Медиановости /
Медиасреда, Петербург

10 сентября 2013 18:03

Дискуссия о наружной рекламе: «Петербург не заслужил такой участи»

Дискуссия о наружной рекламе: «Петербург не заслужил такой участи»

Представители правительства Санкт-Петербурга собрались на круглый стол, чтобы обсудить катастрофическую ситуацию с засильем наружной рекламы в историческом центре города. Чиновники планируют создать ряд регламентирующих документов — однако сетуют на их вероятное неисполнение. Кажется, провести показательную демонстрацию незаконных рекламных конструкций для губернатора — самое оптимальное решение проблемы.

На круглый стол, посвященный регламентированию наружной рекламы в историческом центре города, собрались представители различных ведомств: комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников, комитета по градостроительству и архитектуре, а также Совета по сохранению культурного наследия. На обсуждение не пришли только представители комитета по печати, в ведении которого и сосредоточена основная работа с наружной рекламой в городе.

Как сообщили в пресс-клубе «Зеленая лампа», на круглый стол приглашали председателя комитета по печати Александра Лобкова, который делегировал возможность посетить мероприятие своему заместителю. Тот собирался прислать вместо себя Ольгу Кондрашеву, начальницу отдела городской рекламы и информации. Однако в беседе с пресс-клубом Кондрашева сообщила, что «скорее всего не придет» — и действительно отсутствовала. Как оказалось, зря: защищать ведомство в нелегкой беседе было некому.

Оторопь берет

Свое мнение о проблеме высказал председатель комитета по охране памятников (КГИОП) Александр Макаров. По его словам, то, что происходит с наружной рекламой в историческом центре города — «безобразно».

«Фасады забиты безобразной рекламой, весь Невский проспект и прилегающие к нему исторические магистрали — при взгляде на это оторопь берет, — негодовал Макаров, демонстрируя журналистам фотографии городских улиц с особенно вопиющими примерами рекламных конструкций. — Город изуродован. Из-за крышной рекламы изуродована небесная линия Петербурга. Такое чувство, что находишься в каком-нибудь восточном городе, где только хаотичная застройка и нет единства архитектуры».

Александр Макаров отметил, что Петербург не заслужил подобной участи, ведь реклама должна быть «достойна города». Вызывает недоумение у председателя КГИОП и содержательная часть рекламных сообщений, их оформление и визуализация. По мнению главы ведомства, город должен быть очищен от наружной рекламы.

Первый заместитель председателя комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) Юрий Митюрев напомнил собравшимся, что разрешения на установку рекламных конструкций выдает комитет по печати и взаимодействию со СМИ.

Концепции...

«Ответственность за наружную рекламу лежит на комитете по печати. Эти полномочия были давно изъяты из КГА, с тех пор идет такая совместная работа, — отметил Юрий Митюрев. — Какие полномочия возлагаются на КГА и КГИОП? Согласовательные функции. Заявки на все те рекламные конструкции, которые проходят согласование, сначала направляются в комитет и только затем рассылаются по другим ведомствам на согласование».

Юрий Митюрев рассказал о работе над Концепцией развития наружной рекламы в городе на 2013-2017 годы, чью подготовку осуществляет комитет по печати. По словам представителя КГА, в его ведомстве не одобрили первоначальный проект концепции, поступивший на согласование.

«Первоначальный вариант содержал довольно серьезное увеличение количества рекламы, что связано с задачей комитета зарабатывать деньги для города и привлекать инвесторов, — пояснил Митюрев. — Но любое действие и любое решение должно иметь смысл и обоснование. Когда этот документ пришел в КГА, мы его с этих позиций покритиковали и путем совместных дискуссий пришли к определенному результату. Изменили количество рекламы, регламентированное расстояние между рекламными конструкциями, их размеры. В апреле КГА согласовал документ».

Далее проект Концепции поступил в комитет по охране памятников. Вопреки заявлениям для прессы председателя комитета по печати Александра Лобкова и его заместителя Сергея Серезлеева о том, что КГИОП согласовал проект, выяснилось, что Концепция развития рынка наружной рекламы до сих пор не утверждена этим ведомством.

...и регламенты

Как пояснил Александр Макаров, в комитете по охране памятников отказываются согласовывать представленный им проект по ряду причин. Чиновников не устраивают рекламные щиты на крышах зданий, «не поддающиеся никакой критике», и реклама, размещенная в оконных проемах.

«Мы должны ввести правильные шрифты, шрифтовое единство. Правильное расположение вывесок. Колористика должна быть совершенно иная», — перечислял Макаров.

Однако Концепция развития рынка наружной рекламы, над которой комитет по печати работает с 2011 года, — не единственный документ, который может регламентировать размещение рекламных конструкций в Петербурге. Заместитель председателя КГА Юрий Митюрев отметил, что в его комитете разрабатывают еще несколько регламентов. Это два архитектурно-художественных регламента объектов рекламы — для исторического центра и периферийных районов, а также регламент, в котором прописаны условия размещения информационных конструкций.

Работа комитета по печати

По словам Митюрева, обеспокоенность вызывает не столько подготовка регламентирующих документов, сколько их применение на практике. В частности, между городом и владельцами рекламных конструкций существуют долгосрочные договоры, которые трудно расторгнуть. Однако Митюрев напомнил журналистам о решении бывшего губернатора города Валентины Матвиенко очистить Невский проспект от рекламных растяжек. «Медленно идет процесс улучшения ситуации; подвижки скачкообразные, но есть», — отметил заместитель председателя КГА.

Журналисты стали приводить конкретные примеры случаев неподобающей рекламы. В частности, вспомнили и о крупной рекламно-информационной конструкции на углу набережной Мойки и Невского проспекта. Когда истек срок аренды этого щита, комитет по печати отказался его демонтировать, мотивируя это необходимостью оповещать граждан о муниципальных выборах.

Портал Лениздат.Ру не мог не вспомнить и о «медиафасадах» — пяти крупногабаритных рекламных дисплеях, разрешенных комитетом по печати вопреки нескольким региональным и федеральным законам. Как писала редакция ранее, в КГИОП отказались согласовывать три из пяти экранов (два экрана на Каменноостровском проспекте до сих пор не получили разрешения). Несмотря на это, комитет по печати все же выдал рекламному агентству «Третий глаз» разрешения на установку «медиафасадов».

Председатель комитета по охране памятников Александр Макаров отметил, что в ведомстве не собираются «затевать склоку» с коллегами. Однако свою позицию КГИОП будет отстаивать и постарается прийти к консенсусу и демонтажу незаконно размещенных конструкций.

Главный художник

Обеспокоенность работой комитета по печати высказал и заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия Михаил Мильчик. По его мнению, поручать работу с наружной рекламой комитету по печати ошибочно — не его профиль.

«Мы с Лобковым встречались однажды в КГА, — рассказал Мильчик. — Он очень энергично отстаивал свою позицию. И, к моему личному удивлению, проявил полное непонимание того, какую роль играет реклама с точки зрения искажения архитектурного облика города. Это очень тревожно. Взаимопонимание на этой встрече достигнуто не было».

Мильчик предложил решение бюрократических проблем — согласовать размещение и внешний вид рекламных конструкций. Он сообщил журналистам, что после долгих увещеваний в Петербурге наконец возрождена должность главного художника города. Им стал Александр Глебович Петров. Мильчик предлагает возродить службу главного художника и все полномочия по наружной рекламе передать в его ведение.

«Сейчас он не может решить все вопросы — должна появиться служба; все полномочия должны быть приняты. Но воз двинулся с места. Сделав один шаг, нужно делать второй — передать в службу главного художника все вопросы», — отметил Михаил Мильчик.

В завершении беседы журналисты предложили провезти губернатора города Георгия Полтавченко, противника наружной рекламы в историческом центре, по Петербургу — дабы дело действительно сдвинулось с мертвой точки. «Похоже, так и будет», — ответил председатель КГИОП Александр Макаров.

Анастасия Фролова