Мнения
/ Интервью

27 февраля 2023 21:48

«Никаких зачисток я не вижу»: новый руководитель магистратуры петербургского Медиакома ВШЭ Андрей Шамрай об обстановке в вузе и будущем журналистского образования

«Никаких зачисток я не вижу»: новый руководитель магистратуры петербургского Медиакома ВШЭ Андрей Шамрай об обстановке в вузе и будущем журналистского образованияФото: соцсети Андрея Шамрая

В ноябре 2022 года медиаменджер Андрей Шамрай сменил главного редактора ныне ликвидированной радиостанции «Эхо Петербурга» Валерия Нечая на посту академического руководителя магистерской программы «Медиапроизводство и медиааналитика» в Высшей школе экономики (НИУ ВШЭ) в Санкт-Петербурге. В том же месяце Шамрай пополнил ряды местного отделения Союза журналистов России.

«Лениздат.Ру» пообщался с новым руководителем магистратуры Медиакома ВШЭ в Петербурге об обстановке в вузе, о состоянии журналистики и о будущем образования.

Справка

В прошлом Андрей Шамрай был организатором Книжного салона и генеральным директором (с 2013 по 2016) компании «Петроцентр», которая издает смольнинскую газету «Петербургский дневник».
 
В разные годы Шамрай также был руководителем петербургского отделения «Медиасоюза», главой «Эксперт Северо-Запад», ООО «СЗ Пресс» и АНО «Петербургские Медиа-Проекты». Все компании сейчас ликвидированы.

— Вы уже три месяца руководите программой магистратуры «Медиапроизводство и медиааналитика» в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Расскажите, что вы уже успели сделать?

— Мы обновляем программу, чтобы она была актуально для выпускников и для будущих магистрантов. Недавно мы провели презентацию программы на «Зимней школе», где представлялись все магистерские программы, которые есть в петербургской ВШЭ. Очень интересно и показательно, что одной из самой популярных программ по количеству зарегистрированных участников была наша «Медиапроизводство и медиааналитика». 

На нашей программе есть две траектории: по созданию новых медиа и аналитическая. И мы заметили, что возрос интерес именно к аналитической траектории, многие абитуриенты рассматривают её как своё будущее. 

— Программе магистратуры «Медиапроизводство и медиааналитика» в этом году три года. Вы упомянули, что вы сейчас занимаетесь ее обновлением. Что именно изменится? 

— Усиление аналитического направления. Набор по количеству людей остаётся прежним, но расширяется количество предметов и часов связанных с аналитикой. Предметы посвященные методам анализа, статистическому инструментарию, применение математических аппаратов. Хоть люди и приходят за гуманитарным образованием, но с большим интересом изучают математические аспекты в медиасфере. 

— Вы сами закончили Военмех и какое-то время (с 1985 по 1990 год) работали инженером-конструктором. Как у человека, не имеющего профильного образования, получается преподавать и возглавлять магистратуру Медиакома одного из главных вузов страны?

— Моя специальность дала мне многое в общеобразовательном плане, но проработал я не так уж и долго. Остальные 30 лет я работал в сфере медиа, и теперь с пониманием отношусь к необходимости некоторых математических предметов и инструментов для медиаменеджеров и авторов проектов. 

— Как журналисту могут пригодится знания математики сегодня?

— Я бы сказал, что это в большей степени требуется тем, кто создает и реализует медиапроекты. Мы скорее учим медиаменеджеров, креативных создателей и управленцев. Эти профессии требуют знания производственных и технических моментов.

— Какие основные направления в вашей работе на ближайшие 2-3 года?

— Медиакоммуникации — это очень обновляющаяся среда. Если мы посмотрим существующие соцсети и интернет-сервисы, то мы увидим как они обновляются и с какой периодичностью. За этим надо внимательно следить. 

Потому сама программа магистратуры тоже меняется и будет меняться, чтобы успевать за прогрессом и иметь как можно больше индустриальных партнеров, которые нуждаются в людях и в применении современных технологий. 

— Кто ваши индустриальные партнеры?

—. Мы ведем переговоры с крупнейшими производственными компаниями, предприятиями культурном и медийной сфер. Пока не могу раскрывать подробности этого процесса

— На фоне санкций, сократилось ли количество международных проектов в ВШЭ в целом и в Медиакоме в частности?

— Статистики нет, но по ощущениям есть общее сокращение международных контактов. Конечно, это не отражается на качестве образования или знаниях, студенты находят себе применение. Магистранты все работают. 

— Сможет ли российское образование развиваться в изоляции?

— Нельзя говорить о полной изоляции, потому что конкретно наша сфера — это работа в пространстве, которое общее и для всей страны, и для всего мира. Естественно, в образовательном плане есть изоляция от некоторых фондов, но это временное явление. 

— Вы стали руководить магистратурой в сложное для журналистики и медиасреды время. Вы обсуждаете со студентами нынешние события?

— Да, конечно, если это в контексте занятий, то да, я стараюсь говорить.

— В каком ключе?

— Я всегда призываю студентов разбираться в вещах, о которых они говорят вслух, используют в своей деятельности или обсуждают между собой. Озвучивать банальщину или стереотипы может себе позволить только обыватель, а они не должны вестись на гуляющие по соцсетям тезисы или утверждения. 

Если ты работаешь в медиасфере, то ты обязан сразу смотреть источник, потом смотреть альтернативные источники, сравнивать, анализировать – это самое главное сейчас и для журналиста, и для медиауправленца.

— Некоторые скажут, что в Вышке происходят «зачистки» в преподавательском составе. Весной в Москве поменяли директора Института медиа, в Петербурге с поста руководителя магистратуры ушёл бывший главный редактор ликвидированного «Эха в Петербурге». Как вы сами относитесь к таким изменениям? 

— Как к эволюции. Когда я пришёл тут уже не было руководителя магистратуры. Слово «зачистка» – это какой-то военный термин, даже в нынешнее время использовать только военную терминологию неуместно, мы же не ходим пригнувшись, над нами не летают снаряды. Никаких зачисток я не вижу.

— Эволюция в каком плане?

— Смена руководства открывает новые возможности и пути. 

— Как реагируют на изменения студенты?

— Наши студенты очень внимательны к своему карьерному развитию. Они мотивированы и беспокоятся по поводу знаний, которые они получают, задают вопросы сверх программы. На изменения в преподавательском составе они реагируют нормально, так как такие изменения проходят каждый год. 

Образование должно быть живым организмом, а не закостенелым. Динамика должна быть. Мне нравятся такие принципы у ВШЭ, хочется им соответствовать.

— Могли бы вы назвать три самых важных качества медиаработника сегодня? 

— Наверное, самое важное качество для журналиста — это развитое внимание, даже на уровне инстинктов, чтобы проверять информацию, чтобы понимать интересы различных социальных групп. 

Второе – понимание ответственности. Медиаинструменты становятся более эффективны, но в то же время более опасным в руках непрофессионалов или людей с какими-то замыслами. 

Третье – любознательность, ведь она помогает любой деятельности становиться более объемной и содержательной.

— Год назад студенты массово возмущались, что им пришло письмо с запретом проходить практику у иноагентов. ВШЭ тогда опровергло эту информацию. Появился ли сейчас такой запрет — официальный или нет?

— Никаких официальных документов и распоряжений я не видел. Многие студенты пользуются информацией так называемых «иноагентов». Я, если честно, к этому понятию отношусь достаточно спокойно, для меня этот статус — это всего лишь показатель того, что в СМИ поступают деньги из-за рубежа.

Многие студенты читают иноагентов – пожалуйста. Никаких запретов на сотрудничество нет. А насчёт негласных запретов – это ещё надо найти и доказать. 

По-моему сейчас есть какое-то раздувание проблемы с иноагентами.

— Кроме преподавания в ВШЭ, продолжаете ли вы вести какие-то другие проекты, тот же Книжный салон?

— Да, я продолжаю редактировать журнал «Инфоскоп». Сейчас пробую экспериментировать с новыми медиа. Ведь если мы хотим чему-то научить наших магистрантов, то мы должны сами понимать, с чем имеем дело. Мы же не можем только теоретическими знаниями аппелировать, поэтому я с удовольствием занимаюсь Telegram-каналом «Инфоскопа», делюсь своими проблемами со студентами и как-то привлекаю их к работе. 

Книжным салоном я сейчас не руковожу, последний раз я его вел еще до пандемии. На Книжный салон я теперь прихожу как гость, но часто использую контакты наших писателей. Например, в качестве гостя на презентацию магистерской программы я пригласил своего давнего товарища, писателя Евгения Водолазкина. Нашим студентам он рассказывал о любви к профессии, вниманию к жизни и ответственности за всё то, что мы пишем или делаем в инфополе.