Медиановости
/ Власть, Медиасреда, Несвобода слова, Петербург

28 апреля 2015 20:12

Путин и региональные СМИ – как выживать

 
Как не поплатиться за свою деятельность здоровьем и как негосударственным медиа выжить в кризис, попытались узнать у Владимира Путина представители региональных независимых СМИ 28 апреля на встрече в рамках второго медиафорума Общероссийского народного фронта (ОНФ) «Правда и справедливость» в Санкт-Петербурге. Выяснилось: нужно писать о простых людях и быть объективными.
 
Особенно представителей негосударственных СМИ интересовали СМИ государственные, а также реакция государственных деятелей на работу независимых журналистов. Многие начинали свои вопросы с прелюдии о том, как их изданиям осложняли работу, вплоть до угроз и нападений.  
 
Чтобы не нападали – будьте объективны
 
Вопрос о безопасности журналиста, который работает в жанре расследований, и грозящем исчезновении этого жанра задал журналист Алексей Мигунов из Приморского края. Он заметил: работать в регионах становится тяжелее и напомнил о нападениях в 2014 году на сотрудников биробиджанского еженедельника «Газета на дом» и в том же 2014 – на главного редактора бурятской газеты «Аршан» Аркадия Зарубина. 
 
«Привычными становятся вызовы на допросы, преследования, угрозы, – продолжил перечисление Алексей Мигунов. – Что делать для того, чтобы не давили? Чтобы обеспечить журналисту не только свободу слова, но и свободу после сказанного слова?» Этот вопрос, заданный уже в середине встречи, первым вызвал аплодисменты аудитории. 
 
По мнению Владимира Путина, главное, что может обезопасить журналистов – реальная независимость и объективность СМИ. «Чтобы в этом не было сомнений, чтобы никто не пробовал использовать СМИ для достижения своих интересов, не связанных с интересами общества», – заявлял президент. Кроме того, то, что честные люди сталкиваются с давлением – ситуация обычная, «так всегда происходило и у нас, и за рубежом, это проблема общества вообще». А журналист сам выбирает путь риска. «Это внутренний выбор – те, кому вы наступаете на хвост, всегда будут противодействовать вам», – заключил президент. В помощь же журналистам он предложил «утверждать принципы морали и нравственности», а также развивать неформальные инструменты, такие как ОНФ, и «вместе подумать» над мерами законодательного порядка.
 
Убегающая власть
 
Но «свобода после сказанного слова» – не единственная проблема, о которой говорили журналисты. Государственные структуры не идут на контакт, не отвечают на запросы даже в установленные законом «О СМИ» семь дней, порой в прямом смысле убегают от прессы, а обиднее всего – результатов расследований зачастую в упор не замечают правоохранительные органы. Или же оказывается, что формально все нормы закона соблюдены, хотя несправедливость очевидна. 
 
«Прокуратура часто вообще не отвечает на официальные вопросы, – рассказывал Максим Румянцев, блогер и журналист екатеринбургского телеканала «Крик ТВ». –Чайка (Юрий Чайка, генеральный прокурор РФ. – Прим. Лениздат.Ру) убегает, когда мы задаем ему вопрос – у нас все записано на видео. От нас убегала судья, следователи, на наших глазах предлагали деньги свидетелю для того, чтобы он отказался от показаний. Весь цвет российской юриспруденции – молчит. Они сами себя дискредитируют. Люди идут к бандитам, потому что знают, чего от них ждать». 
 
Президент  с большинством претензий согласился – да, действительно, отвечать журналистам госструктуры должны («Я не буду говорить о том, что у них много дел, они не могут отвечать всем – я не буду этого говорить»),  да, действительно, нужно обеспечивать прозрачность, «в целом нужно об этом подумать». Конкретный совет, впрочем, тоже был: чтобы повысить вероятность возбуждения дел по итогам журналистских расследований, Владимир Путин предложил журналистам действовать вместе с ОНФ: «Легче обратиться через них напрямую, и я уверен, что реакция будет».  
 
Кормушка госСМИ
 
Но для того, чтобы куда-то обращаться, нужно сначала выжить. А как выживать в сегодняшней ситуации, понимают не все. Вопрос о том, что государственные субсидии – помощь государства прессе – почти целиком уходят к государственным, сервильным СМИ, поднимался дважды.
 
«Все деньги получают лояльные СМИ, которые не указывают на больные проблемы, которые обслуживают не общество, а власть, – возмущался якутский журналист. –Это порочная система, которая дискредитирует губернаторов, дискредитирует власть в целом». «Мы как негосударственные СМИ оказались как бы вне рыночных условий, – соглашается журналист воронежской газеты «Мое!» – Все субсидии уходят государству, а мы выживаем самостоятельно».
 
В первый раз президент сказал о необходимости прозрачности финансирования и безотносительно заданного вопроса вдруг посоветовал независимой прессе писать не только о чиновниках, но и о простых людях. «Вы вскрываете, разоблачаете,–рассудил Владимир Путин. – На то и щука, чтобы карась в реке не дремал, это правильно. Но я бы попросил вас – обратите внимание не на начальников, а на простых людей. На положительные примеры позитивной, творческой работы. Особенно в таких изданиях они должны быть». 
 
Во второй раз ответ на почти аналогичный вопрос о субсидировании госСМИ был чуть конкретнее. «Чисто формально – все правильно, но по сути – издевательство, – заметил глава государства. – Формально государство платит своим структурам, но обществу нужны независимые СМИ. Нужно разработать такую систему, чтобы поддерживать всех».
 
Куда уходят деньги 
 
Вопрос о выживании СМИ поднимался еще трижды: один раз касательно цен на бумагу, второй – объема рекламы, третий – отмены субсидирования почтовой доставки. 
 
Журналистка из Тулуна, говоря от имени всех печатных СМИ, жаловалась на рост цен на бумагу на 63% при том, что ее экспорт даже не облагается пошлиной. В отличие от импорта зарубежной мелованной бумаги, которую российский рынок пока не в состоянии предоставить в нужном объеме. Даже печататься за рубежом оказывается выгоднее. «Это приведет к катастрофе, – считает журналистка. – Если крупные СМИ выживут, то мы, малыши, которые борются за права людей, мы должны будем даже не сократиться, а закрыться». Поручение ФАС Владимир Путин дать пообещал, а вот отсутствие пошлины на экспорт защитил: это сознательная мера для того, чтобы уберечь производителей от разорения. 
 
Повысить долю рекламы на местных каналах с 15 до 30% эфирного времени (возможно, за счет бегущей строки) предложила журналистка кабельного телеканала «Волгодонский вестник». Впрочем, на это президент заметил, что не будет даже озвучивать то, что думает, когда реклама прерывает телепередачи, потому что «сразу возникает неформальная лексика». «Вопрос в том, чтобы не переборщить, – высказался лидер. – Если мы переборщим – люди просто смотреть не будут, и смысл будет утрачен». Владимир Путин также заметил, он далеко не впервые слышит подобный вопрос – обычно с ним обращаются федеральные СМИ. «Приходят ко мне здоровые мужики, чуть не плачут, так жалко их становится, –рассказал президент. – Но пока я держусь».  
 
Что же до насущного вопроса о почтовых тарифах (после отмены субсидии «Почте России» на доставку прессы подписчикам тарифы резко выросли – по информации участников форума в Якутии, например, этот рост составил 300%) – возвращать ничего президент не обещал, но пояснил, что очень хочет сохранить печатные СМИ. 
 
В сухом остатке из советов, озвученных на встрече 28 апреля, складывается примерно следующее: журналистам нужно быть объективными, сотрудничать с ОНФ, писать о простых людях и поднимать нравственность. Обо всем остальном президент обещал подумать. СМИ будут ждать.
Теги:  путин