Медиановости
/ Конфликты, Несвобода слова

5 сентября 2014 22:32

Суд: ИРСИ – иностранный агент

5 сентября в Московском районном суде на пятом заседании было отклонено требование Фонда развития свободы информации обжаловать решение прокуратуры. Суд посчитал правомерным признание некоммерческой организации иностранным агентом. Глава Фонда Иван Павлов намерен оспаривать решение.

"В данном случае очевидно, что Московский суд – только передатчик. Сигнал мы сегодня получили. Все только начинается", – говорит сам Павлов.

Границы политики

На последнем заседании Фонд развития свободы информации представил в свою защиту комплексную экспертизу, которую большая группа специалистов готовила на протяжении почти двух месяцев. Были рассмотрены как материалы, предоставленные прокуратурой в качестве доказательств, так и материалы, которые на данный момент находятся в свободном доступе в интернете. По итогам исследования эксперты заключили: нет никаких оснований назвать деятельность Фонда политической.  "По закону деятельность называется политической только в том случае, когда она направлена на изменение государственной политики. Мы же исключительно поддерживаем государственную политику в сфере открытости государственной власти", – поясняет председатель Совета Фонда Иван Павлов.

"Сейчас российское законодательство, направленное на обеспечение открытости информации, достаточно прогрессивно даже по сравнению с ведущими странами. У нас есть все возможности осуществлять нашу деятельность", – добавляет Татьяна Толстенева, программный директор ИРСИ.

Более того, эксперты отнесли деятельность фонда к сфере науки, что по законодательству исключает возможность характеризовать ее как политическую.

Аналогичное исследование предоставила и сторона обвиняемого. Для прокуратуры экспертизу провел В. В. Барабанов, декан факультета социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена. Иван Павлов указал на грубую ошибку в составлении документа – он был основан не на том определении политической деятельности, которое утверждено в законе, а на энциклопедическом определении. "Профессор был введен в заблуждение", – сказал Павлов. Представители прокуратуры подтвердили, что не обговаривали с экспертом необходимость основываться на формулировках в законе. Кроме того, обвинитель отметил, что на составление документа было потрачено не больше четырех дней – именно столько прошло с момента запроса прокуратуры до предоставления результатов.

Обвинитель также обратил внимание на то, что в представлении прокуратуры нет никаких ссылок, вместо самих материалов, на которых основаны выводы, – акты осмотра и оценочные суждения.

Утверждение о том, что деятельность ИРСИ не направлена на изменение государственной политики и стало тезисом, на котором Фонд построил защиту. Вокруг него же и велась основная часть прений.  При этом представители прокуратуры затруднились назвать обязательные признаки политической деятельности.

Стоит отметить, что Минюст внес ИРСИ в реестр иностранных агентов еще до решения суда.

Своими глазами

Главной темой сегодняшнего заседания стал опрос свидетелей. На предыдущем заседании прокуратура так и не смогла представить копии публикаций, на основании которых ведомство вынесло решение. Для их описания пришлось ходатайствовать о вызове свидетелей.

Программный директор ИРСИ Татьяна Толстенева опровергла заявление прокуратуры о том, что она выступала на саммите Open Government Partnership в Лондоне от имени организации. По словам Толстеневой, приехала на саммит она как частное лицо, во время своего отпуска, никаких выступлений не делала, но участвовала в обсуждениях на круглых столах: "Это сфера моей работы, и, конечно, мне интересен международный опыт".

Так же прокомментировал Иван Павлов и свою встречу с Бараком Обамой: "Я общался не от имени фонда, а лично от себя, и рассказ о нашей встрече был опубликован в моем личном ЖЖ… Большая часть того, что вменяется нам в вину вообще не является деятельностью Фонда". Прокуратура с этим заявлением не согласна.

Дала показания и Вероника Бурачевская, юрист-аналитик Фонда. Ее исследовательская статья, которая была опубликована на официальном сайте организации, была включена прокуратурой в перечень доказательств. Бурачевская сообщила, что статья была размещена по ее личной инициативе и являлась частью ее научной работы как магистранта СПбГУ.

Все документы, подтверждающие слова свидетелей обвинения, были приобщены к делу.

Кроме того, выступили гражданские лица, которые в январе 2014 года в качестве представителей общественности засвидетельствовали заключение прокуратуры о признании ИРСИ иностранными агентами. Иван Павлов заметил, что оба свидетеля были непродолжительное время работниками прокуратуры, а также указал на некоторые противоречия показаний.

Иностранный агент – враг народа

Признание фонда иностранным агентом будет означать не только юридические последствия – ежеквартальную отчетность и уголовную ответственность, например.

"Есть аспект юридический, а есть общечеловеческий, - говорит Павлов. - Я адвокат с двадцатилетнем стажем, и мне часто приходилось защищать людей, которые были репрессированы еще тогда, в СССР. Все же было очень недавно. Есть такое сильное понятие - "враг народа", и оно сейчас отождествляется с понятием "иностранный агент". Такие настроения подогреваются. Общество разбивается на контрасты, которые потом сталкиваются друг с другом".

Наконец, в уставе Фонда прописано, что Фонд не вправе заниматься политической деятельностью. "Если представление прокуратуры будет удовлетворено, Фонд будет ликвидирован, – сообщает Иван Павлов. – Не делайте из сотрудников фонда политиков. Иначе работать будет просто некому".

Сотрудники Фонда свободы информации подготовили к заседанию открытое письмо.

"Все мы получили хорошее образование в ведущих российских вузах. Работа в Фонде дает нам редкую возможность применять все наши компетенции в интересах страны, ведь основная цель нашей деятельности – способствовать реализации российского законодательства. Каждый из нас хочет внести свой вклад в развитие России как правового государства, и работа в Фонде дает нам такую возможность. Поэтому мы считаем, что присвоение нашей организации статуса "иностранный агент" радикально исказит смысл нашей работы в восприятии общественности", – говорится в письме.

Кроме того, сотрудники отмечают: "Мы регулярно пытаемся искать финансирование в России. Однако понимание важности вопросов государственной открытости только начинает формироваться в сознании представителей власти и гражданского общества, и пока наши попытки не увенчались успехом".

Напомним, что, по данным прокуратуры, за 2012-2013 годы ИРСИ получил более 26 миллионов рублей из США, Великобритании и Нидерландов. При этом в представлении прокуратуры сказано, что фонд осуществлял политическую деятельность «путем формирования общественного мнения по вопросам необходимости расширения доступа к информации о деятельности органов государственной власти». Кроме того, глава ИРСИ Иван Павлов участвовал во встрече правозащитников с президентом США Бараком Обамой во время саммита G20.

В конце 2012 года в России вступил в силу закон, который обязывает некоммерческие организации, занимающиеся политической деятельностью и финансируемые из-за рубежа, регистрироваться в качестве иностранных агентов. Новые поправки в закон дали Минюсту право самостоятельно вносить НКО в реестр «иностранных агентов».