Медиановости /
Медиасреда, Петербург, Пресса

21 февраля 2017 13:43

Мифическая оптимизация

Мифическая оптимизацияФото: itmo.news

Внедряя новую схему издания районной прессы, комитет по печати планировал увеличить ее тиражи и уменьшить расходы. Лениздат.Ру посчитал, насколько комитету удалось справиться с заявленными задачами. Судя по всему, не произошло ни того, ни другого.

Экономия на словах

Когда комитет по печати лоббировал изменение схемы финансирования районной прессы, Сергей Серезлеев утверждал, что новая форма поможет уменьшить расходы и повысить качество районных газет. «Чтобы начать зарабатывать деньги, нужно объединить ресурс, — рассказывал он журналистам. — Например, с точки зрения единого пакета рекламного предложения или за счет снижения затрат на административно-хозяйственный блок. Такие действия снизят нагрузку на бюджет».

Напомним, раньше районные издания отличались некоторым разнообразием. В некоторых районах выходило по две газеты. Например, в Московском и Фрунзенском одна газета издавалась на 12 полосах, мелованной бумаге, но с меньшим тиражом, а вторая была 8-полосная, на газетной бумаге, но выше тиражом. В отдельных районах газеты выходили даже на 16 полосах, где-то — печатались на газетной бумаге повышенного качества. По приблизительным подсчетам, в 2016 году на издание районных газет было потрачено около 50 млн рублей.

Вместе с унификацией эти различия, естественно, упразднились: на каждый район теперь приходится только восемь полос на обычной газетной бумаге. Однако по факту мало изменились и затраты на издание этих газет. В 2017 году денег было выделено почти столько же, сколько потрачено в 2016 году: 54 миллиона рублей. Распределено из них пока 43 миллиона, впереди еще конкурсы на спецвыпуски. В относительном выигрыше остались те, кто раньше получал меньше всего средств. Например, газета Адмиралтейского района в 2016 году была вынуждена «умещать» и издание, и печать, и распространение в скромные 800 тысяч, а в 2017 году, как и другие районы, получила почти миллион на одну только работу редакции.

При этом объем контента, который готовится в самом районе, снизился у всех без исключения: хотя большинство газет сохранили свои восемь полос, две из них теперь заполняет редакция «Районы. Кварталы» под руководством Михаила Иванова (бывший главред «Невского времени», а сейчас советник губернатора по районной прессе). Учредитель этой структуры — АНО «Санкт-Петербургский центр информационной поддержки», в ведение которой раньше входило только курирование реставрации Дома журналиста на Невском, 70.

Конкурсы на районные газеты, кстати, теперь тоже проводит АНО, что лишает прозрачности механизм распределения «остатков» бюджетных средств после тендеров. Когда конкурсы организовывали районы, то деньги, которые удавалось сэкономить после подведения итогов, администрация распределяла уже на другие нужды. Теперь субсидию получает и распределяет АНО, и после проведения конкурсов в 2017 году осталось 9 млн неиспользованных средств. В теории они могли остаться на балансе АНО, вернуться в комитет по печати, или с ними могло произойти что-то еще. Например, часть должна пойти на финансирование редакции «Районы.Кварталы», еще некоторая часть — на еще не изданные спецвыпуски.

Объяснить подробности о том, как именно распределяются оставшиеся средства, могли бы в комитете по печати, однако получить комментарии в ведомстве Лениздат.Ру не удалось.

Потерянные тиражи

Кроме экономии средств, Сергей Серезлеев обещал повысить тиражи. Районные издания в 2017 году предполагалось выпускать с периодичностью 25 выпусков в год и суммарным разовым тиражом в 750 тысяч экземпляров (то есть в сумме почти 19 миллионов экземпляров в год). Утвержденные позже тиражи оказались скромнее: 20 выпусков по 657 тысяч экземпляров (чуть более 13 миллионов). Но, судя по документам, реальные цифры еще ниже.

Техзадание конкурсной документации на печать газет действительно говорит о 657 тысячах экземпляров. Но если заглянуть в аналогичные документы на развозку прессы, цифры резко падают.

Оказывается, например, что из 50 тысяч газет, напечатанных для Выборгского района, курьеры должны будут забрать из типографии только 48 200. Куда при этом денется почти две тысячи экземпляров, неизвестно. Таким образом тиражи «подрезаются» во всех районах, и в итоговой сумме не достает 19 300 экземпляров районных газет. А это больше, например, чем весь разовый тираж газеты Адмиралтейского или Курортного района.

Найти аналогичные примеры разницы между объемами заказов на печать и на развозку в технических заданиях предыдущих годов не удалось. Получается, в 2017 году каждый район теряет от изначального тиража свою долю — от 3 до 10 процентов, без видимой системы.

В итоге если за 2016 год районных изданий, финансируемых из бюджета, выпустили приблизительно 14 миллионов экземпляров, то и в 2017 году эта цифра, судя по всему, останется прежней (или даже ниже, если не найдется объяснение «потерянным» в типографиях тиражам).

Фактически произошло не увеличение, а перераспределение тиражей. Так, Адмиралтейскому району их удвоили, а вот Кировскому пришлось наоборот — вдвое ужаться.

На этом фоне части изданий пришлось пожертвовать качеством печати: например, газета Приморского района, «Вести Купчино» Фрунзенского района и газета Московского района выходили на мелованной бумаге. В итоге на ухудшение условий работы уже жалуется часть игроков рынка. А редакция газеты «ОКНО», обладатель знака отличия «Золотой фонд прессы», которая традиционно издавалась в Колпинском районе, в 2017 году даже не стала подавать документы на конкурс. В редакции не захотели обрезать регулярное 16-полосное районное издание до 6 полос собственных материалов.

Оптом дороже

По логике, объединение печатных мощностей (конкурс на печать проводился единым лотом) должно было сэкономить средства из-за укрупнения партии. Но этого не произошло.

Как рассказали Лениздат.Ру участники рынка, победитель конкурса «Первая образцовая типография» вовсе не относится к самым дешевым в своем сегменте, и издатели районных газет предпочитали для экономии сотрудничать с другими компаниями.

Ряд районов (Фрунзенский, Красногвардейский, Колпинский, Кировский, Выборгский) выпускали газету формата, аналогичного стандарту 2017 года, по приблизительной себестоимости одного экземпляра в 2 рубля (включая производство контента и распространение). Было бы логично предположить, что при концентрации печатных и иных мощностей удастся добиться примерно такой же стоимости, или же не сильно превышающей. Но оказалось, что теперь себестоимость унифицированной районной газеты составляет около 3,3 рубля. К этому нужно добавить расходы на работу редакции «Районы. Кварталы», потому что точная сумма затрат на нее пока не ясна.

Таким образом, дав районным газетам относительную защиту от возможного конкурсного демпинга, когда цену могли неоправданно занижать недобросовестные поставщики, и зафиксировав расходы на редакцию (которые, впрочем, в некоторых районах раньше были выше), реальной оптимизации районных изданий у комитета по печати, судя по всему, не вышло. За поддержку самых «обиженных» заплатили те газеты, у которых все было относительно хорошо. Во всяком случае, гораздо лучше, чем при новых правилах.

Эту ситуацию могла бы прояснить позиция комитета по печати, однако его руководство в течение недели было недоступно для комментариев Лениздат.Ру. Но редакция по-прежнему готова задать свои вопросы и предоставить место для публикации точки зрения комитета.

Катерина Яковлева