Медиановости
/ Медиасреда, Петербург

3 июня 2019 19:32

«Я не предлагал никого расстреливать»

В Василеостровском районном суде Петербурга продолжаются слушания дела главного редактора сайта FinNews Владимира Шевченко. Сегодня, 3 июня, состоялся допрос обвиняемого. Шевченко получил возможность в  полной мере рассказать, как развивались события годичной давности и объяснить суду, чем договор об информационном сотрудничестве отличается от вымогательства в особо крупном размере.

Экскурс в историю

Создателя и главного редактора портала FinNews Владимира Шевченко обвиняют в вымогательстве 1,2 миллиона рублей у Россельхозбанка. По версии следствия, журналист специально написал несколько статей с критикой банка, чтобы потом требовать у компании деньги за прекращение подобных публикаций.

В марте 2018-го Шевченко и банк договорились о сотрудничестве. 15 марта, как только на счет журналиста поступили деньги – 600 тысяч рублей - по договору, его арестовали. Уже 14 месяцев главред провел в СИЗО. На судебных заседаниях, его держат в клетке, как особо опасного преступника. Судья – Юрий Гершевский. В свое время он выносил приговор по делу бойца без правил Вячеслава Дацика, а еще известен оправданием участников несанкционированного  митинга на Марсовом поле в 2017 году.

На прошлом заседании судья заслушал доводы защиты журналиста. Ранее исключил из дела экспертизы переговоров Шевченко и представительницы банка Марии Бетехтиной. Их предоставила пострадавшая сторона. Но к экспертам было немало вопросов, а сами они – индивидуальные предприниматели – на суд явиться не смогли.

На прошлой неделе выступала и сама Мария Бетехтина, изложив свое видение произошедшего. Сегодня, обвиняемый в начале своего выступления прошелся по нескольким высказыванием оппонентки.

- Бетехтина заявляла, будто я писал, что «их (представителей Банка – ред.) всех надо расстрелять». Я не помню, чтобы я такое писал, - отметил Шевченко, - Я поднял свои публикации.

Журналист выяснил, что в одном из текстов он напоминал читателям, что «лет 70 назад за такое ставили к стенке и правильно делали». За «такое» - в смысле за растрату. В своих публикациях Шевченко сообщал об отсутствии денег  на счетах банка.

- Но это в 1940-х расстреливали. И тогда это в некоторых ситуациях было оправдано. Сейчас же я против расстрелов и не предлагал никого расстеливать, - заверил журналист.

Он отметил, что в другой публикации 2017 года предлагал лишь уволить Дмитрия Патрушева (сына секретаря Совбеза Николая Патрушева), руководившего банком, а в другой публикации посадить, то есть судить за растраты.

Фото: facebook.com/groups/vsheff/

Фото: facebook.com/groups/vsheff/

«Джинса» обыкновенная

Отвечая на вопросы адвоката, Владимир Шевченко воспроизвел хронологию событий, которые привели его за решетку.

По словам обвиняемого журналиста, началось все еще летом 2017-го, когда его знакомая -  главный редактор портала TTFinance Татьяна Триндюк предложила ему поучаствовать в информационном сотрудничестве с Россельхозбанком. Шевченко обратил внимание суда, что это не он искал встречи с банком, более того, в изначальном списке СМИ, которых банку предложила Триндюк, не было сайта FinNews, его предложили добавить в самом банке.  Однако в тот раз до договора дело не дошло. На этапе переговоров представители петербургского отделения банка, по словам Владимира, стали просить его убрать некоторые публикации об их компании, те тексты, которые на их взгляд очерняли их репутацию. Главред FinNews счел, что тексты важнее, тем более, что тогда статьи о Россельхозбанке у него на сайте хорошо читали.

В суде Шевченко озвучил суммы, которые ему предлагались летом 2017-го – 10 тысяч в месяц. За эти деньги нужно было размещать присылаемые из банка тексты. Одновременно предполагалась «лояльность» к заказчику, то есть прекращение критических публикаций. Обыкновенная «джинса», иными словами, не слишком красивая по отношению к читателю, но вполне легальная и часто практикуемая в СМИ возможность заработать.

Шевченко и не скрывал, что в то же время у него были заключены такие же договоры еще с двумя крупными банками.

- А как же вы совмещали такую лояльность и объективное освещение финансовых событий?

- Банков на тот момент в стране было более 500, а договоры у меня только с тремя. Да, я наступал на горло собственной песне и про три эти банка не писал, но про остальные-то мог сообщать все, что происходило, - объяснил обвиняемый.

Не только ругал, но и хвалил

По версии следствия, Шевченко специально делал негативные публикации о Россельхозбанке, чтобы потом заключить фиктивный договор на «информационное сотрудничество», а фактически, чтобы ему заплатили «за молчание».

- Но я публиковал не только негативные, но и позитивные новости о банке – об открытии нового офиса, снижении ипотечной ставки, рефинансировании, - отметил журналист в суде. Правда, позднее он добавил, что позитивные новости на сайте читались плохо – 20-40 просмотров за день, а критика гораздо лучше – по 500 – 1500 просмотров. Но главный принцип у редактора был: есть инфорповод – есть текст.

В феврале 2018-го, по словам Шевченко, ему позвонила пресс-секретарь  Россельхозбанка Мария Парутина и предложила еще раз обсудить партнерство. Однако переговоры в Петербурге с журналистом вела не она, а Мария Бетехтина. Владимир рассказал в суде, как встречался с ней начале марта 2018-го в ресторане на Васильевском острове. Как раз во время этих встреч она записала их разговоры.

«Она пила алкогольные напитки», «это были свободные переговоры, в любой момент их можно было прекратить», «требования не выдвигал», «это было мое предложение» - в таких выражениях Шевченко описывал встречи с Бетехтиной.

Их итогом стала договоренность – заключить договор об «информационном сотрудничестве» на год, при этом банк должен был заплатить редактору 600 тысяч.

На следующий день Мария, со слов обвиняемого, попросила изменить договор по просьбе руководства – четко прописать срок – на два года и итоговую сумму – 1,2 миллиона рублей. Шевченко согласился.

- Переговоры шли успешно, я ничего дополнительно не требовал. Меня попросили удалить некоторые критические материалы о банке. Я попросил прислать список, какие именно хотят, чтобы я удалил. К тому времени их уже почти не читали и я решил, что теперь могу убрать их с сайта, - рассказывал суду Шевченко, - 6 марта она (Бетехтина – ред.) подарила мне календарик, блокнот и ручку с символикой банка. 7 марта за мной приехала машина, отвезла меня в офис банка. Я тогда понял, что не знаю не фамилии Марии, не ее должности, не знал, что сказать охране, к кому я иду, поэтому позвонил ей и попросил за мной спуститься.

Фото: facebook.com/groups/vsheff/

Фото: facebook.com/groups/vsheff/

Показания под давлением

13 марта 2018-го договор о сотрудничестве был подписан. 15 марта на электронный адрес Шевченко пришла платежка, подтверждающая, что  на его счет переведены 600 тысяч рублей.

- В интернет-банк я в тот день не заходил, не проверял. А вечером ко мне в квартиру ворвались водруженные люди в гражданском, начали обыск. У нас сразу отняли все мобильные телефоны, жену увезли на допрос, она только успела с городского позвонить адвокату. Не могу сказать, что при обыске все перевернули вверх дном, в этом отношении они вели себя прилично, но шутки были странные. У нас изъяли доллары, которые моя жена получила в наследство, забрали всю технику, даже неработающие компьютеры и старые «Нокии». Оставили телефон только младшему сыну.

Шевченко поведал суду также, как по дороге в ГСУ, автомобиль притормозил у киоска с шавермой.

- Пока один из сотрудников бегал за шавермой, остальные, кто сидел со мной в машине стали говорить мне, что лучше во всем сознаться, что они уже все знают. На допросе мне угрожали, что если я не сознаюсь, то в СИЗО отправят и меня, и мою жену, и старшего сына, а дочери, которая работает учительницей в школе, сообщат на работу, чтобы у нее были проблемы. Я решил во всем сознаться, чтобы не навредить семье и подписал явку с повинной.

Последние новости на сайте finnews.ru появились 15 марта 2018 года. Вечером в этот же день главреда арестовали и больше он не выходил на свободу.

Последние новости на сайте finnews.ru появились 15 марта 2018 года. Вечером в этот же день главреда арестовали и больше он не выходил на свободу.

У суда вопросов нет

Отвечать на вопросы прокурора и других представителей стороны обвинения Шевченко отказался. У судьи Юрия Гершевского к журналисту вопросов не было.  

После перерыва прокурор ходатайствовал об оглашении показаний Владимира, которые он дал в ночь задержания – тех самых, про которые чуть ранее обвиняемый сказал, что писал их под давлением. В них он частично признал свою вину. Адвокаты Шевченко еще раз указали суду, что тот допрос проводился с нарушением – у задержанного как минимум не было адвоката, от него он был вынужден отказаться, так как деньги изъяли при обыске.

Судья постановил признать эти признания недопустимыми и далее в деле не учитывать. Кроме того на следующем заседании будет рассмотрен вопрос о проведении новой экспертизы аудиозаписи переговоров главреда FinNews и представителя банка Марии Бетехтиной.   

Следующее заседание пройдет 10 июня.

Теги:  суд