У всего месяц назад введенного запрета на рекламу на кабельных телеканалах уже успели измениться условия. Законодательство, влияющее на деятельность СМИ, вообще преображается с удивительной скоростью, при этом пересматривать уже принятые законы начинают практически сразу после их вступления в силу. Только за последние полгода были существенно переработаны (вплоть до отмены) целых пять свежепринятых медиа-законов.
1. Реклама на кабельных телеканалах
4 февраля президент России Владимир Путин подписал закон, который разрешает транслировать рекламу на тех платных телеканалах, которые посвящают не менее 75% своего эфира национальной продукции. Речь идет о поддержке региональных преимущественно новостных телеканалов, которые ушли в кабельное вещание и не спонсируются местной властью.
Под «национальной продукцией» подразумевается контент, созданный российскими гражданами или организациями, зарегистрированными в РФ, а также программы и фильмы, созданные по заказу российского СМИ, на русском языке или других языках народов России. Отечественные инвестиции в производство должны составлять не менее 50%.
Это в очередной раз скорректировало закон «О рекламе», который буквально только что запретил всю рекламу на платных каналах - с 1 января 2015 года. Еще до принятия этих поправок профессиональное сообщество выступало против такой инициативы, заявляя: отобрать рекламу у кабельных каналов равносильно приговору. Тем не менее, закон был принят 1 июля 2014 года. За два дня до вступления запрета на рекламу в силу, 30 декабря, Общероссийский народный фронт заявил, что приступает к подготовке предложение по изменению еще даже не вступивших в силу поправок для поддержки муниципальных и региональных платных телеканалов. Собственно, именно инициатива депутата Госдумы, сопредседателя центрального штаба ОНФ Ольги Тимофеевой и легла в основу подписанного 4 февраля закона.
2. Иностранные агенты
В тот же день, 4 февраля, Владимир Путин внес в Госдуму поправки в закон о некоммерческих организациях, регламентирующие правила выхода НКО из реестра иностранных агентов. Если поправки примут, то НКО смогут не только получать ярлык инагента от Минюста, но избавляться от него - в случае, если в течение года не будут получать средства из-за рубежа и (или) заниматься политической деятельностью. Для организаций, которые попали в реестр повторно, возможность выхода из него усложняется.
Закон об иностранных агентах существует еще с 2012 года, реестр постоянно пополняется и на сегодняшний день насчитывает уже 38 НКО, но до сих пор системы выхода из него не существует. Многие получившее статус инагента организации продолжают пытаться оспаривать это решение Минюста в судебных инстанциях, однако на сегодняшний день успехом тяжбы пока ни для кого не увенчались. Например, Институт региональной прессы продолжает оспаривать наложенный на него штраф в 400 тыс. рублей за ведение деятельности без регистрации в статусе иностранного агента. А петербургский Фонд свободы информации Ивана Павлова, например, и вовсе объявил о своей самоликвидации. По словам главы фонда, постоянное давление на НКО не оставляло времени для осуществления ее прямой функции – защиты прав граждан.
Инициатива же о создании реестра СМИ-иностранных агентов должной поддержки у законодателей не нашла. Впрочем, один из авторов документа единоросс Евгений Федоров сообщил, что законопроект будет внесен в Госдуму повторно после ужесточения формулировок.
3. Алкоголь и табак
Летом 2014 года в закон «О рекламе» внесли очередные поправки, которые временно, до января 2019 года, снова разрешили рекламу отечественного вина и пива в прессе. А в первой половине февраля пройдет очередная встреча Минкомсвязи с представителями СМИ, на которой обсудят возможность возврата рекламы крепкого алкоголя и сигарет, причем не только в глянцевые журналы, но и на телевидение. Этот вопрос поднимался еще в ноябре 2014 года. Всячески поддерживает возврат рекламы замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин, он считает, что в противном случае «к концу 2015 года мы примерно половины СМИ в стране недосчитаемся». Реклама алкоголя и табачной продукции в СМИ была запрещена с 2012 года.
4. Медицина
Летом 2014 года отменили и продержавшийся всего полгода запрет рекламировать собственные услуги медицинским клиникам - не только в СМИ, но и на собственных вывесках. Упоминать об этих услугах можно было только в узкоспециализированных медицинских изданиях или на пресс-конференциях. Правда, все еще не разрешена реклама рецептурных препаратов, а также некоторые медицинские изделий, но и возможность снятия этого запрета СМИ еще будут обсуждать с Минкомсвязи.
«Несколько раз законодательство то разрешало, то запрещало рекламировать медицину, весь рынок медицинской рекламы трясло, - комментировал еще в декабре Лениздат.Ру ситуацию управляющий партнер Коллегии юристов СМИ Федор Кравченко. - Совершенно неожиданно вводят новые ограничения по рекламе, и это подрывает как раз экономическую самостоятельность СМИ и вынуждает приходить к власти и просить у нее денег».
5. Нецензурная лексика
В конце января 2015 Министерство культуры подготовило законопроект о возвращении нецензурной лексики в кинематограф. Чиновники хотят «быстро провести через Госдуму», чтобы он вступил в силу уже в апреле текущего года, даже этап предварительных слушаний решили пропустить. Проект был подготовлен через пять дней после обращения режиссеров Никиты Михалкова, Олега Табакова, Федора Бондарчука, Владимира Хотиненко, Карена Шахназарова и Сергея Мирошниченко к премьер-министру Дмитрию Медведеву с аналогичной просьбой. В те же дни президент России Владимир Путин допустил употребление мата в литературе.
Закон о запрете на нецензурную лексику в теле-, радиоэфире и в произведениях искусства президент подписал в апреле 2014 года. Впрочем, еще с апреля 2013 года в законе «О СМИ» использование СМИ для распространения материалов, содержащих нецензурную брань было отнесено к злоупотреблению свободой слова.
Информационное агентство «Росбалт» в октябре того же года оказалось под угрозой лишения лицензии после сразу двух предупреждений Роскомнадзора за размещение двух видеороликов, позаимствованных с сайта YouTube, где использовалась нецензурная лексика. «Русский репортер» же в ноябре 2014 года пытался скрыть бранные слова точками, но оказалось, что Роскомнадзор не считает такую замену допустимой. Итог – предупреждение в адрес редакции.
На данный момент законотворцами не рассматривается послабление запрета на нецензурную брань для СМИ. Однако, деятели кинематографа уже могут готовиться к возвращению крепкого словца.