Медиановости /
Бизнес, Власть, Петербург

26 апреля 2017 15:55

Незаметная миграция наружной рекламы

Незаметная миграция наружной рекламы
 
Пока Петербург три с половиной года ждет легализации рынка наружной рекламы, а суды инстанция за инстанцией обязывают комитет по печати провести соответствующие торги, занявшие городское пространство рекламные компании по-разному выстраивают диалог со Смольным. Некоторым удается не только минимизировать свои потери, но и получить новые места - ближе к окраинам, дальше от парадной «очистки». 
 
В то время как комитет рапортует о демонтаже незаконных рекламных конструкций в центре города, новые билборды возводятся на менее выгодных местах – ближе к окраинам Петербурга, по всей видимости, без достаточных законных оснований. Возможно, таким образом комитет по печати «компенсирует» потери операторов рекламы из-за законного демонтажа, негласно закрывая глаза на самовольное возведение ими рекламоносителей в других местах. 
 
В текстах СМИ деликатно объясняется, что рекламные конструкции, которые так успешно демонтирует комитет по печати, не соответствуют ГОСТу ГИБДД или же установлены на территории объектов культурного наследия. При этом ни слова не говорится о том, что незаконны они прежде всего не поэтому, а потому, что никакого договора с городом у их владельцев нет и быть не может - уже почти четыре года по разным причинам в Санкт-Петербурге откладываются торги на размещение рекламных конструкций. 
 
Контракты на аренду начали истекать еще в 2013 году, и если бы комитет по печати добросовестно уничтожил все незаконные объекты, к 2017 году город должен был бы полностью очиститься от щитов, тумб, билбордов и других громоздких рекламных конструкций. Но этого так и не произошло, сносится только часть невольных нарушителей, а некоторые из них даже осваивают новые точки. 
 
Неожиданные гости
 
Особенно демонстративно очищается от рекламных щитов центр города. Но в то же время новые появляются в других местах, ближе к окраинам - также без внятных законных обоснований, ведь торги на наружную рекламу до сих пор даже не объявлены. 
 
Так, например, источник Лениздат.Ру зафиксировал новые крупные щиты в районе Пулковского шоссе. Два из них принадлежат компании «Постер»  - по адресам Пулковское шоссе, 48, и улица Ленсовета, 17. Еще один - компании «Реклама-центр» -  Пулковское шоссе, дом 53А (у магазина «Метрика»). 
ленсовета.jpg

ул.Ленсовета,17

Пулковское шоссе, дом 53А (у магазина «Метрика»)..jpg

Пулковское шоссе, дом 53А

Пулковское шоссе, 48.jpg

Пулковское шоссе, 48

Ни по одному из этих адресов не удалось найти никаких щитов в системе поиска разрешений на размещение рекламных конструкций, на сайте «Петербургского дневника». Кроме того, панорамы на «Яндекс.Картах» отчетливо показывают, как захваченные рекламными компаниями места еще недавно пустовали.
 
При этом источник Лениздат.Ру  обращает внимание на то, что вновь возведенные конструкции основательно обустроены на капитальных фундаментах и не похожи на временную «самодеятельность». Сколько еще таких новоявленных рекламных щитов разбросано по городу - неизвестно. 
 
Глава компании «Постер» Кирилл Опарин объяснил Лениздат.Ру возникновение новых объектов следующим образом: конструкции по адресу Пулковское шоссе, 48, и ул. Ленсовета, 17, «были перенесены в связи с градостроительной ситуацией». «Их перенос является временной мерой», - добавил он. Относительно еще одного заинтересовавшего редакцию щита (на Пулковском, 36) в компании уверили, что это постоянный адрес его размещения. При этом в каталоге разрешенных рекламных конструкций на сайте «Петербургского дневника» он отсутствует. В «Рекламе-Центр» на вопросы отвечать отказались. Получить комментарий главы комитета по печати Лениздат.Ру не удалось. 
 
По понятиям
 
Фактически ответ «Постера» можно трактовать как подтверждение договоренности между комитетом по печати и теми операторами рекламы, которые «идут на диалог» с властями. Новые «окраинные» щиты приходят на замену «центральным». 
 
Действительно, в центре города щиты «Постера» уничтожаются: в конце 2016 года комитет по печати заявлял СМИ о планах на демонтаж 45 рекламных конструкций различных компаний, включая ЗАО «Постер», которые были установлены на территории объектов культурного наследия. 
 
О «договорной» системе взаимоотношений комитета по печати и операторов рекламы Лениздат.Ру писал еще в 2015 году. Тогда стало известно об «условных» правоотношениях сторон: чтобы не лишаться денег от рекламного бизнеса, комитет по печати высылал компаниям претензии как бы по землепользованию. Денег запрашивается при этом столько же, сколько компания вносила в бюджет во времена легальности. Компания платит – ее щиты не трогают. Компания не платит – щиты демонтируются. «Нельзя ставить в равные условия те компании, которые платят в бюджет и выстраивают конструктивный диалог с городом, и те, кто не платит, ― объяснял тогда свою позицию и выборочный демонтаж конструкций в разговоре с Лениздат.Ру председатель комитета по печати Сергей Серезлеев. ― И еще теперь начинают говорить о каких-то неравных условиях». 
 
Перенос конструкций из центра, вероятно, продолжает эти договоренности «по понятиям». 
 
Всего за 2016 год, согласно отчетности комитета по печати, было «выявлено» почти 15 тысяч незаконно установленных рекламных конструкций, демонтировано из них две трети. Сколько появилось новых - неизвестно.
 
В материалах телеканала «Санкт-Петербург», к примеру, демонтаж преподносился как «освобождение города от  массивных рекламных щитов, которые не соответствуют ГОСТу». При этом в самих цитатах Сергея Серезлеева, которые приводил телеканал, про ГОСТ не было ни слова. «Это опять же продолжение той работы, которую проводит комитет по печати и рекламные операторы в части добровольного демонтажа конструкций, которые противоречат федеральному законодательству или законодательству Санкт-Петербурга», - рассказывал он журналистам.  И тут же поспешил добавить: «Хочу отметить, что есть поручение комитета в Центральном районе демонтировать порядка двух тысяч незаконных рекламных конструкций».
 
Другой пункт в правительственной отчетности еще любопытнее: комитет по печати заявляет, что выдал 940 «разрешений и отказов» на установку рекламных конструкций. Какая часть из этих 940 документов была отказами, а какая - разрешениями, не уточняется. 
 
Многолетняя волокита
 
При этом до сих пор неизвестно, когда все-таки будет проведен злополучный конкурс по наружной рекламе, которого на рынке ждут уже три с половиной года - с января 2014 года (а договоры у операторов рекламы стали массово заканчиваться еще в 2013 году). Тогда уже назначенные торги были отменены по решению УФАС из-за некорректной документации и создания неравных условий для участников. 
 
После этого новые схемы уже дважды утверждались и отменялись, а проведение торгов затянулось настолько, что в ноябре 2015 года УФАС вынуждено было предписать администрации города организовать их. После этого комитет пытался оспорить предписание последовательно во всех судебных инстанциях, вплоть до Верховного суда. Но каждый раз судьи вставали на сторону антимонопольной службы. На то, чтобы получить окончательный отказ, комитет по печати потратил два с половиной года.
 
«Два с половиной года мы говорим, что непроведение торгов незаконно, - рассказывал глава петербургского УФАС Вадим Владимиров после окончательного судебного решения 12 апреля. - Это совершенно очевидная вещь, но, чтобы она дошла до комитета по печати, видимо, нужно было определение Верховного суда РФ. Теперь оно есть — будем внимательно следить за дальнейшими действиями комитета. Надеюсь, это будут, в конце концов, действия, а не бездействие».
 
Однако ни о каких «действиях» для организации торгов изрядно потрепанный  за годы существования вне закона рекламный рынок до сих пор не знает. 

Катерина Яковлева