Медиановости /
Бизнес, Версии, Медиасреда

2 июля 2014 12:02

Субсидии или жизнь: как СМИ справляются с повышением тарифов «Почты России»

Субсидии или жизнь: как СМИ справляются с повышением тарифов «Почты России»

Повышение тарифов «Почты России» до сих пор остается одной из самых серьезных проблем для большинства региональных СМИ. Несмотря на оптимистичные заявления главы ведомства Дмитрия Страшнова, в некоторых регионах цена на подписку увеличилась почти в два раза, а количество подписчиков начало стремительно сокращаться. Лениздат.Ру узнал, как пострадали СМИ и читатели и есть ли выход из сложившейся ситуации.

Общероссийский народный фронт  собрал круглый стол «Поддержка региональных СМИ: быть или не быть?» по вопросам поддержки региональной печатной прессой в понедельник, 30 июня.  Центральной темой обсуждения, естественно,  стало повышение тарифов на распространение и предстоящее акционирование «Почты России». Почтовый монополист отбивается от нападок, ссылаясь на невозможность отказаться от подписки и убытки, которые терпит в связи с отъемом госсубсидий на доставку, а эксперты пророчат скорую гибель отрасли.

страшнов.jpg

Дмитрий Страшнов, генеральный директор ФГУП «Почта России». Фото: Константин Акопян

Незадолго до этого на расширенном заседании Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи в Государственной Думе, посвященном законодательной поддержке СМИ, генеральный директор Почты России Дмитрий Страшнов, отвечая на неудобные вопросы касательно роста тарифов, отметил, что предварительные результаты первых двух месяцев работы по новой системе не вызывают у ведомства особых опасений.

Несмотря на повышение цен, в некоторые регионах, по его словам,  ситуация даже улучшилась: «Сегодня у нас есть промежуточные результаты текущей подписной компании. Динамика подписки, к нашему удивлению, напрямую не зависит от размеров повышения стоимости подписки. Если в Москве падение составило 17%, то есть регионы, где подписка, напротив, увеличилась в два раза. В Архангельске, например, подписка не уменьшилась, а в Хабаровске даже подтянулась».

Быстрое падение

Однако большинство игроков рынка придерживаются несколько иного мнения. На круглом столе ОНФ член альянса руководителей региональных СМИ Вера Южанская заявила, что повышение тарифов нанесло огромный вред, причем как самой прессе, так и ее читателям: «По нашим данным, страна потеряла половину читающего населения. То, что удалось сохранить, сохранено за счет СМИ, которым пришлось удерживать прежнюю цену, уменьшая собственную прибыль, и благодаря досрочной подписной компании: до 1 апреля газеты набрали 30-40% тиража по старым ценам. По новым ценам народ подписываться не хочет и не может!».

Цены на тарифы поднялись после того, как государство отказалось выделить «Почте России» субсидии в размере 3 млрд рублей на 2014 год. Тогда же министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров пообещал, что цены на подписку поднимутся в среднем на 25%.

Захват-1.jpg

Сводная таблица стоимости подписки газеты «Наше время»

В качестве примера ухудшения ситуации для региональной прессы пресс-служба ОНФ  предоставила  Лениздат.Ру данные по росту цен подписки газеты «Наше время» (распространяется 4 раза в неделю . – прим. Лениздат.Ру) в Ростовской области за 1-е полугодие 2014 года (подписная  кампания проходит с 1 сентября по 16 декабря 2013 года ) и 2-е полугодие  ( проходит с 1 апреля по 16 июня 2014 года ).  Ценовая разница между кампаниями впечатляет: если в первом периоде подписка обходилась физическому лицу в 519, 22 рублей, то во втором периоде цена для него же составляла уже 876,36 рублей.

Четырехкратный удар

Плачевное положение печатной прессы подтверждает и Гильдия издателей периодической печати (ГИПП). «К сожалению, повышение тарифов действительно оказалось очень серьезным ударом для прессы. Особенно региональной. ГИПП неоднократно обращалась и к руководству «Почты России», и в Минкомсвязь, и в другие министерства, но результат такой, какой есть – сдержать рост тарифов на уровне 25 – 30% удалось только для крупных изданий, - рассказала Лениздат.ру исполнительный директор ГИПП Елена Шитикова. - Повезло сильным, наиболее финансово устойчивым, общероссийским газетам - с тиражом свыше 220 тысяч экземпляров, и региональным – с тиражом свыше 15,5 тысяч экземпляров».

Как утверждает ГИПП, цена для региональных СМИ цена увеличилась в отрезке от 34 до 200%, в то время как тиражи упали в два раза.  В качестве примера организация привела стоимость полугодовой подписки на  еще одну ростовскую газету – «Копилка советов» (ИД «Крестьянин»). Она выросла на 97% (старая цена – 95,37 рублей; новая цена – 187,74 рублей, при этом стоимость доставки из них составляет 134,40 рублей). Напомним, что цена подписки экземпляра периодического печатного издания складывается из цены экземпляра, выпускаемого в течение указанного в договоре подписного периода, и цены услуг по оформлению и исполнению договора подписки, в том числе цены доставки периодического печатного издания.

подписка.jpeg

Еще один пример на рост цен в регионе –  газета «Искра» города Кунгур Пермского края. Цена  подписки на первое полугодие 2014 составляла 406,98 рублей, из которых стоимость доставки была 184,98 рубля, во втором полугодии эта же услуга составила уже 651,36 рублей. И если каталожная цена почти не изменилась, то на доставку теперь приходится 423,36 рубля. Таким образом, стоимость доставки издания выросла на 130%, а цена подписки выросла на 60%.

На этом фоне более или мене оптимистично выглядят показатели распространения газеты «Мое!»: стоимость полугодовой подписки увеличилась «всего» на 30% (с 615,66 рублей до 801,84 рублей), но при этом цена доставки все-таки увеличилась до 53,9%, (с 313,02 до 481,74 рублей). А в Липецкой области на 15% выросли тиражи, но, как считает Шитикова, это заслуга грамотной политики региональных властей.

Думайте сами, решайте сами

Добавим, что «Почта России» разработала алгоритм по формированию новых цен – так называемый принцип зонирования, согласно которому появились пять тарифных зон. По данным газеты «Известия»,в результате тариф для наиболее многочисленной первой зоны вырос с 1,63 рубля (максимальная цена в первом полугодии 2014 года) до 4,38 рубля (цена во втором полугодии 2014 года), для второй тарифной зоны  — до 4,93 рубля  за доставку одного экземпляра газеты или журнала массой до 12,5 г. «При этом сдерживание роста подписной цены происходило за счет уменьшения прибыли самих СМИ, что сопровождалось сокращением сотрудников, их зарплат, ухудшением качества изданий», - утверждает Елена Шитикова.

Разумеется, сам Страшнов говорит о необходимости сохранения института подписки, называя эту задачу «в большей степени политической»: «Сейчас меняются взаимоотношения России с политическими партнерами, соседними странами, поэтому печатная пресса — источник, который может дать читателям правильную, взвешенную, объективную информацию. Интернет не контролируем. Подписка нужна. Пресса нужна. Поэтому и надо думать, как выживать». Очевидно, не все разделяют мнение гендиректора «Почты России».

подписка2.jpg

Просьба Президента РФ Владимира Путина, озвученная во время недавнего  форума ОНФ, обеспечить приоритет региональных и муниципальных СМИ в господдержке подписной кампании, так и не была услышана.   К установленному сроку  -  1 июня -  Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, заявленное в качестве исполнителя,  до сих пор не предприняло никаких действий.

В ответ на бездействие члены ОНФ составили свой ряд предложений по улучшению положения с подпиской:  раскрыть методики расчета тарифов «Почты России» на подписку и установить  их госрегулирование на законодательном уровне, приостановить планы по акционированию госкомпании, выработать стимулирующие  меры для почтальонов вести подписку среди населения, снизить порог тиражности СМИ с 17 до 5 тысяч экземпляров для предоставления скидки на подписку, а также разработать альтернативный способ распространения печатной прессы без посредников. По обещаниям ОНФ, предложения будут направлены в Администрацию президента в ближайшее время.

Во второй части материала Лениздат.ру расскажет о том, как обстоят дела на петербургском рынке подписных изданий. Несмотря на то, что в целом, по мнению экспертов, ситуация не такая катастрофическая, как в регионах, от стабильности она все же далека.

Софья Сидорова

1 Последние комментарии / остальные комментарии

От такого наглого пиара чернушного сайта у меня, как выражается автор подставы, аж глаза на лоб полезли...

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.