В День российской милиции, 10 ноября, Лениздат.Ру вспоминает самые громкие истории о взаимодействии журналистов и сотрудников правоохранительных органов, случившиеся в этом году.
Томский журналист Константин Попов 4 января был избит сотрудниками милиции в медвытрезвителе, после этого журналисту потребовалась операция. Несколько дней он не выходил из комы, а 20 января скончался. Три сотрудника томской милиции были уволены после смерти избитого журналиста. На первом заседании обвиняемый в издевательствах над Константином Поповым экс-милиционер Алексей Митаев частично признал вину. Однако в ноябре он уже полностью отрицал свою причастность к преступлению.
В начале января было закрыто уголовное дело в отношении блогера Дмитрия Соловьева, который обвинялся по статье "возбуждение ненависти и вражды и унижение человеческого достоинства" за две записи в ЖЖ о работе сотрудников ФСБ и милиции. Дело было прекращено за отсутствием состава преступления.
Задержанный во время акции оппозиции правоохранительными органами фотокорреспондент РИА "Новости" Андрей Стенин был признан невиновным. Суд 4 февраля постановил, что Стенин не участвовал в несанкционированном митинге. Сам фотокорреспондент заявлял, что милиционеры "просто не хотят признавать свою ошибку".
В феврале в журнале The New Times вышел материал "Рабы ОМОНа", в котором приводятся выдержки из открытого письма бывших сотрудников московского ОМОНа президенту России. Бойцы, в частности, пожаловались на нарушения со стороны начальства и невыносимые условия работы — по 10–15 дней подряд, по 20 часов в день без обеда. The New Times написал также, что руководство батальона требует под угрозой лишения премии от каждого бойца выполнить план — задержать за смену трех человек. Сотрудники столичного ОМОНа подали в суд иск о защите чести и достоинства и возмещении морального вреда. Замглавы МВД назвал статью попыткой очернить сотрудников подразделения. В редакции The New Times на следующий день прошел обыск. По факту клеветы в статье "Рабы ОМОНа" было возбуждено уголовное дело.
Сотрудники правоохранительных органов провели обыск в редакции газеты "Вечерняя Рязань". Главный редактор издания Николай Кириллов заявлял, что это провокация. Сотрудникам редакции объясняли, что обыск проводится в рамках следственных действий по факту возбужденного уголовного дела по статье "экстремизм" за выход в газете "Вечерняя Рязань" в апреле и мае 2009 года статей журналиста Александра Жбанкова. По мнению главреда, обыск с поисками рукописей напечатанных год назад статей был вызван тем, что накануне арестовали тираж газеты "Вечерняя Рязань", а в пятницу должен был выйти спецвыпуск газеты. Позднее, уже в июне, по факту публикации в "Вечерней Рязани" статьи "Быть начеку" было возбуждено уголовное дело. Газету подозревают в возбуждении ненависти либо вражды в отношении сотрудников милиции. В статье, как рассказывал Кириллов, вспоминались случаи милицейского беспредела в Рязани.
Патрульные милиционеры 6 апреля задержали в Москве журналиста и фотографа "Новой газеты" Юлию Полухину и Анну Артемьеву. Сотрудницы "Новой газеты" пытались сфотографировать восточную станцию водоподготовки — одно из секретных и закрытых предприятий Москвы (однако большинство москвичей знает, что пройти туда не очень сложно). Журналисты готовили материал о безопасности. Все документы по данному вопросу были переданы в управление ФСБ по Москве и Московской области.
Главный редактор газеты "Московский комсомолец" и председатель комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ Павел Гусев предложил ввести "карточки безопасности" для журналистов. Он заявлял: "Если у вас на груди карта безопасности и плюс жилет, то практически стопроцентная гарантия, что ни один милиционер или омоновец не тронет журналиста". Однако эксперты считают, что такие карточки не помогут решить существующие проблемы.
Задержанному на митинге в поддержку 31-й статьи Конституции в Москве 31 мая журналисту Газеты.Ру Александру Артемьеву сломали в отделе милиции руку. Суд отказал журналисту в возбуждении уголовного дела. В сентябре Артемьев заявлял, что собирается подать иск в Европейский суд.
Во время акции "Стратегии-31" в Санкт-Петербурге 31 июля были задержаны три фотокорреспондента — Ростислав Кошелев (БалтИнфо), Александр Афанасьев ("Мой район") и Михаил Обозов ("Европеец"). После пятичасового пребывания в 79-м отделе милиции Центрального района журналистам выдали протоколы об административном правонарушении и административном задержании. В сентябре административное производство в отношении фотокорреспондентов было прекращено.
Петербургский союз журналистов опубликовал рекомендации, как избежать задержания на акциях протеста. "Если милиция действует неадекватно, то инструкции бесполезны", — заявили в ответ журналисты.
Радиостанция "Эхо Москвы" объявила о начале кампании "Восстание хорьков". В ее рамках журналисты собирались получить результаты проверки, объявленной 3 августа ГУВД по Петербургу и Ленобласти в отношении прапорщика, избивавшего участников акции в защиту Конституции РФ у Гостиного двора.