Медиановости
/ Кадры, Медиасреда, Петербург

22 декабря 2015 20:11

ВШЖиМК: Практика не для галочки

 
Преподаватель ВШЖиМК, выпускница журфака и директор петербургского телеканала рассказали Лениздат.Ру, в каком городе мечтают практиковаться студенты из Петербурга, почему СМИ вводят систему отбора для практикантов и чьи имена не знают будущие журналисты.
 
Сегодня около 600 студентов ежегодно отправляются из ВШЖиМК СПбГУ на практику в различные СМИ Петербурга, Москвы и зарубежья. Согласно информации на сайте Высшей школы журналистики, в данный момент вуз поддерживает актуальные договоры со 166 изданиями, готовыми принимать журналистов.
 
Как рассказала Лениздат.Ру доцент кафедры периодической печати Камилла Нигматуллина, самыми активными партнерами факультета остаются «Деловой Петербург», «Коммерсантъ» в Петербурге, «Аргументы и факты». Раньше было налажено деятельное партнерство с «Невским временем». На протяжении двух лет многих студентов принимает «Новая газета в Петербурге». «Охотно сотрудничают все. Другое дело, что студентов гораздо больше, чем возможностей у редакций. Поэтому устанавливаются квоты. Максимальное количество, которое одна редакция принимает по квоте, — это двадцать человек. Как правило, больше всего рук нужно информагентствам, сетевым изданиям, которым нужно постоянно наполнять ленту. Также это газета «Пять углов», ориентированная на школьную аудиторию», — сообщила Нигматуллина.
 
Дома и стены помогают
 
Практические навыки студентам предоставляют не только сторонние издания: в стенах собственного факультета учащиеся могут заняться созданием СМИ. «У нас существует учебный медиахолдинг со всеми основными типами СМИ. Во-первых, это газета «Первая линия», в работе которой студент принимает участие на протяжении учебного процесса: то есть на втором и третьем курсе они должны выпустить номер для зачета. Раньше был проект толстого ежемесячного варианта «Первой линии», но его свернули по экономическим причинам, — пояснила ситуацию Нигматуллина. — С 2011 года работает сетевая версия «Первой линии», где студенты работают добровольно. Это такая палочка-выручалочка, где всегда можно опубликоваться для отчетности. Редакция состоит из преподавателей и студентов. Те, кто там работают, практикуются в редакторских навыках, в дизайне и верстке. На самом деле, на сайте «Первой линии» может опубликоваться любой студент СПбГУ».
 
Телерадиокомплекс «Первая линия» объединяет радиостанцию «Арбуз» и телеканал «Мост». В настоящее время идет проектировка модернизированной телестудии. Затраты на техническое обеспечение взял на себя университет, консультируют вуз представители телеканала «Санкт-Петербург». Как пояснил Лениздат.Ру гендиректор канала Сергей Боярский, работы планируют закончить в 2016 году. По его словам, в новой студии можно будет не только делать учебные сюжеты, но и создавать полноценный телепродукт.
 
Отдельные направления магистратуры совершенствуют навыки в жанре блогов. Так, в 2014 году иноязычные студенты создали на бесплатной блог-платформе журнал «Проспект» на английском языке, и завоевали определенную аудиторию благодаря продвижению в соцсетях. Среди заметных блогов на русском — проект «Научпоп».
 
Для пиарщиков на журфаке работает пресс-центр, а студенты IT-направлений и дизайна могут помогать в любой отрасли.
 
За место под солнцем
 
Чаще всего, по словам Камиллы Нигматуллиной, в некрупную редакцию набирают одного-двух практикантов, когда в летнее время начинаются отпуска у сотрудников. Информагентства, такие как «Интерфакс» и ТАСС, хотя готовы набирать многих, в последнее время установили предварительный отбор для желающих практиковаться. «Мы бы хотели, чтобы больше СМИ включались в эту практику предварительного отбора — это создало бы здоровую конкуренцию среди студентов. Они будут понимать, что не их «отправили», а они добились практики своими качествами», — подчеркнула Нигматуллина.
 
«Из студентов журфака максимум 20 процентов остаются работать в профессии, так что большинство практику проходит для галочки. Но для тех единиц, кто всерьез относится к профессии, практика — это, конечно, вообще самое главное за все четыре года учебы», — считает Мария Карпенко, журналист «Коммерсанта» и обладатель гран-при на конкурсе за лучшую профессиональную практику 2015 года. ВШЖиМК с 2009 года проводит конкурс «День карьеры», где двадцати наиболее успешным студентам выпадает шанс поехать на практику в Москву за счет университета. Карпенко выигрывала конкурс два раза подряд. Журналист признает, что в первый год ей было все равно, в каком издании работать. Но, пройдя практику в политическом отделе «Коммерсанта», в следующий раз она уже сознательно стремилась в эту газету. 
 
Постоянными партнерами петербургского журфака в Москве являются «Коммерсантъ», «Газета.ру», проект «Российской газеты» Russia Beyond The Headlines, в рамках которого у студентов появляется нечастая для Петербурга возможность писать на другом языке и для зарубежной аудитории. Камилла Нигматуллина отмечает, что очень многие студенты хотят проходить практику в Москве. Некоторые договариваются с интересующими их СМИ самостоятельно — в таком случае, однако, расходы на практику ложатся на редакцию издания. Абсолютное большинство также предпочитает крупные издания федерального уровня. Факультет положительно оценивает тех студентов, которые самостоятельно договариваются о месте прохождения практики, считая, что будущий журналист доказывает таким образом свою профессиональную квалификацию и заинтересованность в нем рынка. Некоторые для этого подыскивают работу заранее, куда ходят в течение всего года, а кто-то «забрасывает письмами» редакции. 
 
Редакциям не нужен балласт
 
С другой стороны, около половины студентов дожидается распределения от факультета. Сложностью в этом случае является необходимость соотноситься с запросами редакций. «Если приходит письмо, где редакция сообщает, что ищет мальчика, знающего бизнес-тематику для написания новостей, а с другой стороны приходит девочка, мечтающая писать статьи об автомобилях, совместить запросы не получится. Этого не получается примерно в половине случаев, хотя мы ищем компромиссы, чтоб и редакция осталась довольной, и студент чему-то научился, — рассказала Нигматуллина. — Также надо понимать, что работодатель хочет подготовленного практиканта, которого надо было бы натаскивать только минимально. Студент же обычно рассчитывает на особое внимание, индивидуальные задания».
 
Отношения между редакцией и практикантами в реальности складываются по-разному. Прежде всего, это зависит от заинтересованности практиканта. «Все зависит от того, насколько студент готов и умеет работать. Не играет роли по большей части ни вуз, из которого пришел студент, ни его возраст. Будь ты даже первокурсником последнего ПТУ, если ты обучаем и работоспособен, с тобой будут общаться на равных. А балласт в виде аморфных бездельников журналистов не особо радует», — считает Мария Карпенко. Как уточнили на журфаке, курьезы, когда студент саботирует практику, редки, но случаются. Бывает, что из редакции в середине месяца звонят на факультет и интересуются, где обещанный практикант, который так и «не дошел».
 
«К нам в основном приходят толковые ребята. Большинство работает добросовестно, устраивались ведь по своей воле. Сразу в эфир не выпускаем, конечно. Конкурса как такового у нас нет, но проводим небольшое собеседование», — сообщил Лениздат.Ру Сергей Боярский. При этом он добавляет, что на сегодня не существует учебных программ, позволяющих освоить журналистику, особенно — работу на телевидении, в отрыве от выполнения реальных задач. Поэтому учить приходится заново и на конкретных примерах. «Телевидение ведь очень специфическая история, и профессионалов именно для ТВ готовят не так давно, поэтому современные реалии остаются далеки от академического процесса обучения. Помимо этого, необходимо в целом иметь широкий кругозор. Не только грамотно писать (что тоже, кстати, редкость), надо знать политическую, культурную, экономическую конъюнктуру города. Хотя ребята приходят порой грамотные, создается ощущение, что они в городе толком не жили и не росли. Так, имена художественных руководителей петербургских театров и музеев для них ничего не значат. Это печально», — поделился Сергей Боярский.
 
Карпенко разделяет точку зрения, что без практики немыслимо говорить о журналисте и что месяц в редакции может дать больше, чем годы на факультете. «На практике, собственно, ничему не учат, в этом ее самое главное отличие от университета. Ты просто приходишь и начинаешь работать бок о бок с профессионалами. Видишь, насколько твой уровень отличается от их уровня, и догоняешь, — считает журналистка. — На журфаке могут объяснить, как нужно работать, но если сто раз сказать сахар, во рту слаще не станет. Журналистика — это не наука, ее не надо изучать в аудиториях, в нее нужно приходить и заниматься ей».
 
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга
Теги:  журфак