Галина Пышняк, героиня скандального сюжета Первого канала, оказалась не из Славянска, а из Николаевки, любит фотографироваться с автоматом мужа - экс-начальника штаба «Беркута» в Киеве. Лениздат.Ру публикует историю женщины, рассказавшей легенду о кровавой публичной казни в Славянске.
12 июля в эфир «Первого канала» был выпущен сюжет, в котором беженка из Славянска, представившаяся Галиной Пышняк, эмоционально вспоминает о том, как украинские военные якобы провели публичную казнь жены и 3-летнего сына ополченца на главной площади города. Новость, которая была показана субботним вечером в прайм-тайм на всю Россию, вызвала широкий общественный резонанс. Одновременно с призывами немедленно ввести войска и покарать нелюдей большое количество простых людей и профессиональных журналистов заподозрили «Первый канал» в создании, пожалуй, одного из самых грандиозных фейков в информационной войне двух стран за последнее время.
Министр МВД Украины Антон Геращенко заявил, что личность «беженки «Галины Пышняк» установлена. Выяснилось, что ей является уроженка села Соймы Мижгирского района Закарпатья. В сюжете «Первого канала» Галина фигурирует под фамилией Пышняк, однако в социальной сети «Вконтакте» героиня значится под фамилией Астапенко.

Сведения о том, как Галине досталась эта фамилия, расходятся. Украинское издание «Подробности» пишет, что фамилия досталась беженке от неудачного первого брака, по данным другого источника, фамилию Астапенко Галина получила от отца-белоруса. В пользу первого варианта говорит тот факт, что первый ребенок Галины Пышняк был рожден до брака с ее нынешним мужем Константином Пышняком.
После знакомства Галины с Пышняком она переезжает к нему в Николаевку. До 1995 года он работал в подразделении милиции специального назначения «Беркут» - начальником штаба в Киеве. Затем Пышняк присоединился к деятельности самопровозглашенного главы непризнанной Донецкой народной республики Игорю Гиркину. Таким образом, и муж, и жена – активно поддерживают сепаратистов.

По информации украинской полиции, в 2010 году Галина Пышняк обратилась в ведомство с заявлением о том, что дочь украла у нее деньги. В марте этого года женщина попала в поле зрения полиции дважды: в первый раз – с заявлением о том, что ее избил муж, затем – с жалобой на то, что муж забрал и не отдает ее паспорт. Сейчас местом прописки Галины значится город Киев.
На данный момент Галина Пышняк удалила свою страницу из «Вконтакте» - там можно было увидеть, как вполне мирные фотографии ее детей соседствуют с фотографиями самих Галины и Константина, позирующих с автоматами.
Украинское издание «Вести» провело опрос соседей семьи Пышняков в Николаевке. Мужа, по словам соседей, последний раз видели месяц назад. Где он находится, неизвестно. Галина потеряла с ним связь еще до отъезда в Россию.
Сомнения в правдивости кровавых подробностей казни, рассказанных «беженкой Галиной Пышняк», у журналистов появились почти сразу. В комментарии к посту Бориса Немцова украинский журналист Сергей Базанов написал, что «беженка» неверно указала название площади, где якобы проходила казнь: «В Славянске нет площади Ленина... Центральная площадь, на которой находится горисполком, называется Октябрьской Революции. Ну и диаметр ее никак не километр... И речь у тетки не местная. Я родом с тех мест, прожил 40 лет в Дружковке».
Ранее сюжет, похожий на рассказ Галины Пышняк, уже появился на просторах интернета. Кремлевский идеолог Александр Дугин 8 июля опубликовал пост о входе украинской армии в Славянск. В рассказе, записанном якобы со слов очевидца, фигурирует сцена с распятием мальчика: «…зашли в квартиру, забрали ребенка шестилетнего, вынесли его на площадь, прибили его к стенду с вывеской, ну которая рекламная, и он висел до тех пор, пока не привели отца ополченца…». Дугинский сюжет, как заметил драматург и публицист Владимир Голышев, напоминает один из эпизодов популярного киносериала «Игра престолов».

Смущает в этой истории и поведение корреспондента Юлии Чумаковой, интервьюирующей Пышняк. Все пять вопросов Чумаковой по смыслу сводятся к одному: «Не страшно ли вам за свою жизнь после того, что вы рассказали?». Никаких подробностей кровавой казни журналист даже и не пытается выяснить.
Наконец, фотограф «Новой газеты» Евгений Фельдман опросил жителей Славянска. На вопрос журналиста, видели ли казнь горожане собственными глазами, оказалось – не только не видели, вообще о ней не слышали.
Сюжет с Пышняк вышел в эфир в отсутствие гендиректора «Первого канала» Константина Эрнста, находившегося в тот момент в отпуске. Как отметил журналист Олег Кашин в своей колонке, неучастие Эрнста в принятии решения о выходе сюжета в эфир может говорить о том, что в информационной войне «Первый канал» должен стать полноценным бойцом. «Первый канал» существует не для того, чтобы мы знали поименно всех дикторов его новостных программ, и то, что кровавый навет звучит именно в эфире «Первого», может быть и сознательной попыткой показать Константину Эрнсту, что и ему не удастся отсидеться в своей останкинской шарашке, пока Добродеев и Кулистиков ведут войну», - предположил журналист.