Медиановости
/ Медиасреда, Петербург

9 декабря 2015 15:33

70 лет журналистскому образованию в Петербурге: Поколения, которым повезло

 
Лениздат.Ру вспоминает основные вехи  истории обучения журналистике в городе на Неве, от начала прошлого века до наших дней. Своими знаниями и воспоминаниями о жизни факультета c нами поделилась  его выпускница, а ныне декан Людмила Громова.
 
Пробы пера
 
История факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета уходит корнями в 1920-е годы. Именно тогда, точнее в 1926 году, в Ленинградском госуниверситете появилась кафедра газетного дела при факультете языкознания и материальной культуры. Преподавали будущим работникам печати в том числе технику типографского набора и историю русской журналистики. Среди тех, кто учился газетному делу в 1920-е годы, была и ленинградская поэтесса Ольга Берггольц. Уже тогда обсуждался вопрос об открытии факультета журналистики в университете. Однако при реформировании факультета языкознания в филологический факультет кафедра была упразднена. 
 
Тем не менее необходимость профессионального образования журналистов в первой половине прошлого века становится очевидной. Если раньше газетному делу обучали с ремесленной стороны, в мастерских при редакциях, теперь постепенный рост грамотности читателей требовал от журналистов более высокой литературной и технической подготовки.
 
Полноценное отделение журналистики было учреждено в ЛГУ распоряжением правительства сразу после войны, в 1945 году. Первый набор состоялся через год. Отделение было открыто на филологическом факультете ЛГУ, и учились тоже там, в здании на Университетской набережной. Общежитие же было на Малой Охте, на улице Стахановцев. Среди студентов в те времена были энтузиасты журналистики из самых разных регионов СССР, большинство — после армии и работы в колхозах, на заводах. Косвенно затронула журналистов и мрачная сторона жизни тех лет: ряд преподавателей филфака был репрессирован на волне «борьбы с космополитизмом», включая Григория Гуковского, Бориса Эйхенбаума. 
 
Несмотря на нехватку материальной базы и отсутствие педагогического опыта у приглашенных журналистов, в эпоху существования отделения при филфаке были подготовлены видные профессионалы своего дела, наработана практика преподавания и обучения. Также стоит отметить, что курсы студентам читали такие выдающиеся филологи, как Владимир Пропп, Владислав Евгеньев-Максимов, Григорий Бялый, Павел Берков, Николай Мордовченко, Исаак Ямпольский. Гуманитарное образование высокой пробы помогло будущим сотрудникам печати и преподавателям научиться владеть словом и ощутить преемственность с русской литературной традицией. Многие студенты, обучавшиеся на журналистском отделении филфака, формировали в будущем облик профессионального образования работников прессы в городе на Неве. Среди них в первую очередь будущий декан журфака Александр Бережной, профессора, преподаватели Валентина Березина, Николай Емельянов, Валентин Алексеев, Валентин Соколов…
 
Факультет журналистики ЛГУ был открыт в 1961 году.  Первый набор на дневное отделение состоял из 50 человек, к концу 1960-х он увеличился до 70 студентов, на заочное поступало до ста человек. В отличие от филфака, на факультете журналистики долгое время значительно преобладали студенты мужского пола. Учиться по-прежнему приходилось «на филфаке» — вернее, в административном корпусе во дворе главного здания ЛГУ. После открытия факультета устанавливается традиция проведения ежегодных научных конференций. В 1966 году проходит первая защита докторской диссертации по журналистике. 
 
«Нашему поколению очень повезло — мы учились у людей, прошедших войну», — вспоминает профессор Людмила Громова, декан факультета журналистики  и заведующая кафедрой истории журналистики, поступившая на первый курс журфака ЛГУ в 1969.
 
Александр Бережной действительно прошел всю войну, закончив ее на Дальнем Востоке. Выходец с Донбасса, после учебы в ФЗУ он экстерном сдал экзамены за среднюю школу и поступил в Университет. Впоследствии признавался, что образование получил в библиотеке, а затем — в армии. Зенитная батарея Бережного под Ленинградом первой заметила немецкий самолет 22 июня 1941 года. О начале войны еще ничего не было известно, и Бережной открыл огонь по врагу на свой страх и риск. По иронии судьбы через много лет профессор получил квартиру близ рубежа, который некогда защищал, — на Московском проспекте. По отзывам тех, кто знал декана журфака, Бережной до конца жизни сохранял принципиальность и идеалы, сформировавшиеся на протяжении непростой и интересной жизни.
 
Несмотря на выдающиеся биографии, преподаватели факультета были в высшей степени демократичными людьми. После лекций студенты и преподаватели вместе сидели на подоконниках в коридоре, курили — примета времени — и делились впечатлениями. Замдекана Хазби Булацев очень любил в свободное от занятий время играть со студентами в шахматы. Между прочим, среди выпускников факультета был Борис Спасский — чемпион мира по шахматам, который и дипломную работу писал о «Шахматном листке» — издании XIX века.
 
Из стен факультета вышло много талантливых творческих людей: режиссер Игорь Масленников, поэт Илья Фоняков, писатель и литературный критик Анатолий Ёлкин, поэт и редактор Юрий Воронов, журналист, редактор и политический деятель Геннадий Селезнёв, руководитель «Балтийской медиа-группы» Олег Руднов, фотожурналист Юрий Рост, тележурналист Леонид Парфёнов.... Интервью со многими из них можно найти на сайте Института, где они размышляют о журналистике и факультете в их судьбе.
 
Клятвы и проверки
 
По воспоминаниям многих выпускников, учебный процесс в «застойные» годы был во многом легче и непринужденнее последующих лет. Порой и занятия проходили во внутреннем дворе Университета на свежем воздухе. «Существуют стереотипы, будто в то время не было ничего живого. Ничего подобного, у нас была очень насыщенная жизнь! Ходили на все премьеры в театры и кино. Обсуждали, писали рецензии. Был КВН, студенческий театр, литературное объединение, выпускали стенгазеты», — рассказывает Громова.
 
Многие студенты с юмором вспоминают факультетские истории: как, опоздав, один юноша придумал историю об электричках, на которых из области невозможно добраться к нужному часу, и получил годичное право опаздывать, которым и пользовался, пока случайно не пришел вовремя. Как те, кому не досталось места в общежитии, пробирались в него вопреки правилам, ночевали на полу у друзей, а то и на лавочке в парке — как будущий профессор Соколов. Как выходили замуж и рожали на втором курсе, даже не помышляя об академическом отпуске. Как мирились с неизбежными выездами «на картошку» и «на морковку» — в колхозы, а затем и в стройотряды. Таким образом, еще на первом курсе  в «полевых» выездах формировалась первая дружба, проверялись отношения в коллективе.
 
Одной из важных традиций факультета с 1965 года стало посвящение в журналисты на Марсовом поле. Проходило оно 5 мая, в День печати. Демонстрация, состоявшая из первокурсников, пятикурсников и присоединившихся студентов и преподавателей, шла от Университетской набережной к мемориалу на Марсовом поле. Там выпускники передавали эстафету новым студентам, произносилась клятва журналиста.
 
«Для нас это была как клятва Гиппократа. Сейчас мы много говорим об этике, верности профессии — видимо, ощущается дефицит этого. Тогда же существовали незыблемые профессиональные нормы, было уважение и даже романтическое отношение к профессии», — говорит Громова.
 
С первого курса студенты начинали практиковаться: сначала в факультетской газете, которая тогда называлась «Молодой журналист», затем — в районных, многотиражных газетах. После второго курса начиналась летняя практика. Согласно рейтингу, наиболее успешные студенты имели приоритет в выборе издания, где хотели бы попробовать себя. Журфаковцы ездили работать по всей стране; и после выпуска из ЛГУ кадрами обеспечивался весь Советский Союз.
 
Практическую подготовку давали и многочисленные учебные мастерские. В первые же годы на факультете появляется типолаборатория, лингафонный кабинет, кабинет радио, фотолаборатория, затем СЭСТРА — студенческое экспериментальное телерадиоагентство. Кафедра радио и телевидения существовала с 1969 года, но полноценную учебную студию удалось оборудовать только после долгожданного переезда факультета: с 1974 года журналисты окончательно «разошлись» с филологами и стали учиться в семиэтажном доме на 1-й линии Васильевского острова, 26.
 
В учебную студию свезли списанное оборудование ленинградского телевидения. Все приходилось восстанавливать, студенты «закалялись», работая с устаревшими приборами. Так, известная сегодня ведущая Оксана Пушкина вспоминает, как ходила брать интервью с тяжелым допотопным диктофоном «Репортер», а ее коллега Ирина Паукшто рассказывает, как монтировала эфир, склеивая пленку лаком для ногтей. (Эти и другие воспоминания выпускников можно найти на сайте Института и в альманахе «И припомним жизни годы лучшие, над Невой любимый факультет», изданном на журфаке в 2006 году). Со временем, впрочем, телестудия стала оборудована по последнему для постсоветского времени слову техники — нынешние времена уже требуют новой модернизации.
 
Отдельно следует сказать о практике за рубежом — прежде всего, конечно, в социалистических странах: Болгарии, Чехословакии, в ГДР. Даже перед поездкой в «дружественную» заграницу требовалось пройти проверку на «идеологическую грамотность». Людмила Громова вспоминает, что наиболее строгую проверку проходили, когда готовилась поездка комсомольской делегации в капиталистическую Финляндию. В числе делегатов, между прочим, был Александр Бастрыкин, ныне глава Следственного комитета, а тогда — секретарь комсомольской организации ЛГУ. На улице в Хельсинки делегаты случайно встретили бывшего студента ЛГУ, грека Томаса Костаса, некогда приезжавшего в СССР на учебу и никак не ожидавшего увидеть своих друзей в Финляндии.
 
Новые учебники
 
Факультет журналистики в те времена считался идеологическим. Много времени уделялось пропагандистской работе, что находило отражение в учебных планах, где наряду с дисциплинами филологического и профессионального цикла в изобилии были представлены курсы по истории КПСС, марксистско-ленинскому учению о печати, научному коммунизму и т. д. Когда произошла смена эпох, нужно было коренным образом менять модель профессиональной подготовки, разрабатывать новые курсы, писать новую учебную литературу. 
 
Александр Бережной возглавлял факультет 15 лет, в годы его становления. Он отошел от дел, продолжив заниматься историей журналистики. В 1980-е годы сменилась череда деканов, для факультета наступали кризисные времена. Однако факультет продолжал развиваться, открывались новые кафедры, разрабатывались новые научные направления, образовательные программы, создавались учебники нового поколения, получившие признание и востребованные в университетах России и за рубежом. 
 
В 2011 году на базе факультета журналистики был создан Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», возглавляемый профессором Анатолием Пую. В структуре Института объединились два факультета: журналистики и прикладных коммуникаций, на которых реализуются две самостоятельные программы — «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью». Студенты обоих факультетов учатся рядом, учатся у нескольких поколений преподавателей, сохранивших многолетнюю традицию журналистского образования в Петербурге.
 
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга
Теги:  журфак