Медиановости /
Медиасреда, Петербург

30 декабря 2015 16:13

ВШЖиМК держит курс на будущее

ВШЖиМК держит курс на будущее
 
Наступающий  2016 год станет годом 70-летия журналистского образования СПбГУ. Лениздат.Ру побеседовал с преподавателями Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций о планах и пожеланиях для вуза на ближайшее будущее. Среди уже намеченных направлений развития: расширение сотрудничества с Университетом им. Адама Мицкевича в Познани, новая традиция Фестиваля малой прессы и работа над современными учебниками для студентов.  Преподаватели надеются, что в будущем у них будет больше сил, времени, кадров и возможностей работы с журналистами-практиками, а выпускники и студенты хотели бы перенести детали европейского опыта в ВШЖиМК.
 
Сергей Корконосенко, заместитель директора по научной работе ВШЖиМК, заведующий кафедрой теории журналистики и массовых коммуникаций:
 
О планах…
 
— Перед нашей кафедрой стоят те же задачи, что и перед институтом: работать над крупными проблемами и поддерживать свою репутацию. А репутация лидирующей учебно-научной методической организации в своей области образования у него есть. 
 
Например, чтобы относиться к себе с большим уважением и укреплять репутацию, нам надо поработать над серией коллективных монографий по самым существенным направлениям научной мысли в нашей области. Это не значит, что до этого мы занимались какими-то пустяками, но нужно организовать серию. Как ни странно, фундаментальные темы, к примеру «Личность в пространстве массовых коммуникаций», уплывают из поля внимания, и не только нашего.  В каком-то смысле это наша миссия. 
 
С другой стороны, нужно обеспечить наши дисциплины учебной литературой. За нашей кафедрой уже числится несколько учебников, выпущенных с грифом министерства. Нужно, чтобы у наших учащихся по любой дисциплине были достойные, солидные и современные учебники. Сейчас мощно развивается магистратура, это тьма новых дисциплин, которые никогда не описывались в учебниках, аспирантура тоже стала учебным уровнем образования. Только у нас на кафедре наберется около десятка таких программ. Это просто вынуждает нас работать. 
 
Мы должны повысить престиж отечественной науки в мировом сообществе. У этой задачи есть практические выражения. Например, руководство университета требует от преподавателей публикаций в международных топовых журналах. В этом году у нас был прорыв — десятки таких публикаций. Теперь надо двигаться дальше, не только количеством, но и качеством обеспечивать достойное место в мировом научном процессе. 
 
О желаниях…
 
— Единственное — чудовищно не хватает времени и сил, хотя у нас и мощный коллектив, который очень уважают за пределами университета. Нам поступает огромное количество предложений участия в международных семинарах, конференциях, публикациях. Но на это нужно гораздо больше рук. На то, чтобы писать на уровне мировой науки, времени маловато. 
 
Егор Королев, старший преподаватель кафедры периодической печати ВШЖиМК, редактор учебной газеты «2х2», куратор первого Фестиваля малой прессы:
 
О планах… 
 
— В будущем году мы точно будем проводить второй раз Фестиваль малой прессы. Мы сомневались, нужно ли это будет, но оказалось, что людям интересно собираться, общаться друг с другом о профессиональных вопросах. Они обменивались телефонами, некоторые журналисты районных и муниципальных изданий впервые друг друга видели, советовали друг другу, как выиграть какой-то грант или лучше построить отношения с типографией. К нам подходили участники и говорили, что хотят еще. Надеюсь, мы будем проводить фестиваль ежегодно, только немного поменяем правила и учтем ошибки. Например, муниципальные и районные СМИ мы совместили не очень верно. Их сложно сравнивать, у районных есть настоящие редакции, а в муниципальных работает иногда по одному человеку. 
 
Постараемся и чаще выпускать нашу студенческую газету. Пока студенты делают ее только один раз за все время обучения, на первом курсе. Безусловно, этого мало. Кроме того, появилась идея вывести ребят на популярный ныне формат лонгрида. Недавно я дал задание сходить в Ленинградский зоопарк, посмотреть, что там есть плохого, хорошего, и получился именно такой формат. Мы выпустили газету, но можно было сделать что-то и большее, потому что студенты принесли видеозаписи, фотографии, инфографику, статистику, было много живых человеческих историй. Жалко это терять в формате четырех полос газеты. Так что думаем о том, чтобы делать проекты, посвященные Петербургу и Ленобласти, подключать студентов с медиадизайна, телерадиожурналистики, старшекурсников-стилистов. 
 
О желаниях… 
 
— Было бы здорово, если бы к нам чаще заглядывали практикующие журналисты, делились навыками, давали бы свои неудачные и удачные примеры. У нас есть такие люди, но нужно больше, чтобы они подпитывали наших теоретиков. Часто слышишь от коллег: «У вас так мало практики, вы такие плохие». Конечно, практики должно быть больше, но и сами приходите со своими проектами и помогайте, потом выбирайте самых лучших и берите к себе. Хотелось бы, чтобы коллеги не просто ожидали нашего приглашения.
 
С другой стороны, хотелось бы какого-то ответного хода от студентов. Всегда есть лучшие, которые совмещают учебу и практику. К примеру, Мария Карпенко недавно проходила практику в «Коммерсанте» и там осталась работать. Она никогда не будет жаловаться, что ей мало практики на журфаке, потому что она сама берет быка за рога, идет, пишет и использует все возможности, которые есть. В то же время месяц назад у нас был Дмитрий Соколов-Митрич («Известия», «Русский репортер», «Православие.ру» и др.), а на него пришло всего от силы 15 человек. У нас есть учебно-образовательный пресс-центр, в котором мы со студентами подробно разбираем их тексты, обсуждаем, разбираем, ставим руку, и не все студенты приходят. Наверно, легче потом говорить «ай-ай-ай, нам ничего не дали». 
 
Галина Мельник, профессор кафедры периодической печати ВШЖиМК, доктор политических наук:
 
О планах… 
 
— Скоро расширится наша программа сотрудничества с польскими коллегами. Познаньский университет приезжает сюда целой командой, мы уже делаем совместные журналы и с нового года включаемся в программу по обмену студентов и преподавателей. Некоторые другие университеты тоже переориентировались на Россию, и это очень радует. 
 
Кафедра периодической печати небольшая, почасовиков стало очень мало, от нас здесь ничего не зависит. Зато есть такие интересные фигуры, как Андрей Константинов (глава АЖУРа — прим. Лениздат.Ру), который ведет у нас семинары по расследованию, Галина Леонтьева тоже из АЖУРа. Вырастает целая школа. Преподаватели кафедры — кандидаты наук, уже достаточно серьезная сила, все они работают в СМИ, члены каких-то творческих организаций. 
 
Сейчас мы делаем Книгу памяти, уже разместили ее на сайте и продолжаем эту работу, потому что очень многих ушедших от нас преподавателей, стоявших у истоков журналистского образования, нынешнее поколение даже не знает, а это совершенно уникальные люди. Начинает выходить детище Бориса Яковлевича Мисонжникова газета «Санкт-Петербургский публицист». Среди авторов есть очень видные писатели, поэты, знаковые фигуры. Начал выходить научно-популярный журнал «Век информации», он будет регистрироваться в РИНЦе. 
 
О желаниях… 
 
— Очень не хватает преподавателей-почасовиков, их просто сократили. Это сокращает и базы практики. С другой стороны, мы стараемся приглашать профессионалов в качестве руководителей творческих мастерских. 
 
Есть и другие темы, которые не очень любят затрагивать. Сейчас университет должен интегрироваться в международный процесс и требует от преподавателей статей на иностранных языках, обязательно в тех журналах, которые находятся в списке Scopus. Пробиться в эти журналы практически невозможно. Во-первых, потому что к России не очень хорошее отношение, а во-вторых, публикации в них платные, и плата значительно превосходит зарплату сотрудников. При этом на конкурс на должность преподавателя даже не принимают к  рассмотрению, например, заявления тех, у кого нет публикаций в зарубежных научных журналах. Договор тоже заключается уже не на пять лет, а только на год, и преподавателей не оставляет ощущение временности на факультете. Кроме того, что преподаватель должен готовиться, быть на уровне, иметь программы, оказывается, он должен отвечать каким-то формальным требованиям. 
 
С другой стороны, факультет делает всё, чтобы динамично развиваться и чтобы комфортно было и студентам, и преподавателям. В этом смысле у нас, можно сказать, санаторий — есть с чем сравнивать. 
 
Андрей Константинов, генеральный директор группы «АЖУР», преподаватель-почасовик ВШЖиМК:
 
— Студентам и выпускникам сейчас, к сожалению, очень не хватает общей гуманитарной базы. Журналист тогда хороший журналист, когда он очень хорошо знает отечественную и мировую литературу и отечественную и мировую историю. Этого, к сожалению, нет. Кроме того, хороший журналист должен отлично знать иностранный язык, а лучше бы не один. Потому что у каждого, кто знает иностранный язык, начинает по-другому работать голова. Вдобавок выпускники журфака довольно плохо знают законы, которые регулируют хотя бы СМИ. И, несмотря на курс на импортозамещение, я бы обязательно приглашал иностранных журналистов, чтобы они рассказывали, как устроены и как работают СМИ в разных странах. Обязательно нужно знать, что и как делают твои коллеги. 
 
Что касается всего остального, то журналистика сейчас, к сожалению, такой предмет, для которого не нужен диплом. И главная беда факультета журналистики — со второго — с третьего курса студенты начинают работать и у них не остается времени для чтения книг, в том числе книг по специальности. А потом этого времени у них уже не будет. 
 
Одно дело, когда человек приходит на практику, и другое — когда он работает на общих основаниях. Я бы запретил студентам работать до четвертого курса, потому что потом они уже всё это не наверстают. 
 
Татьяна Кондратенко, студентка 4 курса ВШЖиМК:
 
— Первое, что бросалось в глаза, когда я училась в Датской школе журналистики и медиа, одной из сильнейших школ фотожурналистики в Европе, — когда студенту дают задание, он имеет право пойти и получить фотокамеру, треногу, камеру, диктофон высокого качества и пользоваться. Даже если нет возможности самому купить эту технику, дают возможность с ней работать. И качество журналистских работ выше, чем наше, просто в силу технического оснащения. Второе — это, безусловно, практика. У нас она обязательна, но зачастую редакция не заинтересована в том, чтобы работать с практикантом. Часто это зависит от самого студента, но далеко не всегда. Редактор, который вечно занят, зачастую забывает про своих практикантов, никак не помогает им. В итоге получается, что человек толком не проходит практику.
 
Юлия Лилишенцева, выпускница ВШЖиМК 2014 года, бывший редактор ленты новостей и рубрики «Мир» портала «Полит.ру»: 
 
— По работе я очень часто сталкивалась с тем, что приходили ребята, которые хорошо, на пятерки, закончили журфак, у них была практика. Но, несмотря на эту практику, за четыре, пять, шесть лет учебы на журфаке они не научились писать. Получается парадоксальная ситуация: людей должны были научить писать, но по факту они этого не могут. Или могут, но на таком уровне, что лучше бы не писали вообще. Не хватает большей интегрированности практики с реальными условиями. Я думаю, если бы журфак плотнее сотрудничал с городскими СМИ и студенты часть учебного времени проводили бы в редакциях, а не писали гипотетические новости в лекционных залах, это бы очень сильно помогло.
 
Алена Семенова, выпускница ВШЖиМК 2013 года:
 
— Я училась также в Middlesex University в Лондоне, по специальности «управление маркетингом». По сравнению с нашим журфаком там было гораздо больше практики по профильным дисциплинам — стратегический маркетинг, организация мероприятий и другие. В рамках каждого предмета у нас была возможность вести с нуля групповой или индивидуальный проект. К примеру, в классе event management’а нас разделили на команды и дали задание спланировать, организовать и провести университетское мероприятие. Было бы замечательно попробовать что-то подобное на журфаке.
 
Кроме того, во время учебы мы анализировали и решали очень много бизнес-кейсов. Я считаю, что это гораздо эффективнее простого зазубривания теории. Расширяет кругозор, помогает мыслить более нестандартно.
 
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга
Теги:  журфак