f-a983-7f47e9fa21b7.jfif

На «Яндекс. Дзене» можно следить не только за крупными СМИ, но и за региональными. Как пример — всем известная «Фонтанка».

1280x1024_d830fd9a-d073-4965-bbbd-cdb440132b7e.jfif

 

Какие форматы есть на «Яндекс. Дзене»?

1. Пост – потребляемый прямиком из ленты контент — текст до полутора тысяч знаков и/или галерея до десяти изображений. Также с помощью прикрепления кликабельных ссылок можно указывать иные источники или делиться файлами и материалами на сторонних ресурсах. Создавать публикации в этом формате можно через студию «Дзен», Telegram или конвертировать из RSS-ленты своего сайта.

2. Статья – первый появившийся формат в «Дзене» представляет собой лонгрид с заголовком. Внутри могут быть использованы изображения — как и в посте, они будут листаться в режиме галереи. Также в лонгриде могут использоваться эмбеды (встраиваемые в пост элементы с внешних ресурсов). Однако такой формат нельзя читать в самой ленте из-за большего количества знаков, на главной будет виден лишь заголовок, лид и изображение. Создать статью можно как с компьютера, так и с телефона.

3. Видео – от 10 секунд до 3 часов. По заверениям Ропперт, оптимальным вариантом будет хронометраж в 2-3 минуты (хотя всё зависит от специфики канала). Такие материалы отображаются в «Дзен. Видео» и «Яндекс. Видео».

4. Ролики – короткий видеоформат, потребляемый в основном с телефона благодаря разрешению 9:16 и удобному хронометражу до 2-х минут. Такой мобильный формат может быть загружен и смонтирован прямо с телефона. Система «Дзен» сама определяет формат и ставит в нужную категорию «Ролик». Эти материалы будут рекомендовать пользователям в соответствующей ленте.

5. Трансляции – стриминговый сервис со способностью сохранять записи трансляций по желанию. Максимальное время потока составляет сутки, но вы не сможете ей воспользоваться, если:

  • вы запускаете эфир с десктопа, но у вас нет ста подписчиков;
  • вы запускаете эфир с андроида, но у вас нет тысячи подписчиков;
  • у вас сколько угодно подписчиков, но вы хотите запустить трансляцию на IOS (там эта функция пока недоступна).

Те, кто перевалил нужную отметку, сможет монетизировать свои труды через сервисы Donationalerts или Donate Stream

 

Какие инструменты для медиа предлагает «Дзен»?

1. Автоматическая публикация постов и статей. Путём передачи RSS-ленты можно разграничить, что будет опубликовано как пост или статья на «Яндекс. Дзене». Таким образом автор экономит время и силы, автоматизируя публикацию материала.

2. Telegram-бот — тоже служит для автоматизации процесса публикации статей и постов и прикриплённых к ним изображений. В будущем появится возможность добавлять видеоматериалы.

3. Счётчики веб-аналитики. С их помощью можно суммировать статистику вашего сайта с платформой «Дзена» — так будет проще добиваться внимания рекламодателей, которые увидят внушительные цифры.

4. Монетизация – возможность зарабатывать с нативной рекламы, благодаря переходу по внутренним ссылкам ваших подписчиков.

 

Дополнительные инструменты:

1. Закреплённая запись. Можно вывести одну публикацию наверх канала, которая будет встречать пользователей (но вскоре можно будет закреплять до трёх). Подходит для различных функций: от рекламы вашего канала или проекта до сводки FAQ для удобства пользователей.

2. Репост. Выполняет функцию кросс-поста с другими каналами, подсвечивает важное событие/публикацию или дополняет пост новыми деталями.

3. Короткая красивая ссылка. Можно создать в «Дзен»-студии и оставлять её в качестве рекламы своего канала, дабы не показывать пользователям безликий набор стандартных цифр и букв, которые будут у только что зарегистрированного пользователя.

4. Рубрикатор публикаций. Систематизация ваших материалов в единый тематический блок, который будет виден аудитории. Полезен для навигации и расставлении акцентов.


С чего начать? Как привлечь аудиторию?

  • Хорошее и/или тематическое оформление будет лучшей рекламой вашего контента и залог того, что аудитория не сбежит, едва открыв ваш канал.

  • Регулярный постинг поможет понять вектор развития вашего канала, исходя из лайков и роста аудитории.

  • Перекинуть аудиторию с других площадок.

  • Использование разных форматов разнообразит контент и поможет понять, что аудитории нравится больше. Но не стоит заигрываться, со временем вы поймёте, какой формат для вас предпочтительнее, чтобы вы смогли на нём сфокусироваться и совершенствовали что-то конкретное.

  • Быть в курсе изменений самой платформы.

Итог

Всё вышеперечисленное может дать пользователю лишь инструмент. Дальнейшее развитие канала будет зависеть только от вас и от понимания потребностей вашей потенциальной аудитории.

Например, региональные медиа могут публиковать контент, нацеленный только на жителей конкретного региона, поэтому платформа не сможет рекомендовать его никому, кто был бы заинтересован в этих новостях.

Если медиа захочет выйти за рамки региона и освещать федеральную повестку, то нужно задать себе вопрос: сможет ли оно конкурировать с крупными федеральными СМИ, которые уже давно находятся на платформе?

Ситуацией win-win будет, если региональное медиа сможет подавать контент не только информативно, но и интересно. Создавая что-то уникальное, автор всегда останется в выигрыше и будет находиться почти что вне конкуренции. Так, канал «Люди Байкала» сконцентрировал внимание на историях людей Забайкальского края, которые будет интересно посмотреть людям, живущим даже в других регионах.


Краудфандинговая платформа «Сила слова» организует цикл бесплатных встреч с экспертами, которые рассказывают о том, как работать в новой реальности. Следующий вебинар с медиаюристом Светланой Кузевановой «Как писать про спецоперацию, не распространяя фейки и не дискредитируя» пройдёт 17 мая.


Другие материалы рубрики "Теория и практика"