Через год количество киосков с печатной прессой будет увеличено почти вдвое – на 1000 объектов, пообещал председатель комитета по печати Александр Лобков на прошедшей сегодня, 16 августа, пресс-конференции. Однако будущее отрасли распространения представляется не таким радужным, как его попытались нарисовать чиновники Смольного.
На публичные объяснения чиновников, очевидно, вдохновило вчерашнее распоряжение губернатора Георгия Полтавченко, поручившего комитету по управлению городским имуществом (КУГИ) подготовить поправки к постановлению №1045 "О размещении нестационарных торговых объектов".
Документ, вступивший в силу 1 января 2013 года, предусматривает демонтаж около 40% киосков в Петербурге, расположенных вблизи охранных зон инженерных сетей (газ, водопровод, электросети), а также на узких тротуарах и около пешеходных переходов. Помимо КУГИ, постановление затрагивает работу еще трех ведомств - комитета по печати, комитета по энергетике и инженерному обеспечению и комитета по благоустройству.
Смольный заявил о проведении пресс-конференции буквально через несколько часов после того, как администрация губернатора разослала по СМИ текст распоряжения градоначальника. На встречу с представителями СМИ прибыли руководители всех четырех комитетов. Однако самих представителей отрасли распространения, как выяснил Лениздат.Ру, о предстоящей пресс-конференции почему-то не оповестили.
Чиновников озадачил "шум"
В самом начале мероприятия Александр Лобков заверил, что проблема распространения печатной прессы волнует комитет "не меньше", чем собравшихся на пресс-конференции представителей медиа, поэтому "тот шум, который появился на страницах печатных изданий, в электронных СМИ за последнюю неделю", чиновников ведомства "озадачил".
Представители комитета по печати заявили, что ведомство вплотную занимается решением проблем отрасли и разрабатывает программу по улучшению положения отрасли распространения печатной продукции. По прогнозам чиновников, в начале 2014 года она должна быть принята.
Первым шагом программы должно стать увеличение числа газетных киосков в Петербурге ровно на 1000 мест. Отметим, что по информации Лениздат.Ру, сейчас в городе насчитывается 900 точек распространения прессы.
"Газетные остановки"
Лобков сообщил, что "прирост" ожидается в первую очередь за счет того, что остановочные павильоны будут дополнены киосками с прессой. "Это позволит не выделять новые места, а переформатировать остановочное место без потери его функций", – пояснил он.
Вторым этапом станет реализация программы по поиску и согласованию новых точек распространения с комитетом по энергетике и комитетом по развитию предпринимательства. "Но это, – пояснил глава ведомства, – уже дело следующих лет".
Однако картина благополучия отрасли представляется не такой безоблачной. После вступления в силу постановления №1045, после согласования со всеми комитетами, в новую схему размещения нестационарных торговых точек попало лишь 578 из 945 точек распространения прессы, то есть около 60% газетных киосков. По данным Смольного, на сегодняшний день демонтажу подлежат 367 киосков. Часть владельцев подобных "несчастливых" точек получит шанс переехать на другое место.
Однако на получение альтернативного участка смогут рассчитывать лишь те, кто соблюдал "критерии добросовестности", то есть, как пояснил начальник методического управления КУГИ Анатолий Ким, те арендаторы, которые не нарушали договор об арендной плате в течение 5 последних лет. Разработкой такого законопроекта сейчас занимаются представители КУГИ. Как отметил Ким, завершения этой работы можно "ждать пару месяцев".
"Добросовестных" распространителей ждет "упрощенная" схема получения альтернативного участка по итогам конкурса, при проведении которого будет учитываться опыт работы предприятия, его социальная значимость для города и предлагаемый ассортимент товаров. Предполагается, что в таком конкурсе смогут участвовать только представители отрасли распространения. Однако, как отметил Лобков, размер предложенной на конкурсе арендной ставки все равно станет одним из решающих критериев при определении победителя.
Тем же, кто хоть раз был уличен в "недобросовестности", предстоит пройти процедуру торгов на получение нового земельного участка. Это означает, что конкурентами распространителей станут владельцы точек общепита и других объектов мелкорозничной торговли. По словам распространителей, шансов одержать победу в борьбе с подобными компании у представителей отрасли нет.
Всего лишь рекомендации
Как известно, 31 июня Минкомсвязи рекомендовал регионам поддержать распространителей. На вопрос корреспондента Лениздат.Ру о том, намерен ли комитет по печати следовать рекомендациям федералов, председатель комитета ответил: "Как вы правильно отметили, что это рекомендации, а не нормативные акты и не законы".
"Я считаю, – пояснил Лобков, – что количество киосков распространения печатной продукции должно увеличиваться, но не до бесконечности. Мы сейчас видим периодически, что киоски стоят закрытые. Может быть, это в связи с болезнью киоскера, может быть, в связи с отсутствием киоскера, а может быть, точка просто невыгодна".
Рекомендации Минкомсвязи предусматривают преференции в виде установления фиксированной арендной платы, не превышающей 30 рублей за квадратный метр, однако, вероятно, петербургским распространителям придется и дальше платить значительно больше рекомендованной ставки.
Отметим, что на сегодняшний день арендная ставка для распространителей в Петербурге составляет 1000-1200 рублей за кв. м, что превышает рекомендованные Минкомсвязи ставки в 35-40 раз. При минимальной площади газетного киоска 6 кв. м, выплаты по аренде варьируются на уровне 6-7 тысяч рублей.
Как сообщил Анатолий Ким, изменение арендной ставки для объектов распространения печатной прессы не предусмотрено ни действующим законодательством, ни теми нормативно-правовыми документами, которые сейчас готовит Смольный.
Начальник отдела потребительского рынка администрации Красногвардейского района Анна Старосельская предложила журналистам считать преференцией для печатной отрасли уже то, что из восьми "запрещающих" пунктов постановления №1045 на киоски с печатной прессы распространяются только пять.
Так, размещение киосков с прессой запрещено в арках зданий, на газонах, детских площадках, тротуарах шириной менее 3 метров, в пределах треугольника видимости на нерегулируемых перекрестках, в охранной зоне электрических и тепловых сетей, под железнодорожными путепроводами, эстакадами и мостами.
В отличие от остальных точек мелкорозничной торговли, киоски с прессой могут быть установлены рядом со зданиями органов государственной власти, учебными и медицинскими учреждениями, около наземных станций метрополитена, входов в подземные переходы и около остановок городского транспорта.
Представители комитета по печати сообщили, что киоски с печатной прессой смогут вернуться и на главную улицу города – Невский проспект. Впрочем, Лобков предостерег представителей отрасли распространения от излишнего оптимизма, пояснив, что КГИОП всегда "с огромным трудом согласовывает что-либо на Невском проспекте".
Интересно, что из всех существующих в отрасли проблем, одной из первостепенных задач глава комитета по печати назвал обновление внешнего вида киосков с прессой. Впрочем, представления чиновников о том, как именно должны выглядеть киоски с прессой в культурной столице, весьма неопределенны.
"За последние 20 лет киоски распространения устарели и требуют какого-то обновления и замены, – отметил глава ведомства. – Задачи комитета будут финансово затратными для рынка распространения прессы, но мы также хотим выйти с инициативой увеличения срока аренды до 10 лет, что позволит компаниям вернуть свои вложения и, наверное, извлечь какую-то прибыль".
Разработанная профильными комитетами схема поддержки отрасли распространения вызывает серьезные опасения. План подразумевает два этапа. Сначала 40% киосков прессы, нарушающих постановление №1045 демонтируют, предложив их владельцам (а вернее, их "добропорядочной" части) поучаствовать в торгах на получение альтернативных участков.
А затем, в 2014 году комитет представит распространителям 1000 новых точек для размещения газетных киосков. Вот только большой вопрос, доживут ли до этих "светлых времен" представители отрасли или будут вынуждены "свернуть" ставший убыточным бизнес.