Мнения
/ Блоги

8 марта 2023 17:45

Журналистика — женская профессия

Журналистика — женская профессияФото: Pixabay

До середины XIX века в российской журналистике почти не было женщин. Единственными исключениями можно назвать только императрицу Екатерину II и ее единомышленницу Екатерину Дашкову. Другие знатные дамы лишь изредка публиковали в журналах произведения собственного сочинения или переводы.  

В середине XIX столетия развернулась масштабная борьба за женскую эмансипацию, и в конце столетия в России первые курсы высшего образования для женщин. Правовая борьба стала мощным толчком к репрезентации женщин в печати, а после и их участие в журналистике.

В Международный женский день 8 марта «Лениздат.Ру» вспоминает имена и биографии известных отечественных журналисток и издательниц с конца XIX века до наших дней.


XIX ВЕК

 

Евгения Конради

Евгения Конради была главой демократической газеты XIX века «Неделя». Первые статьи она посвящала теме равноправия между мужчинами и женщинами в сфере образования, была одним из инициаторов движения за открытие женских вузов.

В период с 1869 до 1871 «Неделя» подвергалась цензуре. Газета даже приостановила свой выпуск, но благодаря целеустремленности Евгении, издание продолжило свое существование. Женщина также сотрудничала со многими изданиями не только в качестве журналиста, но и переводчика.

 

Прасковья Ариан

С 1899 года Прасковья Наумовна была составительницей, издательницей и редактором женского ежегодника «Первый женский календарь». Целью издания было показать, как важно для развития страны поднимать уровень образованности женщин.

«Календарь» освещал проблемы общественного статуса и юридические права женщин, постоянно публиковал сравнения между учебными заведениями в России и за рубежом. Издание Ариан также затрагивало темы женского здоровья и гигиены.

 

Мария Тенишева

Тенишева Мария Клавдиевна

Фото: Сайт Администрации города Смоленска
Тенишева Мария Клавдиевна

Княгиня Мария Клавдиевна посвятила всю свою жизнь русской культуре и отечественному искусству. Мария Тенишева часто помогала молодым талантам и приводила их в мир искусств. Так, она субсидировала известный журнал «Мир искусств», который издавался одноименным художественным объединением. Основателями общества «Мир искусств» были Александр Бенуа и Сергей Дягилев. Художников объединяла тяга к ретроспективизму, поиски идеалов в искусстве эпохи Петра I, в барокко середины XVIII века, в ампире времён Павла I.

 

XX ВЕК

В XX веке на рынке появилось больше изданий для женщин: «Женщина», «Дамский мир», «Журнал для женщин», «Журнал для хозяек», «Мир женщин», «Женская жизнь», «Женский календарь», «Вестник моды», «Моды». А с ростом уровня грамотности аудитория женской прессы росла.

Тематика изданий стала более разнообразной: некоторые были чисто развлекательными, некоторый нести в себе «феминистскую» роль и продолжали тему борьбы за права женщин.

 

Мария Покровская

Мария Ивановна – одна из самых ярких представительниц российского феминизма XX века. Под её покровительством издавался журнал «Женский вестник», где рассказывалось про трудности, с которыми сталкиваются девушки.

Мария Покровская также была врачом и часто публиковала свои работы в «Вестнике Общей Гигиены». Женщина писала про проституцию и её вред, в первую очередь для женщин, а также именно она одной из первых занялась темой полового воспитания.

«Правы женщины, требуя одинаково целомудренной жизни для мужчин и женщин, и не правы мужчины, считая простительным себе то, что они не могут простить женщинам. Если они действительно не могут быть целомудренными, то с их стороны было бы более справедливым не требовать целомудрия от женщин», – писала Мария Покровская.

 

Ольга Берггольц

Ольга Федровна Берггольц

Фото: Wikimedia
Ольга Федровна Берггольц

Поэтесса была «военным журналистом» во время Великой Отечественной войны. Её произведения были яркими, патриотичными, призывающими народ к действию. Находясь в блокадном Ленинграде, она поддерживала моральный дух слушателей радио.

Ольгу Федоровну Берггольц считают «голосом Ленинграда» – в первые дни войны поэтесса пришла в Ленинградское отделение Союза писателей, откуда она попала в редакцию Ленинградского радио. Именно ей принадлежит знаменитая фраза: «Никто не забыт и ничто не забыто».

После войны вышла книга Берггольц «Говорит Ленинград» о работе на радио во время блокады.

 

XXI ВЕК

В XXI веке понятия «мужская» и «женская» журналистика стираются. Женщины могут писать как о политике, экономике, медицине, машинах, так и о моде.

 

Катерина Гордеева (признана Минюстом РФ иноагентом)

Катерина Гордеева (признана Минюстом РФ иноагентом)

Фото: соцсети Катерины Гордеевой (иноагент)
Катерина Гордеева (признана Минюстом РФ иноагентом)

Свою карьеру Гордеева начала в Ростове-на-Дону, но с 1994 года Катерина пригласили в Москву в телекомпанию «ВИD». Женщина работала над программами «Тема» и «Взгляд», а позже перешла на канал ТВЦ. Там она занялась создание программы «Родом из детства» и трудилась над выпусками аналитического шоу «День седьмой».

В 2003 года Катерина Гордеева попала в редакцию НТВ, где проработала девять лет: снимала авторские документальные фильмы и расследования, а позже выпустила свой личный проект «Победить рак». Сегодня Катерина Гордеева ведет YouTube-канал «Скажи Гордеевой», где часто берет интервью у женщин.

 

Елена Костюченко

Елена Костюченко

Фото: соцсети Елены Костюченко
Елена Костюченко

Специальная корреспондентка «Новой газеты» с 2005 года, экстремальная журналистка, которая не боится затрагивать тяжелые и опасные темы. В её арсенале огромное количество наград: премия «Свобода» (2013), премия имени Герда Буцериуса «Свободная пресса Восточной Европы» (2013), премия «Ступень к успеху» (2007), премия «Редколлегия» (2017, 2021, 2022).

Костюченко занимается расследованиями: в 2008 году она раскрыла причину смерти фотомодели Русланы Коршуновой, а в 2010 году – выпустила специальный репортаж «Нам здесь жить» о массовом убийстве в станице Кущевской Краснодарского края.

В 2012 году Костюченко подробно писала о суде над Pussy Riot, а с 2014 – часто затрагивала тему боевых действий на Донбассе. В 2022 году Костюченко была спецкором «Новой» в зоне так называемой СВО, но ее репортажи были заблокированы Роскомнадзором.