Мнения
/ Интервью

28 апреля 2015 17:41

Глава «Невы-Пресс»: «Кардосу» не до региональных особенностей

 
Приход на петербургский рынок распространителей прессы московской компании «Кардос» вызвал противоречивую реакцию игроков. О рисках конкурентной войны, невыполнимых целях московских гостей и о том, как стоит приходить в Петербург,  Лениздат.Ру рассказывает генеральный директор «Невы-Пресс» Ирина Васильева.
 
- Для начала проясните, пожалуйста, как сейчас выстраиваются отношения между Роспечатью, их предыдущими партнерами «Невой-Пресс» и нынешним партнером «Кардосом»?
 
— Для  Роспечати мы по-прежнему остаемся основным поставщиком печатной продукции.  Работаем в рамках договора поставки, который был подписан нами еще в 2014 году. Также до прихода «Кардос» наша компания осуществляла для Роспечати сортировку товара. Ранее, в 2014 году, мы реализовали совместный проект по объединению складской логистики. За счет этого Роспечать сократила свои затраты на аренду и смогла переехать на более дешевые площади, а также провела сокращение персонала. 
 
Нынешний аналогичный договор с «Кардосом» возник не потому, что «Нева-Пресс» плохо работала, никто вам такого не скажет. Просто возник интерес группы компаний «Кардос» к федеральному агентству в целом. Информацию о том, что проект федеральный,  представители «Кардос» озвучили еще в марте, для рынка это не секрет. Санкт Петербург в данном случае — просто тестовая площадка. Сейчас «Кардос» так же, как и «Нева-Пресс», поставляет товар в Роспечать и осуществляет сортировку. Информацией о какой-то другой их роли я не располагаю.
 
— Почему тогда приход «Кардоса» так волнует распространителей?
 
— Нас беспокоит только то, что интересы компании «Кардос» в Санкт-Петербурге могут не ограничиться компанией Роспечать.
 
Вообще в кризис правильно было бы идти путем объединения: объединения со своими клиентами и объединения со своими конкурентами.  А у нас, так сложилось, получается обратная ситуация. Мы пережили уже столько конкурентных войн, что мне просто искренне жаль, если дальше все пойдет по пути разрушения. Если снова начнется какая-то конкурентная война, ни к чему хорошему это не приведет. В свое время к нам уже заходили  московские операторы, нахраписто так заходили.
 
— Не справлялись?
 
Ну как сказать. С чем-то справлялись, с чем-то нет. Результаты подобных «походов» правильно оценивать в долгосрочном периоде. Но тут другое. Мы  работаем на своей земле, отступать нам некуда. А дома, как говорится, и стены помогают. Московские операторы  везде действуют одинаково: демпинг, переманивание обиженных и недовольных сотрудников, другие неприятные вещи… При этом они увлечены гигантоманией, им нужно все и как можно быстрее, они не нацелены на длительную кропотливую работу. Им, знаете ли, не до региональных особенностей.
 
— Как реагировал рынок на чужих?
 
Как обычно, мир разделился  на белых и красных, своих и чужих. Началась беготня туда-сюда клиентов, закрытие точек, чехарда с тиражами. Каждый раз одно и то же, но история каждый раз немножко другая. Конечно, мы уже приобрели определенный иммунитет. Это как грипп, который постоянно мутирует. Вакцина есть, но надо вовремя ее обновлять. 
 
Проблема еще в том, что потери несет не только проигравшая, но и победившая сторона. Конечно, победитель чувствует себя «на коне», но он так же обескровлен и с пустыми карманами. 
 
Кроме того, очень жаль потерянного на войну времени, сейчас оно особенно дорого. Наша отрасль не на подъеме, сейчас нельзя позволять себе отвлекаться и тратить время впустую. Сейчас нужно не военными действиями заниматься, а думать, как поднимать эффективность, как удерживать продажи и спасать тиражи. Проблема в том, что люди не читают, этим нужно сейчас заниматься. Уйдут газеты, журналы, следом — книги. Мы просто потеряем нашу отрасль. Нам нужно думать, как удерживать цены на рынке, когда все дорожает. А мы будем тратить время на войны… 
 
— Тем не менее «Кардос» сознательно идет на такие риски.
 
Повторюсь, для «Кардоса» Петербург — это всего лишь один из регионов. Они покажут в Питере какой-то результат и пойдут дальше. Но обслуживать только Роспечать  на своем отдельном складе — это очень дорого. Есть большой соблазн чем-нибудь еще по соседству «поживиться». А брать-то нечего, нет свободных клиентов, нет свободных участков земли. Здесь уже работает и «Нева-Пресс», и «Метропресс». А еще работают наши клиенты, коренные питерские киосковые сети. Нет ничего такого, что свободно бы валялось под ногами, и можно было бы легко это подобрать. И что делать?  Выход один — только отнимать. Это как в сказке: «была у зайчика избушка лубяная, а у лисички ледяная»…
 
— Но ведь и на существующем рынке компании конкурируют?
 
— Да, вы правы, нам и так тесно на рынке и у нас своя плотная конкуренция. «Союзпечать», «Метропресс», Роспечать, «Пресса», «Новая Пресса», «Ника» — все мы конкуренты и варимся в одном котле. Но питерский рынок четко структурирован. Каждое предприятие имеет свою специализацию и профиль.
 
И что особенно важно — в Санкт-Петербурге есть определенная деловая этика взаимоотношений. Не только в рамках «Балтийской прессы» — гораздо шире. Поэтому мы не только конкуренты,  мы — партнеры. Мы за эти годы научились все вопросы решать сообща, научились вместе взаимодействовать и с нашими властными структурами. Мы стараемся совместно лоббировать и проталкивать важные для нас отраслевые вопросы, мы встаем на защиту друг друга, мы выживаем вместе. 
 
В кризис мы оказались в одной берлоге, но еще не дошли до такого состояния, чтобы начать пожирать друг друга. Есть сложные процессы, нашим клиентам сейчас очень тяжело в этих экономических условиях, но мы держим рынок, не усугубляем ситуацию, не пожираем и не отнимаем. Но с приходом новых конкурентов передел возможен, а мы этого не хотим.
 
— Что тогда делать в этой ситуации?
 
— Да нечего делать. Мы же не можем «Кардосу» запретить работать с Роспечатью. Мы не можем запретить Роспечати работать с «Кардосом». Роспечать сама себе выбирает партнеров, это их право и их решение. Вопрос, какие дальше последуют действия и как будут складываться отношения. 
 
— А какой-то диалог вы пытались наладить?
 
— У нас есть диалог, мы общаемся с «Кардосом». Более того, по результатам нашей совместной работы за прошлый год мы получили от «Кардоса» благодарственное письмо. Мы всегда очень серьезно относимся к таким вещам, надеемся, что это действительно является доказательством положительной оценки нашей работы.
 
— Как вы считаете, все же передел будет?
 
— Мы работаем, «Кардос» тоже работает… Посмотрим. Они должны показать определенный результат. Это не только стоимость услуги, но и ее качество. Даже если эти параметры будут сопоставимы, в чем я сомневаюсь, то надо понимать: для «Невы-Пресс» это обычное дело, а «Кардос», чтобы справиться с этим мини-проектом, стянул к нам в Питер, с их слов, все свои «лучшие силы». А что будет, когда тест закончится? А качество работы нужно не просто поддерживать на определенном уровне, его нужно постоянно повышать. 
 
— А через какое время начинает складываться понятная картина?
 
— Для меня уже и так все понятно. Но это их проект, и они ставят свои сроки. Я не знаю их сроков, но не думаю, что они будут ждать год. Наверное, должны подводиться какие-то промежуточные итоги. 
 
— Что касается закрытых киосков. Нам говорили, что «Кардос» собирается их открывать, поднимать, что это возможно. На ваш взгляд, это реализуемо? 
 
— Роспечать и до прихода «Кардоса» провела колоссальную работу за последние месяцев 8. Они открыли порядка 50 объектов. Издатели были очень довольны, начали подрастать тиражи. Они шли по правильному пути. «Кардос» вмешался, так уж совпало. Еще остались закрытые киоски, но знаете…. Возможно, это не самые лучшие киоски и лучше держать их закрытыми. В любом случае «Кардос» открывать ничего не будет. Если это и будет делаться, то это будет делать сама Роспечать по собственному решению.
 
— Что вы можете сказать о задолженности Роспечати перед «Невой-Пресс»?
 
— Мы с нашими партнерами постарались найти компромиссное решение. Сейчас ситуация стабилизировалась.  Для нас Роспечать — это один из тех клиентов, которых мы старались поддержать. Сейчас у нас идет нормальное взаимодействие.
 
— Были ли у вас из-за прихода «Кардоса» какие-то потери в контактах с издателями?
 
— Нет, мы со всеми контактируем и работаем. 
 
— То есть не было принципиальных переходов? Вы работаете со всеми?
 
— Да,  у нас остались все договоры, все по-прежнему. Был  только один случай, когда мы приостановили  закупку, но это не связано ни с Роспечатью, ни с «Кардосом» — там вопросы были по бизнесу, по доходности. Сейчас с этим  издателем все эти вопросы решены.
 
Кстати, хочу прокомментировать со своей стороны мнение, которое было озвучено в статье «"Варяги" в киосках прессы Петербурга» — якобы распространители против «Кардоса», а издатели — «за». Действительно, часть издателей (в основном местных) готова работать со всеми, кто с ними захочет работать. Это нормально, более того, они хотят воспользоваться ситуацией и, возможно, даже продвинуть свои издания на федеральный уровень (например, в региональные киоски Роспечать или в сеть «Кардос»). Но есть издатели, которые имеют больше информации о работе «Кардоса» в других регионах, и эти наши партнеры имеют другое мнение.  Не желаю никого обидеть, но я считаю, что у последних более глобальный, стратегический взгляд на будущее развитие рынка.  
 
— В чем он заключается?
 
— Эти издатели против того, чтобы в регионах «Кардос» работал напрямую с Роспечатью. Они поддерживают местных оптовиков и делают на нас ставку. Они понимают, как выстроены все региональные рынки, что ставится на кон и какие возникают риски. В Питере их устраивает существующая контролируемая ситуация. Они не желают никакого передела, «перетягивания» клиентов, скачков тиражей. А это неизбежные потери. Предположим, если у «Невы-Пресс» начнутся проблемы, то мы сразу «сбросим балласт», закроем нерентабельные точки, сократим тиражи, будем чистить и сокращать ассортимент, возможно даже откажемся от каких-то поставок…  Многие издатели, особенно крупные федеральные, это понимают. 
 
— Один из наших собеседников-издателей сообщил, что «Кардос» пошел им навстречу и помог выйти на федеральный уровень, когда они отказались от сотрудничества с «Невой-Пресс».
 
— От сотрудничества с «Невой-Пресс» никто не отказывался. Просто у некоторых издателей появился еще один покупатель — «Кардос».  В то, что вы говорите, я верю. А как еще прорваться на питерский рынок? В момент заключения договоров «Кардос» был готов на все. Если кто-то из издателей уже получил или когда-то получит федеральное распространение взамен на договор, то могу за них только порадоваться. Теперь давайте представим, что эта схема будет применяться со всеми местными поставщиками в нашем и в других регионах. Такого количества региональных изданий в ассортименте ни одна розничная сеть не выдержит. Или же это будут какие-то ограниченные или временные преференции. В любом случае, согласитесь,  селекция неизбежна.  Нет бесплатного сыра в мышеловке. 
 
— Как было бы правильнее приходить на петербургский рынок?
 
— Я всегда за то, чтобы договариваться. Уверена, правильно было бы работать через регионального оператора. Можно было договориться и по ценам, и по условиям.  И не обязательно только с «Невой» разговаривать. Пожалуйста, можно обратиться к нашим конкурентам, например в «Метропресс»,  мы не одни на рынке работаем.  
 
Или другой вариант. Приехать, по-тихому снять склад, а потом, когда спросят, объявить: с такого-то числа Роспечать у вас ничего не покупает… Всем спасибо, все свободны. Вот отсюда-то и начинаются все беспокойства и опасения. 
 
— Как вы считаете, можно ли «переиграть» эту ситуацию и сделать существование на одном рынке с «Кардосом» более удобным?
 
— Я считаю, что можно сделать все. Эту ситуацию создали люди,  и эти же люди (если, конечно, так решат) могут ее и исправить. Посмотрим.
 
— Но есть вариант корректной работы и взаимодействия?
 
— Такой вариант всегда существует. Я себя считаю человеком, с которым можно договориться. 
 
— А другие оптовики общаются с «Кардосом»?
 
— Не знаю, может, есть еще какое-то общение, у меня никакой информации нет.
 
— «Кардос» как крупная компания может принести на рынок новые отраслевые технологии, инновации? Возможно, это как раз поможет рынку прессы выжить в условиях кризиса? 
 
— Не знаю, чем можно было бы нас удивить. Наше предприятие располагает одной из лучших отраслевых логистических площадок. Линии сортировки прямого и обратного потока оборудованы автоматизированными системами с весовым контролем и видеонаблюдением. Производительность труда у нас достаточно высокая, а это, как вы понимаете, значит низкую стоимость услуги для клиента. Но самое главное — это наше качество работы, мы им гордимся. 
 
А еще мы гордимся программным обеспечением, системой управления товародвижением и многими другими вещами. Все это — уникальные собственные разработки нашей команды. Поэтому не знаю, что нового «Кардос» мог бы предложить рынку... Скорее, это мы могли бы предложить что-то «Кардосу». И мы к этому готовы… Пусть приходят, поговорим.