Медиановости
/ Интернет, Конфликты, Медиасреда, Петербург

9 октября 2014 18:03

"Старая карповка" превратилась в "Канонер"

 
В начале октября наконец разрешилась путаница с двумя одноименными градостроительными изданиями: "Карповка.net" (или “Старая Карповка”) Дмитрия Ратникова была переименована в "Канонер" и скоро окончательно переместится на домен kanoner.com.
 
С начала марта 2014 года в медиапространстве города сосуществовали сразу два издания - "Карповка.com" и "Карповка.net". Второе издание появилось после того, как  владелец интернет-газеты "Карповка", компания ООО "Максмедиа", перевела портал с домена karpovka.net на домен karpovka.com. Владельца старого домена, экс-главреда "Карповки" Дмитрия Ратникова, редакция оповещать об этом не стала. Журналист принял решение  вернуть домен в свое пользование, продолжить вести его и переименовать в "Старую Карповку".  Но долго такое положение дел сохраняться не могло.
 
Что в имени
 
"Причин переименования три, - рассказывает Лениздат.Ру Дмитрий Ратников. - Во-первых, это ненормально, когда в одном городе существует два издания под одним названием.  Хотя  название "Карповка"  придумал я, но в связи с известными событиями получилось, что на него претендуют два издания.
 
Вторая причина вытекает из первой. Крайне низкий уровень текстов “Карповки.соm” дискредитирует годами наработанное имя. И столько раз, иногда даже в течение недели, мне приходится разъяснять разным людям, что та "Карповка" ничего не имеет общего с моей. Мне надоело постоянно слышать: “Как "Карповка" может такую ерунду написать?” Не буду судить, ерунда там или не ерунда, но мы бы такого не написали. И третья причина: название Карповка - географическое, его невозможно запатентовать, чтобы не было таких проблем, как те, с которыми мы столкнулись. А название "Канонер", которое тоже простое, легко запоминается и пишется на латинице - его запатентовать удалось, и в будущем никаких подобных проблем быть не должно".
 
Впрочем, последняя причина, указанная Ратниковым,  вызывает сомнения. Как оказалось, запатентовать название “Карповка” второй стороне уже почти удалось. Сейчас это вопрос времени: документы о регистрации должны быть доделаны ориентировочно через два месяца. Правда, речь идет не о патентовании названия как такового, а о регистрации товарного знака "Карповка". Когда регистрация будет завершена, этим словом не сможет называться ни одно СМИ в печатном и электронном виде. По закону правообладатель товарного знака имеет право  не только использовать его, но и запрещать использование другими лицами.
 
Как рассказывает главный редактор "Карповки.com" Ксения Чепига, заявка на закрепление за изданием товарного знака была подана год назад, с уходом Дмитрия Ратникова. То есть в декабре истекут положенные на процедуру оформления четырнадцать месяцев. В минувшем году портал стал первым, кто претендовал на это название. "Мы на 99% уверены, что этот знак мы получим", - сообщает Ксения Чепига. Главред также предполагает, что именно эти перспективы "Каповки.com" повлияли на выбор Дмитрия: "Возможно, он узнал об этом, или же сам хотел подать документы и понял, что уже не может этого сделать". 
 
Меняться не только названием
 
Когда портал "Канонер" перейдет на новый адрес окончательно, пока неизвестно. Это зависит и от того, насколько быстро такие поисковые системы, как "Яндекс" и Google перестроятся на новую переадресацию. 
Сменой названия ребрендинг не ограничится. Так, уже давно идет работа над новым  дизайном: "пилотные" образцы могли видеть случайные посетители сайта kanoner.com еще в январе-феврале. Тем не менее, на данный момент он скрыт и дорабатывается - приблизительно до нового года. Ратников обещает сделать основную тему в оранжевом цвете, логотипом станет крышка от бочки, характерная для лодки-канонерки. "Канонерская тема - важная для истории Петербурга, - говорит главный редактор. - У нас кроме Канонерского острова есть еще и Канонерская улица, так что название крепко связано с городом".
 
Сейчас порталом "Канонер" Дмитрий Ратников занимается самостоятельно. По словам журналиста, год назад он уходил из "Карповки", потому что формат портала перестал его устраивать, а инвесторы не поддержали те перемены, которые он предлагал - для них было важно, чтобы "Карповка" была градозащитным изданием.
 
"Теперь у меня есть возможность делать издание таким, каким мне хотелось бы его видеть, - главный редактор издания. - Пока портал еще формируется, но уже видно, что "Канонерка" - это издание, которое по возможности беспристрастно освещает изменение облика города".
 
Такая позиция не означает, что градозащита исчезла из "Канонера", задачей было уйти от сильного крена в эту сторону.  "Значительная часть тем остается за градозащитниками, для них эта газета по-прежнему интересна и информативна, - сообщает Ратников. - Даже строительные компании почувствовали, что такого упорного педалирования темы градозащиты нет, и теперь спокойно относятся к собственным комментариям среди других текстов".
 
Две "Карповки"
 
Конкуренцию с "Карповкой.com" Дмитрий Ратников для себя существенной не считает. "Не люблю критиковать или обсуждать коллег, но мне кажется, что у них просто не получается, - говорит он. -  Поэтому поначалу наши читатели ушли к ним. А когда появилась альтернатива: две "Карповки"- какое-то время заходили туда-сюда, но, в конце концов, вернулись к нам". Свои слова Ратников основывает на мониторинге постоянных читателей, которые регулярно комментируют материалы, и на статистике посещаемости. "Из этого можно сделать вывод, что их сайт просто неинтересный, - добавляет Дмитрий Ратников, - не говоря о том, что он состоит из перепечаток других СМИ. Свой новостной контент, насколько я могу судить, они просто не делают. Они делают только огромные новостные статьи с четким мнением журналиста, чего мы не допускали на старой “Карповке". Конкуренция завершилась не в их пользу". 
 
Впрочем, Ксения Чепига с последними словами категорически не согласна – на рынке нормальная конкуренция и "Карповка.com" успешно развивается. Главред  добавляет, что ни с какими существенными проблемами во время  сосуществования двух "Карповок" сталкиваться ей не пришлось. "Нам было это неприятно, лично мне и всем ребятам, но не могу сказать, что у нас были какие-то глобальные проблемы, - заявляет Чепига. - Все-таки свидетельство о СМИ  у нас, все документы остальные тоже у нас. Поэтому существенными были только какие-то морально-этические моменты. Со сложившейся ситуацией мы ничего особенно не делали, единственное - зарегистрировали товарный знак". Чепига отмечает, что, помимо уникального для Северо-Запада (по данным собственного мониторинга) выхода на межрегиональный уровень, "Карповка.com" ведет несколько собственных проектов, что позволяет плотнее занять нишу градостроительных СМИ. 
 
Что же касается переименования конкурентов, Ксения Чепига затрудняется его комментировать: "Карповкой" он (Ратников) уже давно не является - с тех пор, как продал свой бизнес.  То, что он сейчас делает, нас никоим образом не касается, и мы желаем ему удачи". 
 
Без компромиссов
 
Дмитрий Ратников покинул первую "Карповку" в октябре 2013 года, через месяц после того, как президент федеральной группы инжиниринговых компаний "Размах"
Игорь Тупальский заявил о создании медиагруппы “Телеграф”. В нее вошли онлайн-ресурс об искусстве Art1, агентство актуальной информации “Телеграф” и интернет-газета “Карповка”. Сам Игорь Тупальский об уходе Ратникова до сих пор говорит с сожалением.
"Мне очень жаль, что мы не нашли компромисса, - признается президент "Размаха". - У меня не было возможности обсудить с Дмитрием эту историю. Как я понимаю, здесь есть какая-то ситуация, в которой не я виноват, но донести до Дмитрия это я не могу - он просто не хочет разговаривать ни со мной, ни с моими коллегами".
 
По мнению Игоря Тупальского, эта история показывает, что нежелание идти на компромисс приводит к потерям всех участников конфликта.
 
Слова Дмитрия Ратникова о том, что уйти его вынудил "градозащитнический" уклон портала, Тупальский ставит под сомнение. "История ухода Дмитрия - это не история ухода от градозащитной темы. Скорее, это неумение искать компромиссы и определенное упрямство, - предполагает Тупальский. - Конфликты с другими редакторами и неприятие в тот момент требований, которые ему предъявлялись в качестве управленца, в качестве лидера, в качестве редактора - видимо, это послужило причиной такого ухода с "хлопаньем дверью". Поступил он странно, и очень многие люди никак не могут его понять. А мне действительно жаль. Заметьте, та "Карповка", которая сейчас существует, на градозащите не специализируется". О состоянии движения на настоящий момент президент "Размаха" вообще отзывается довольно категорично. "Я считаю, что существующее сейчас градозащитное движение - это такая узкомаргинальная, вымогательная система, которая не несет в себе ничего адекватного, - говорит он. - К сожалению, когда сталкиваешься с реально сложными ситуациями, где конструктивный диалог действительно мог бы помочь найти оптимальное для города решение, единственный "аргумент", который можно услышать от градозащитников, - “Сам дурак”.  Вместо того, чтобы сделать из градозащиты, как хотели Литвинов, Минутина (координаторы движения "Живой город" - прим. Лениздат.Ру) нормальное общественное движение. Движение, которое могло бы действительно приходить к каким-то реальным компромиссам, позволяющим девелоперу и сохранить исторический облик, и заработать деньги. А превратилось оно в какое-то маргинальное “мы против всего”. Это больше уже напоминает последователей Хаббарда (американский писатель-фантаст, создатель дианетики и саентологии – прим. Лениздат.Ру), чем людей, занимающихся реальными делами".
 
Даже сейчас Игорь Тупальский рассматривает возможность сотрудничества с Дмитрием Ратниковым в том или ином формате. "Мне неприятна вся эта история с двумя "Карповками", и очень жаль, что Дмитрий не работает с нами. Я считаю его значимым и авторитетным экспертом в области градостроительства и архитектуры Санкт-Петербурга, потому что он действительно посвятил этому большую часть своей творческой жизни, - говорит Тупальский. - К сожалению, его управленческие и организаторские навыки не проявились в должной мере в период нашего сотрудничества. Ему нужно работать над собой, а так он очень талантливый человек".
Теги:  конфликт