Ряды людей, с которыми у прессы регулярно возникают сложности и конфликты, пополнились в ноябре дорожными рабочими, сотрудниками полиции и издателями СМИ. Правоохранительные органы успешно сорвали два семинара для журналистов-расследователей, а люди, отвечающие за ремонт дорог и теплотрасс, отметились потасовками с представителями СМИ. Чиновники тоже не перестают удивлять.
ЗакСу надоели шпильки журналистов
Сотрудники аппарата петербургского Законодательного собрания взбодрили заскучавший было парламентский пул очередными нововведениями. Как стало известно СМИ, начальник отдела материально-технического обеспечения Алена Кукушкина провела совещание с помощниками депутатов нового созыва и запретила проводить интервью в столовой Мариинского дворца. Кроме того, сотрудникам и посетителям ЗакСа запретили ходить по дворцу на шпильках, бегать по лестницам, сидеть на подоконниках и прислоняться к стенам дворца. Также было объявлено, что в здание парламента не будут пускать без сменной обуви или бахил.
Ультимативный характер запретов сгладил спикер Законодательного собрания Вячеслав Макаров. Он разрешил журналистам приходить в Мариинский дворец без сменки. И даже дал добро на шпильки, объявив, что будет рад видеть в ЗакСе на каблуках и «красивых и молодых девушек, и даже взрослых, и наших ветеранов». Инициативу своих подчиненных он пояснил следующим образом: «Вы же понимаете, что сказано это было с одной целью – беречь Мариинский дворец, это ведь как Эрмитаж. Кто-то сформулировал пожелания так, я бы сделал по-другому».
«Ох, Россия», или Запоздалый ответ комитета по внешним связям
На ниве противостояния журналистам отличился в ноябре комитет по внешним связям. Петербургские чиновники решили не пускать на строящийся стадион на Крестовском корреспондента издания The Financial Times Макса Седдона. Правда, письмо с отказом из Смольного представитель иностранного издания получил спустя неделю после того, как побывал на знаменитом долгострое.
Документ, датированный 15 ноября, добирался до журналиста почти неделю. За это время Седдон не только посетил стадион, но и побеседовал о нем с вице-губернатором Игорем Албиным и даже успел опубликовать свой материал. «Петербургские власти прислали факс, сказав, что я не могу посетить стадион Кубка мира — спустя неделю после того, как я это сделал. Ох, Россия», - прокомментировал ситуацию корреспондент The Financial Times.
Режим доступа на «Зенит-Арену», предположительно, ужесточили после того, как на стройке десятилетия поработали в прямом смысле слова журналисты ряда городских СМИ. Сотрудники Life78 и сайта газеты «Мой район» под видом разнорабочих устроились на объект и опубликовали потом материалы о плачевном положении дел на стадионе.
Пресс-служба губернатора Ленобласти: «Мы вас не звали»
Незваными гостями на чужом празднике жизни показались сами себе журналисты, имевшие намерение осветить внеочередное заседание совета депутатов Всеволожска. Незадолго до мероприятия СМИ известили, что 30 ноября на заседание, где будет обсуждаться передача полномочий администрации города Всеволожска на муниципальный уровень, приедет губернатор региона. В письме был указан номер для аккредитации и обещан трансфер от здания правительства Ленобласти. Однако на само заседание прессу не пустили – оно прошло в закрытом режиме, а традиционный пресс-подход губернатора не проводился.
Руководитель пресс-службы губернатора Екатерина Путронен на вопрос журналистов, зачем их приглашали, ответила, что прессу, в общем-то, и не звали. «Мы вас на мероприятие не приглашали. Мы рассылали анонс, в котором сообщали, что в заседании совета депутатов Всеволожска примет участие губернатор Ленобласти. А на решения муниципальных властей мы, как известно, не влияем», - цитирует Путронен интернет-издание 47news.
Полиция и телефонные террористы против расследований
Сотрудники правоохранительных органов по наводке телефонных террористов успешно сорвали в ноябре два семинара, посвященных журналистским расследованиям. Два разных события в Республике Коми и в Москве развивались по похожему сценарию. 8 ноября «спецоперация» была проведена в Сыктывкаре, где проводил семинар руководитель Фонда поддержки расследовательской журналистики Григорий Пасько. В гостиницу, где проходило мероприятие, приехала полиция – якобы неизвестный сообщил по телефону о заложенном в здании взрывном устройстве. Участникам семинара пришлось покинуть здание. Пасько удалось связаться с сотрудником администрации главы республики, который рассказал, что местные власти получили анонимное письмо. В нем говорилось, что журналист «намерен взорвать Коми». Накануне приезда Пасько в Сыктывкар в ряде местных СМИ появились публикации под заголовками «Деньги чешских миллиардеров намерены раздавать в Сыктывкаре» и «В „Школе предателей“ будут натаскивать сыктывкарских блогеров».
Аналогичным образом не повезло и слушателям школы журналистов-расследователей в Москве. 26 ноября занятия школы, проходившие при поддержке правозащитной организации Transparency International, были прерваны сотрудниками правоохранительных органов. Полицейские ворвались в здание и вывели участников занятий из помещения. При этом они также сослались на поступившую в органы информацию об угрозе взрыва. Журналистов попросили дать письменные объяснения о цели их приезда в Москву, а также интересовались, откуда журналисты узнали о проводящемся мероприятии.
Владельца Forbes попросили объясниться
Журналисты Forbes в ноябре столкнулись с препятствием в лице владельца издания. Сотрудники редакции заподозрили издателя журнала Александра Федотова во вмешательстве в редакционную политику. Как стало известно их коллегам из «Ведомостей», из готового к публикации рейтинга «25 самых дорогих руководителей компаний» исчезли данные о зарплате президента ВТБ Андрея Костина.
Источники в редакции заявили, что у авторов материала были данные о возможном вознаграждении Костина, и предположили, что цифра не была обнародована по требованию Федотова. Чтобы прояснить ситуацию, журналисты написали издателю письмо, в котором напомнили о его обещании не вмешиваться в редакционную политику и попросили его объясниться. Кроме того, авторы рейтинга попросили снять их фамилии под материалом на сайте издания. О реакции Федотова на «бунт» журналистов ничего не известно, однако год назад он утверждал, что доходы чиновников читателям неинтересны.
Агрессия на грани УК
Работники сферы ЖКХ и дорожного строительства дважды оказали сопротивление представителям СМИ в ноябре. В Кургане журналист едва не лишилась планшета, а в Уфе корреспондент новостного портала едва сам не стал жертвой немотивированной агрессии.
Редактор курганского областного портала «Очевидец Медиа» Юлия Васильева заинтересовалась деятельностью бригады, которая укладывала асфальт на дорогу, несмотря на снегопад. Васильева задалась вопросом, сколько прослужит покрытие, уложенное на мокрую землю, и с чем связана такая спешка в проведении работ. На всякий случай она решила запечатлеть процесс на видео при помощи планшета. Не привыкшие к вниманию СМИ дорожные рабочие с негодованием восприняли видеосъемку. Один из сотрудников дорожной организации, по словам журналистки, выхватил у нее планшет и попытался с ним сбежать. «Был настигнут», - рассказала Васильева. Но технику отдал владелице, только когда ему напомнили об уголовной ответственности за открытое хищение имущества.
В Уфе ликвидировавшие последствия коммунальной аварии рабочие также пытались помешать корреспонденту портала «Башмедиа» Дмитрию Колпакову сфотографировать свою работу. Журналист, по его словам, прибыл на место событий, чтобы сделать фоторепортаж, и столкнулся с четырьмя агрессивно настроенными людьми. Они начали закрывать объектив, хватали за одежду и пытались оттеснить. Журналиста, по его словам, спасло от более серьезных последствий только то, что рядом находились очевидцы. Узнать название организации, которая наняла агрессивных сотрудников, не удалось.