Во вторник, 26 апреля, состоялось очередное закрытое слушание дела о госизмене (ст. 275 УК РФ) Ивана Сафронова — советника главы «Роскосмоса», бывшего специального корреспондента «Коммерсанта» и «Ведомостей». Для дачи показаний обвинение привлекло некоего засекреченного свидетеля из числа сотрудников российских спецслужб, который общался с судом из отдельного кабинета и отвечал на все вопросы измененным голосом.
По словам адвокатов Сафронова, свидетель практически ничего не сказал по самому делу. Зато ответил на вопрос защитника о признаках, по которым людей можно заподозрить в измене и связи с разведкой. Сотрудник спецслужб заявил, что критерием может быть установка на телефон мессенджера Signal. При этом, как сообщает «Коммерсант», другие вопросы снимались судом из-за того, что адвокаты якобы пытались определить должность и личность говорившего.
В итоге у защитников возникли сомнения в компетенции свидетеля. По их словам, совершенно неожиданно прокурор Борис Локтионов задал засекреченному работнику спецслужб вопрос о «Пражском клубе» — неформальном объединении юристов для обмена опытом, которое не имеет к делу Сафронова никакого отношения. Основатель клуба — адвокат Иван Павлов*, защитник Сафронова, который был вынужден уехать из страны. Свидетель в свою очередь сообщил, что организация финансируется «врагами отечества» и что клуб почему-то объединяет исключительно журналистов.
Адвокат Сафронова Дмитрий Талантов считает, что гособвинение своим вопросом хотело показать суду, что в зале собрались «одни шпионы — что подсудимый, что защитники».
Иван Сафронов находится в СИЗО с 7 июля 2020 года. Как полагает следствие, с 2015 по 2019 год журналист собирал секретную и совершенно секретную информацию о военно-техническом сотрудничестве России, а после передавал данные иностранным спецслужбам.
В начале марта 2022 года Генеральная прокуратура утвердила обвинительное заключение по делу Сафронова. Мосгорсуд продлил арест подозреваемому до 9 сентября.
*Внесён Минюстом в реестр СМИ-иноагентов