Медиановости /
Бизнес, Власть, Интернет, Пресса

29 сентября 2014 17:21

Иностранные инвесторы могут покинуть российский медиарынок

Иностранные инвесторы могут покинуть российский медиарынок

Закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», принятый в пятницу, ударит практически по всем известным издательским домам, среди которых Conde Nast (журналы Vogue, GQ, Glamour, Tatler), финская Sanoma Corporation(«Известия», Cosmopolitan, Harper’s Bazaar, Men’s Health, National Geographic), шведская BonnierBuisnessPress (Фонтанка.РУ, «Деловой Петербург»), Burda и другие.

Сторонники закона считают его необходимой мерой во время информационной войны, развернувшейся между Россией и Западом. Опасения у законотворцев, кроме всего прочего, вызывают и глянцевые издания. «Глянец, который в большей степени печатает фотографии и рекламу, в конце концов сваливается до политики и начинает трактовать то, что подрывает основы Российской Федерации!», - произнес Вадим Деньгин перед заседанием ГД РФ 23 сентября. 

«Видимо, уважаемый депутат Деньгин много читает журналов. Может быть, на заседаниях Государственной Думы он рассматривает Cosmopolitan и постоянно видит там политические тексты, которые его так нервируют. Хотелось бы познакомиться с этими текстами поближе», - комментирует  главный редактор портала «Фонтанка.Ру»  Александр Горшков предубеждение Вадима Деньгина к глянцу.

В Думе планируют усиливать меры предосторожности. Алексей Казаков, депутат ГД от «Справедливой России» предлагает ввести специальные ярлыки «иностранных агентов» для всех СМИ с долей зарубежного капитала, чтобы «граждане знали, кого они читают и за что платят деньги». Депутат предполагает, что закон будет дорабатываться, так как враги отечества не дремлют: «Я считаю, что иностранные участники российского рынка СМИ будут усиливать свое присутствие. Есть куча всяких иностранных грантов, которые выдаются российским изданиям за увеличение расположения российской прессы к западным либеральным ценностям».

Журналистам новая инициатива кажется странной. «Cosmopolitan, Men’s Health, Elle– при чем тут работники ЦРУ? Вот это и есть безумие, совершенно идиотическое и нелепое, которое приводит в отчаяние. Эти инвестиции - это же наши с вами журналистские зарплаты!» - комментирует ситуацию Максим Кузахметов, коммерческий директор портала «Город 812» и питерского отделения МК.

«Я считаю, что в думе просто нечего делать. Они после каникул вернулись, и у них осенний зуд какой-то. Лучше бы они вместо этого законы приняли бы поправку в закон о СМИ о безопасности журналистов», - комментирует закон секретарь Союза Журналистов России Александр Копейка. По словам Копейки, из Кремля никто не обращался за консультацией в Союз Журналистов.

 «Фонтанка.Ру», 51 % акций которой с февраля 2013 года принадлежат шведской компании Bonnier Buisness Press, в свою очередь также может пострадать от нового закона. «Если закон будет принят в окончательной редакции, что, скорее всего, и произойдет, это, во-первых, будет означать передел рынка, а во-вторых - удар не по только медиабизнесу с иностранным участием или без него, но и по инвесторам в целом. Кто сказал, что завтра под запретом не окажутся любые иностранные инвестиции в другие отрасли нашей страны?», - высказывает свои опасения Александр Горшков, главный редактор «Фонтанки.Ру».

Пострадать может издаваемый тем же Bonnier Buisness Press «Деловой Петербург». Главный редактор газеты Максим Васюков отказался давать развернутый комментарии, а на вопрос о судьбе «ДП» ответил кратко: «На работу «Делового Петербурга» это точно никак не повлияет. Газета выходила и будет выходить. Мы в любом случае будем соблюдать российское законодательство».

Андрус Вахер, директор Bonnier business press в России, настроен более пессимистично, допуская вариант исчезновения издательства с российского рынка вслед за другими инвесторами: «Это очень вероятно, но все будет зависеть от формулировки закона. Sanoma Corporation уже давно хотят уйти из России – они пытались продавать свою компанию еще год назад. По поводу Conde Nast ничего не могу сказать».

Среди инвесторов обсуждается так называемый «казахский вариант». В Республике Казахстан, где аналогичный закон о СМИ существует более десяти лет, редакцию регистрируют как отдельное юридическое лицо, отделяя ее от остальной структуры издания. В результате рубеж в 20 % можно обойти. Очевидно также, что передел рынка выгоден сторонним лицам. В случае если иностранные компании будут массово продавать акции, заинтересованные покупатели смогут приобрести их за бесценок.

Последствия законопроекта могут коснуться как инвесторов и деятелей СМИ, так и рядовых читателей. По мнению экспертов, продажа долей акций попросту скажется на качестве контента. Зарубежные журналы и газеты требуют соблюдения определенных стандартов работы. «Франшизы» на любом рынке должны соответствовать мировому уровню издания. Во что превратятся русские версии GQ или National Geographic, можно только гадать. 

«Отечественные граждане не смогут на таком высоком уровне держать эти журналы, там очень много серьезных изданий, кроме глянца – та же самая «Фонтанка.Ру» или газета «Ведомости». Для того чтобы эти издания существовали на таком уровне, необходимо, чтобы они соответствовали тем требованиям европейским и американским журналистики, на основании которых они существуют и работают. Как только они станут отечественными, к ним эти требования не будут предъявляться.  Те люди, которые их приобретут, будут осуществлять через них какие-то политические интересы», - комментирует корреспондент петербургского бюро радио «Свобода» Виктор Резунков.

Что касается цензуры, то новый законопроект прекрасно вписывается в цепочку предыдущих инициатив, регламентирующих работу отечественных СМИ, таких как идеи о создании худсоветов на телевидении, приравнивание к СМИ блогеров, установление контроля над рунетом и т.д.

«Забудем про бизнес и признаем очевидное: в России хотят скрутить руки тем изданиям, которые за счет иностранных акционеров чувствуют себя относительно свободно. С точки зрения власти, это правильно - никакой альтернативы, полное единение. С точки зрения придворных журналистов - тоже правильно, пусть все хлебают с одного корытца. А с точки зрения истории русской журналистики жутко интересно. Уверен, курс Елены Сониной на журфаке о цензуре в России получит прекрасное продолжение. Воистину, жить в России трудно, но ужасно интересно», - комментирует ситуацию Василий Романов, генеральный директор и главный редактор «Агентства Бизнес Новостей».

Напомним, что согласно новому закону, принятому в пятницу, процент иностранного капитала любого российского СМИ не должен превышать 20%. Это правило распространяется на иностранные государства, международные организации, иностранные юридические лица, российские юрлица с иностранным участием, иностранных гражданин, а также на лица без гражданства и россиян с гражданством другой страны. Авторами закона выступили депутаты Вадим Деньгин (ЛДПР), Денис Вороненков (КПРФ) и Владимир Парахин (Справедливая Россия).

На втором чтение закона 25 сентября были введены некоторые доработки, к примеру – поправка, которая уточняет, что закон не распространяется на СМИ, образованные в рамках международных соглашений, таких, например, как телеканал «Мир» или телерадиокомпания «Союзного государства России и Белоруссии». Подобные каналы создаются при содействии нескольких стран-участников телевещания. 

Как будут развиваться события теперь? Лениздат.Ру решил выяснить мнение своих читателей по этому вопросу. 

София Корзова