«Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» — первый в России ежемесячный научно-популярный и литературный журнал, который издавался Петербургской Академией наук с 1755 по 1764 год.
Идея издавать отечественный научно-популярный журнал принадлежала М.В. Ломоносову. Еще в 1754 году в письме тогдашнему фавориту императрицы Елизаветы И.И. Шувалову Ломоносов писал:
«Весьма бы полезно и славно было нашему отечеству, когда бы в Академии начались подобные сим [прим. Речь идет о «Примечаниях», российском научно-популярном листке, издававшемся Академий Наук в качестве бесплатного приложения к «Ведомостям»] периодические сочинения; только не на таких бумажках по одному листу, но повсямесячно или по всякую четверть, или треть года, дабы одна или две-три материи содержались в книжке, и в меньшем формате, чему много имеем примеров в Европе».
Идея Ломоносова понравилась Шувалову. Могущественный любимчик Елизаветы обратился, по всей видимости неофициально, к тогдашнему президенту Академии Наук графу К.Г. Разумовскому и предложил силами ученых издавать ежемесячный академический журнал. В том же году на заседании конференции академии было принято решение о выпуске периодического издания, которое со временем и получило название «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие».
Ломоносов против Сумарокова
Появление журнала затормозил давний конфликт М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова и группы его поклонников, в которую входил, например, великий мастер Провинциальной великой ложи в Санкт-Петербурге И.П. Елагин. Ломоносов опасался, что сумароковско-елагинская группа через правую руку Разумовского, адъюнкта Г.Н. Теплова, будет использовать журнал в личных интересах, поэтому предложил на общем академическом собрании обсуждать некоторые статьи перед публикацией в журнале. Это предложение вызвало бурю критики. Против нововведения выступил поэт В.К. Тредиаковский. По его мнению, это было бы потенциальным рассадником пустых споров и привело бы к проволочкам времени. После обсуждений идея М.В. Ломоносова была отвергнута. Однако Ломоносов всё же принял участие в издании журнала, хотя и печатался там анонимно.
Фото: Wikimedia Commons
Споры вызвало и содержание «Ежемесячных сочинений». После устранения разногласий бразды правления взял академик Г.Ф. Миллер. Он, пользуясь связями и поддержкой всесильного адъютанта Разумовского Теплова, стал единоличным редактором журнала. В предуведомлении к «Ежемесячным сочинениям» он изложил своё видение содержания журнала:
«Итак предлагаемы будут здесь всякие сочинения, какие только обществу полезны быть могут, а именно: не одни только рассуждения о собственно так называемых науках, но и такие, которые в экономии, в купечестве, в рудокопных делах, в мануфактурах, в механических рукоделиях, в архитектуре, в музыке, в живописном и резном художествах, и в прочих какое ни есть новое изобретение показывают или к поправлению чего-нибудь повод подать могут».
Миллер также подчеркивал:
«Мы за правило себе приняли писать таким образом, чтоб всякой, какого бы кто звания или понятия ни был, мог разуметь предлагаемые материи».
Все перечисленные сочинения относились скорее к «пользе», а к «увеселению» причислялись стихи, сведения по истории России, материалы о придворных торжествах, законодательные акты, обзоры «знатнейших политических каждого месяца приключений» и библиографическая хроника.
Первоначально «Ежемесячные сочинения» издавались тиражом в две тысячи экземпляров, но издания не раскупались до конца. В связи с этим было принято решение сократить тираж до 1 250 экземпляров, что всё равно было больше «Примечаний» к «Санкт-Петербургским ведомостям», издававшихся в 600-700 экземплярах.
К 1757 году издание переименовали в «Сочинения и переводы, к пользе и увеселению служащие». Уже через пять лет из-за включения в редакцию отдела «Известия о ученых делах» журнал снова переименовали в «Ежемесячные сочинения и известия о ученых делах». Все эти изменения оказались внешними и на содержание журнала никак не повлияли.
Отделы «Ежемесячных сочинений»
Журнал был разделен на несколько отделов. В научной части был развит отдел истории, географии и статистики России. Подавляющее большинство материалов об истории России выпускал Г.Ф. Миллер. В 1762 году он опубликовал «Опыт новейшия истории о России». Статья Миллера была посвящена истории России начиная со смерти царя Федора Ивановича. Эта работа вызвала море негодования – по мнению читателей, в ней очернялась история России. Зная пренебрежительное и снисходительное отношение Миллера к русскому народу в целом, современники посчитали оскорбительным сам выбор темы для статьи. Ломоносов, например, писал, что Миллер «больше всего высматривает пятна на одежде российского тела, проходя многие истинные ее украшения».
Одним из самых крупных отделов был экономический. В нем печатались работы как российских, так и иностранных экономистов. В основном в нем выдвигались идеи меркантилизма, то есть необходимость активного вмешательства государства в экономику, протекционизм и т. д. Позиция журнала было достаточно прогрессивной для того времени. В нем даже случалась критика дворянско-крепостнического метода хозяйствования как неэффективного.
Донос, стихи и духовная цензура
Отдельного внимания заслуживает отдел литературы и критики. В первом же издании «Ежемесячных сочинений» вышла статья, приписываемая Ломоносову, «О качествах стихотворца рассуждение». В ней говорилось, что «стихотворство должно почитаемо быть за самую труднейшую науку» и что «правила одни стихотворческой науки не делают стихотворца, но мысль его рождается как от глубокой эрудиции, так и от присовокупленного к ней высокого духа». Это противоречило самому духу журнала по Миллеру, ведь поэтическая часть существовала именного «для увесиления» читателей в противовес полезной научной. Размышления Ломоносова поддержал Тредиаковский.
На одной из конференций редакции между Тредиаковским и Сумароковым разразился спор, и он был настолько груб и резок, что им обоим запретили публиковать эпистолы друг на друга. Но Сумароков не смог простить Тредиаковскому оскорбления и в следующем номере опубликовал «Сонет нарочно сочиненный дурным складом для показания, что есть ли мысль и изрядна, стихи порядочны, рифмы богаты, однако при неискусном, грубом и принужденном сложении, все то сочинителю никакого плода, кроме посмешества, не принесет», который высмеивал манеру стихосложения Тредиаковского.
Тредиаковский, будучи человеком обидчивым и затравленным, написал донос в Синод, высший орган церковно-государственного управления. В доносе он рассказал, что в переведенном Сумароковым 106-м псалме есть «соблазны» и «ложь на псаломника». Синод встретил эти обвинения с радостью и доложил императрице Елизавете о том, что «в ежемесячных, из санкт-петербургской Академии выходящих, примечаниях не токмо много честным нравам и житию христианскому, но и вере святой противного имеется». В итоге Синод потребовал полной конфискации журнала, однако Елизавета отказала.
Но если эта попытка духовной цензуры не увенчалась успехом, то следующий скандал, произошедший с «Ежемесячными сочинениями», сильно подкосил издание. Из февральского журнала за 1759 год в нескольких экземплярах были вырезаны страницы, на которых напечатаны элегия, станс, загадки, «мадригаллы» и «Сонет» А.А. Ржевского. Скандал загорелся из-за «Сонета или мадригала Либере Саке, актрисе итальянского вольного театра». В сонете Ржевского были следующие слова:
«Хоть неких дам язык клевещет тя хулою,
Но служит зависть их тебе лишь похвалою:
Ты истинно пленять сердца на свет рожденна».
«Некие дамы» почитали эти слова обидными и даже оскорбительными настолько, что И.А. Трауберг, управляющий делами академии, был вызван во дворец и получил строгий выговор. После этого цензура в журнале стала еще жестче, а сонет Ржевского вместе с другими стихами был вовсе уничтожен.
Ни пользы, ни увеселения
В начале 1760-х годов начали появляться «частные» журналы, выпускаемые дворянами, и частные журналисты. «Ежемесячные сочинения» престали быть единственным литературным органом, дела в журнале ухудшились. В итоге в 1764 году журнал вовсе закрылся.
С прекращением издания «Ежемесячных сочинений» завершился целый период в истории русской журналистики – период неограниченной централизации журнально-издательского дела в руках правительства и его органов. Через некоторое время частные журналы станут преимущественной формой русской журналистики XVIII века.
С закрытием «Ежемесячных сочинений» Академия Наук лишилась ведущего значения в русской прессе. В ее руках остались почти на целое столетие «Санкт-Петербургские ведомости», но ни эта газета, ни выпускаемые ею «Академические известия» и «Новые ежемесячные сочинения» так и не смогли сравниться в своем влиянии на литературу и читателей с «Ежемесячными изданиями».
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга