Медиановости

14 сентября 2012 16:27

"Районки" вернули "на круги своя"

Конкурсы по предоставлению субсидий на издание и распространение районных СМИ подошли к концу. Круг участников, допущенных к изданию "районок", существенно расширился. Былые фавориты гонки за бюджетные субсидии - "Курьер-Медиа" и "Петроцентр" стали победителями лишь в 6 из 18 районов. Всего в списке получателей бюджетных средств 12 издателей. Еще в первом квартале 2012 года их было всего два. О том, что из этого следует, размышлял Лениздат.Ру.

Чего только не происходило с субсидиями районным СМИ за последние три года. Их передавали от комитета к районам и обратно, их делили между двумя аффилированными Смольному игроками, "четвертовали" на кварталы, прогоняли сквозь горнило так называемой "независимой экспертизы", и, наконец, раздали бюджетные деньги десятке районных издателей. Неизменной при всем этом оставалась форма подачи информации об итогах конкурсов – всякий раз их тщательно прятали на сайтах районных администраций, зарывая в ворох документов по линии официального опубликования или  размещая в разделе "Новости" на сайтах районных же газет. Но Лениздат.Ру нашел все объявления.

Редакция не будет утомлять читателя описанием затянувшегося медийного сериала и напомнит лишь о некоторых, наиболее увлекательных (прим.ред.: исключительно по версии редакции Лениздат.Ру) вехах этого процесса.

2009: Опустили на 40%

История началась в далеком 2009 году. Тогда финансирование районной прессы передали в ведение комитета по печати от райадминистраций. Первый блин вышел комом, по крайней мере, для издателей, претендующих на получение бюджетных средств. На электронных торгах внезапно "нарисовались" две "левые" структуры, которые опустили суммы по всем 18 лотам на 40-50%. Борцами за низкий "прайс" стало московское охранное предприятие и благотворительный фонд "Гаудеамус".

2010: Загоняли по судам

Схему аукционов сочли непродуктивной. В 2010 году бюджетные средства стали распространяться в виде субсидий. Скандал вышел не меньший. Дело в том, что выпуском районных СМИ тогда решили заняться новые игроки – правительственная структура "Петроцентр" и ИД "Курьер-медиа", возглавляемый экс-пресс-секретарем тогдашнего вице-губернатора Михаила Осеевского Светланой Ярковой. Было очевидно, что победа структурам обеспечена благодаря административному ресурсу. И, действительно, "Петроцентр" и "Курьер-медиа" стали "лидерами", получив субсидии на издание газет по двум районам каждый. Тихо-мирно эта история для комитета не закончилась - участники конкурса НП "Редакция "Ника" и "Арсис", недовольные итогами процедуры распределения бюджетных средств, подали иски в Арбитражный суд и петербургский УФАС. И выиграли их. Впрочем, никаких серьезных последствий для комитета это не имело. Результат конкурса по Красносельскому району был признан недействительным, однако ведомство не стал отменять его итоги. Аналогичная ситуация сложилась и с УФАС - ведомство признало, что комитет по печати проводил конкурс при отсутствии критериев и потребовал устранить недочеты, однако никаких действий смольнинское ведомство так и не предприняло.

2011: Разделили пополам

В  2011 году функцию распределения бюджетных субсидий вернули в районы. Силами администраций и был совершен окончательный "передел" рынка районной прессы. Специально под конкурс "Петроцентр" и "Курьер-Медиа" создали сеть изданий "СПб.Районы.РФ". Административный ресурс задействовали на полную катушку – в итоге, приближенные к Смольному (прим.ред: а в случае с "Петероцентром" уместно прилагательное - смольнинские) структуры разделили субсидию в размере 45 млн 455 тысяч бюджетных рублей пополам – право распространять СМИ в девяти районах получила первая структура, в оставшихся –вторая. На этот раз конкурентов у компаний не было – их отсекли конкурсными условиями, прописанными под конкретных победителей. До УФАС в 2011 году независимые издатели не дошли – компании, не подавшие заявки на участие в конкурсной процедуре, лишены права обращаться в антимонопольное ведомство.

2012: Четвертовали и подрихтовали

В конце 2011 года в комитете по печати сменилось руководство и игроки рынка районных СМИ тешили себя надеждой, что правила распределения субсидий вернут в правовое русло. Да и административный рычаг начал давать сбои. После отъезда в столицу Валентины Матвиенко, Аллы Маниловой и Михаила Осеевского "Курьер-Медиа" серьезно потерял в глазах комитетских чиновников. Поэтому оснований для изменений конкурсных процедур было предостаточно. Однако в первом квартале 2012 года революции не случилось. Во-первых, требовалось переписать конкурсную документацию, а времени на это объективно не было; во-вторых, стремительно приближались президентские выборы и комитету по печати нужно было обеспечить "правильную" подсветку электорального действа. Коней на переправе решили не менять - и в первом квартале субсидии вновь получили "Петроцентр" и "Курьер-Медиа", которые одержали победу в тех же районах, что и в 2011 году. Разделив 15 млн рублей, рассчитанных на первый квартал. Однако субсидию "четвертовали" -  вскоре райадминистрации снова провели конкурсы, чтобы выбрать победителей, которые будут издавать районные СМИ до конца 2012 года. Двенадцать победителей конкурса получили по своей доле от бюджетного пирога общей стоимостью 56 миллионов бюджетных рублей.

Правила "переворота"

Справедливости ради стоит заметить, что подобный "переворот" в практике отбора победителей на издание и распространение районных изданий не был безболезненным. Ему предшествовали многочисленные встречи первых лиц комитета по печати с петербургским Союзом журналистов и комиссией по районным, муниципальным и корпоративным СМИ. На них сообщество выражало недовольство искусственной монополизацией рынка районной прессы и доминированием структур "Петроцентр" и "Курьер-Медиа".

Однако итог этих переговорных пертурбаций все же получился половинчатым. Несмотря на то, что изначально чиновники комитета по печати обещали передать функцию бюджетораспределителя комитету по печати от районных администраций,  это ключевое решение так и не было принято. Точку в этой истории поставил вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи. 5 мая он подписал соответствующую резолюцию. В закон "О бюджете" так и не были внесены изменения, на которых настаивал Союз Журналистов Петербурга и Ленобласти, и которые ранее обещало произвести ведомство. Правда, комитет пообещал следить, как распределяются бюджетные субсидии, что уже было воспринято медиасообществом как достижение.

Но, безусловно, самым важным было признание первых лиц города в том, что процедура распределения бюджетных средств несовершенна. "Существующая сейчас схема распределения субсидий, действительно, вызывает много нареканий, - сообщалось в официальном ответе комитета по печати и взаимодействия со СМИ, который был направлен Союзу Журналистов в первых числах апреля. - Не обеспечена максимальная доступность к информации о сроках подачи заявок и условиях участия в конкурсе, от процесса принятия решений устранены представители профессионального медиасообщества и, как следствие, – выделяемые бюджетом Санкт-Петербурга финансовые средства зачастую используются неэффективно".

Стратегия "активного невмешательства"

Последние месяцы петербургское медиасообщество с  любопытством наблюдало за тем, насколько удачной является избранная комитетом стратегия "активного невмешательства". И вот, в середине сентября конкурсы на издание и распространение районных газет во втором-четвертом кварталах 2012 года, наконец, завершились. И это первый  серьезный недочет – ведь до конца срока, на который предоставляются субсидии, осталось всего 3,5 месяца. Получается, что деньги издателям достанутся уже постфактум. Впрочем, подобное "запаздывание" - обычная практика комитета, со спецификой распределения субсидий районной прессе никак не связанная.

Объективным же достижением можно считать существенный рост как получателей субсидий, так и участников конкурса в целом. В их числе - "Студия Вариант", ставшая победителем во Фрунзенском и Центральном районах, Центр социокультурных инициатив, - в Кировском и Красносельском районах, "Невская сторона", - в Выборгском и Невском районах. Также на второй-четвертый кварталы 2012 года бюджетные средства получила редакция "Ника" (Приморский), редакция газеты "Окна" (Красногвардейский), редакция газеты "Коломна", "Вести курортного района" (Курортный), "Партнер-Медиа" (Калининский),  "Царскосельская газета" и "Кредо Концепт" (Пушкинский). "Курьер-Медиа" победил в четырех районах – Московском, Колпинском, Кронштадтском и Василеостровском, "Петроцентр" в еще двух – Петроградском и Петродворцовом.

Районная вольница и ручное управление

Очевидно, что такое увеличение числа игроков рынка районной прессы ведет к созданию здоровой конкурентной среды, улучшению качества прессы для конечного потребителей. Однако не стоит обходить стороной и другой аспект. Стратегия "активного невмешательства", исповедуемая комитетом в отношении конкурса районных СМИ, привела к тому, что во многих районах конкурс был целиком отдан на откуп администрациям. Которые, в свою очередь, передали право на издание и распространение прессы на своей территории "своим" же СМИ. Как правило, такие редакции располагаются прямо в здании администрации, а их контент создается при самом прямом участии районной пресс-службы. Очевидно, что подконтрольность и аффилированность подобной прессы мешает ее руководству объективно освещать деятельность районной администраций. Ну и, кроме того, создает базу для всяческих злоупотреблений, на которые главы районов с большой вероятностью будут смотреть сквозь пальцы. К слову, эта ситуация напоминает то, как распределялись субсидии до 2009 года.

Бесконтрольность процесса распределения бюджетных субсидий со стороны комитета чревата негласным слиянием районных администраций с редакциями районных же СМИ и исключением из списков потенциальных участников конкурса независимых игроков. Тем более, что в 2013 году комитет по печати, похоже, не собирается забирать себе функцию бюджетораспределителя, довольствуясь ролью стороннего наблюдателя.

По итогам истории с несостоявшейся реформой конкурса можно сделать и еще одно наблюдение, касающееся роли административного ресурса в распределении бюджетных средств. Ведь технически система конкурсов существенно не изменилась: прежним остался бюджетораспределитель, да и документация подверглась серьезной переделке отнюдь не во всех районах. Однако, когда в фаворе были "Петроцентр" и "Курьер-Медиа", районные администрации неизменно останавливали свой выбор на сети "СПб.Районы.РФ". И стоило комитету по печати заговорить о честных правилах игры, как круг участников стремительно расширился. Тем не менее, это вовсе не означает, что районным издателям стоит всерьез рассчитывать на то, что расклад останется неизменным. Как показывает практика, медийный рынок часто пополняется новыми игроками. Особенно, когда на кону – бюджетные миллионы.