Медиановости

1 апреля 2008 15:40

Валерий Татаров: У меня нет "списка друзей", которых нельзя трогать

Валерий Татаров — один из немногих петербургских журналистов, работающих в жанре телевизионной публицистики. Его программы "С красной строки" и "Жесткий разговор", выходящие на телеканале 100ТВ, смотрят и обсуждают, они вызывают полярные мнения, но мало кого оставляют равнодушными. В понедельник, 31 марта, Валерий Татаров стал гостем "Нетелевизионных бесед", регулярно проводимых газетой Gaudeamus. На встрече с молодыми журналистами Татаров высказал свое мнение по таким темам, как современное телевидение и кодекс журналиста, свобода слова и самоцензура, критика власти и поиск компромисса.

Татаров в журналистике уже два десятилетия. По признанию Валерия, журналистом он решил стать в подростковом возрасте, после прочтения книги Леонида Жуховицкого "Остановиться, оглянуться". "Кем бы я впоследствии ни пытался работать — профессия сама нашла меня", — сказал Татаров.

В Петербурге Татаров стал известен как автор программ "Акценты", "Резюме", "Выход в город" и "Нужное подчеркнуть". Последние несколько лет он был "отлучен" от телеэфира: журналист, работавший при губернаторе Яковлеве, новой власти не понадобился. По причине вынужденного бездействия Татаров согласился даже поработать на русскоязычном телевидении в Греции. Но как только ему предложили работу в Петербурге — немедленно вернулся.

— Когда я устраивался на телеканал 100ТВ, я пообещал владельцу Балтийской медиагруппы Олегу Руднову, что не подведу его, и свое слово я держу. Это означает, что я несу ответственность за свои слова, а вовсе не то, что я являюсь "карманным" журналистом. У нашего телеканала, и у меня в частности, нет "списка друзей", которых нельзя трогать, — рассказал Татаров. Тем не менее, по словам тележурналиста, его программы — и выходящий по будням комментарий на тему дня "С красной строки", и пятничное ток-шоу "Жесткий разговор" — периодически приводят к тому, что Руднов восклицает: "За что мне это?!" Так было, например, когда Татаров сделал сюжет, в котором заострил внимание на поведении вице-губернатора Осеевского.

— Я показал в программе, как Осеевский сделал неприличный жест во время разговора о малом бизнесе. Этим жестом он показал свое отношение как к предпринимателям, так и к телезрителям. Я счел такой поступок недостойным политика, и решил донести свое мнение до телезрителей, — прокомментировал журналист. По словам Татарова, он сознательно "портит жизнь" не только некоторым чиновникам, но нынешнему губернатору, так как считает, что эти люди находятся не на своем месте.

Коллеги из Gaudeamus спросили у Татарова, с чем связана его непримиримая по отношению к промахам городских властей позиция? Ему что, позволено больше, чем другим?

— Я не скрываю, что у телеканала 100ТВ есть московская "крыша" и что Руднов в приятельских отношениях с Путиным. Мне известны многие кулуарные разговоры, исходя из которых я выстраиваю степень своей "борзости" в эфире. Но, помимо внешних ограничений, моя свобода имеет и внутренние рамки. Я не считаю возможным говорить в эфире все, о чем думаю. Моя самоцензура находится на границе между правдой и совестью, — говорит тележурналист. По его словам, в современной российской журналистике свобода слова ограничена рамками частной собственности. И это нужно принимать как должное:

— Не нравится, что тебя ограничивает собственник твоего канала или издания — создай свой проект и там высказывайся! Я против того, чтобы свобода слова была неограниченной, ведь без запретов делать программы будет неинтересно.

Но, разумеется, не только запреты делают работу тележурналиста интересной: крайне важно найти достойных оппонентов для дискуссии. А это, по словам Татарова, целая проблема, так как в качестве участников большинства ток-шоу выступают в основном "скандалисты и дураки":

— Многие сегодня жалуются на то, что цензура затыкает им рот. Но попробуй пригласить кого-нибудь на передачу "Жесткий разговор" — не пойдут ведь! Возможно, причина этого явления в том, что это в Москве участие в телепередаче повышает капитализацию человека, а в Петербурге после появления на экране с человеком ничего не происходит.

В завершение темы цензуры и взаимоотношений с властью Татаров рассказал о своих взглядах на оппозицию. По его словам, нынешние фрондеры обвиняют всех и вся, кроме самих себя. Лимонова, Каспарова и их соратников Татаров назвал "несчастными людьми с тревожной психикой, которые орут, лезут на баррикады, но ничего не могут добиться". Тележурналист уверен: критиковать власть нужно элегантно и с умом, чтобы был результат. Не нужно ставить перед собой задачу постоянно шельмовать верхи, лучше искать компромиссы, считает Татаров.

Многих собравшихся на встрече интересовал взгляд Татарова на современное телевидение: на его предназначение и реальное состояние дел. По словам Валерия, телевидение должно демонстрировать только то, что не стыдно показать детям и пожилым людям, что можно обсудить в кругу семьи. Между тем сегодня на ТВ сплошь и рядом показывают эксгибиционистов, в роли которых выступают представители "элиты" и участники различных реалити-шоу. Ну а зрители поневоле становятся вуайеристами, наблюдающими за звездной жизнью.

— Вообще принципы работы нашего ТВ абсолютно нелогичны. Так, несчастные пензенские сектанты просили, чтобы их оставили в покое, но журналисты полезли к пещере с камерами. Люди под землю зарылись, но их и там достали! А когда представители малого и среднего бизнеса умоляют, чтобы на них обратили внимание, — это никому не интересно, — сказал Татаров. Он назвал это "перекосом в мозгах" журналистов, которые стали заложниками самих себя. По словам Валерия, журналисты сначала сами приучили людей к конъюнктурным новостям, а теперь никто и думать не хочет о высоких материях или просто полезных темах.

По мнению Татарова, одна из основных задач телевидения и журналистики в целом — "пробивание" социальных кругов:

— У нас нет так называемых социальных лифтов: люди, живущие в Комарово и на Ржевке-Пороховых, очень сильно отличаются друг от друга. Я часто думаю о том, как в своих программах объединить богатых и бедных, "белых" и "черных". И иногда прихожу к мысли, что единственное общее место для всех людей — это тема смерти, поскольку все мы рано или поздно окажемся на том свете. Я не считаю эту тему негативной, ведь чем больше мы будем думать о смерти, тем лучше мы проживем нашу жизнь... На основе таких размышлений и рождаются некоторые мои проекты, например фильм "Восхождение в ноосферу".

На вопрос о том, какими качествами должен обладать тележурналист, Валерий Татаров ответил:

— Есть несколько обязательных критериев. Прежде всего нужно быть честным, причем не только на экране. Журналист, который уводит чужих жен или не отдает долги, не должен работать не телевидении, так как он не сможет быть убедительным. Для тележурналиста также очень важно хорошее самочувствие, ведь только при здоровом образе жизни можно выдержать ежедневные нагрузки прямого эфира. Ну и, разумеется, тележурналист всегда должен быть интересен аудитории.

Зрительский интерес, как правило, приводит к повышенному вниманию к журналисту, к его узнаванию представителями той самой аудитории, для которой он работает.

— С одной стороны, я внутренне готов к пристальному вниманию к своей персоне. А с другой — мне неприятно, когда меня узнают просто как дядьку из телевизора и не помнят, что я веду и о чем говорю. Как сказал Владимир Познер, если каждый день показывать по телевизору лошадиную задницу, ее начнут узнавать. Роль этой задницы сегодня играют так называемые светские львы и львицы, и мне не хотелось бы оказаться с ними в одном ряду, — сказал Валерий Татаров.

В завершение встречи тележурналист выразил свое отношение к недавно завершившемуся конкурсу "Золотое перо-2007":

— Это действо напоминало кулинарное шоу. Собрались повара, поговорили о рецептах, приготовили блюдо, сами его слопали и разошлись. И это бездарное зрелище не постеснялись показать народу. Кто-то скажет, что во мне говорит обида — ведь я выдвигался по пяти номинациям, но так и не был включен ни в одну из них. Но мне не интересны конкурсы, в которых победители заранее известны.

После публикации в редакцию Lenizdat.ru обратился организатор "Нетелевизионных встреч" Кирилл Балберов с просьбой внести следующее уточнение в материал:

"Это была встреча для узкого круга коллег-журналистов, и Валерий Татаров, делясь с коллегами информацией, не предполагал, что она окажется доступной широкому кругу читателей".