Медиановости
/ Медиасреда, Петербург

3 июня 2022 23:34

«Золотое перо»-2021: конкурс растерял оппозицию

«Золотое перо»-2021: конкурс растерял оппозицию

Аскетичное «Золотое перо»-2021 подошло к концу. «Гран-при» ожидаемо вручили фотографу Александру Петросяну. Остальные номинации поделили «КП», «Россия-Санкт-Петербург», «Петербургский дневник», телеканал «Санкт-Петербург». На этом фоне даже как-то выбивается взявшая приз за расследование «Фонтанка».

Пир во время чумы? Или «мы не можем отменить традиции чествовать лучших»?

Открыл церемонию председатель наблюдательного совета конкурса Андрей Радин:

— Когда в число учредителей вошли четыре организации и Дом журналиста, мы объявили о том, что конкурс будет необычным. Но то, что он будет таким необычным, никто себе представить не мог. Пока шёл сбор заявок, мир перевернулся. Многие редакции приостановили свою деятельность или были ликвидированы. Тем не менее, жизнь продолжается. Но мы с коллегами задумались над тем, проводить ли эту церемонию вообще. Мы предлагали её перенести, заморозить, каким-то образом изменить. Мы решили, что провести её надо. И вот почему: мы можем отменить торжества и празднества, но не можем отменить традиции чествовать лучших.

В этот раз конкурс Союза Петербурга и Ленобласти «Золотое перо» действительно расширил состав учредителей. К Союзу журналистов СПб и ЛО и Лиге журналистов присоединились: петербургское отделение Союза журналистов России, Ассоциация СМИ Северо-Запада и АНО «Санкт-Петербургский центр информационной поддержки» (Дом журналиста). Итого — два плюс три. «Золотое перо» обещали провести с размахом: увеличить финансирование, «вернуться к истокам конкурса», сделать из «пера» общегородскую награду.

Чуда не произошло. Зато началась «спецоперация». Сроки приёма заявок продлевали, но даже за три месяца было подано всего лишь 165 работ. Журналисты заблокированной «Бумаги», закрытой «Новой газеты, ликвидированного «Эха Петербурга» и других подвергшихся цензуре СМИ проигнорировали конкурс.

Серьёзные потери были и среди жюри. Например, обладательница «Гран-при»-2012 Татьяна Лиханова отказалась от судейства, прислав организаторам письмо следующего содержания: «Считаю неприемлемым и абсурдным само проведение конкурса в условиях боевых действий и цензурных ограничений, беспрецедентного давления и репрессий в отношении свободной прессы и конкретных журналистов».

Несмотря на сомнения и скромное число заявок, конкурс 2021 года всё же довели до финала. Кого и как награждали?

Одну из главных наград «За вклад в развитие журналистики» получил Лев Сидоровский. На премию его выдвинул обладатель «Гран-при»-2016 Иннокентий Иванов.

1280x1024_3567f622-5730-4843-b75b-222134a8afd7.jfif

На сцене Лев Сидоровский высказался в стихах:

Я вашим покорён добром.

Когда житьё тухлей болота,

Увенчан золотым пером

В соседстве с жеребцами Клодта.

Подарок ваш из дивных снов,

Он для меня весьма отраден.

Спасибо, Кеша Иванов!

Мерси, Андрей Альбертович Радин!

В номинации «Политика» выиграли Алеся Крупанина и Ольга Маркина. («Антиполитика». / Радио «Комсомольская правда в СПб»).

— Многие говорят, что у нас в Петербурге политики нет, поэтому у нас программа называется «Антиполитика». Ещё мне хотелось обратиться к коллегам-журналистам, чтобы мы не забывали о некоторых правилах: всё-таки ссылки хотя бы на два, лучше на три источника, должны быть, — смеясь, произнесла свою речь одна из победительниц.

В номинации «Гражданское общество» «перо» взял Сергей Загацкий за серию военно-исторических и поисковых репортажей на телеканале «Россия-Санкт-Петербург»

Автора «Фонтанки» Татьяну Востроилову отметили в номинации «Расследование». Материал «Жизнь, смерть и любовь Кати Иванцовой» рассказывает о таинственном памятнике на Киновеевском кладбище.

— Я, честно говоря, крайне удивлена выбору жюри. Я топила за своих коллег, которые написали про фальшивые избиркомы, и была уверена, что они возьмут эту премию. У меня есть предположение, почему выиграл мой текст именно сейчас. Он писался полтора года в перерыве между новостями, и, в принципе, о том, как умерла Катя Иванцова, я знала первые пару месяцев. Но для меня эта история была не про смерть, а про любовь, которая победила смерть. Наверное, для всех сейчас это важно… — сказала Востроилова.

Награда «Экономика» досталась коллективу газеты «Деловой Петербург» (Вадим Кузьмицкий, Иван Ершов, Дарья Кильцова) с материалом «Непутёвые склады».

Лауреатом конкурса в номинации «Культура» стала ведущая программы «Культурная эволюция» на телеканале «Санкт-Петербург» Александра Мымрина.

«Спортивный» приз взяли журналисты газеты «Петербургский дневник» (Татьяна Беличенко, Юлия Николаева, Михаил Григорьев) со спецвыпуском, посвящённым Олимпиаде в Токио. В номинации «Фото» отметили Валентина Егоршина – автора работ для ТАСС, Associated Press и многих других агентств.

«Лучшим журналистским проектом года» жюри посчитало фотоальбом «Санкт-Петербург в ожерелье мостов» Сергея Компанийченко.

Вокруг номинации «Гран-при» развернулся конфликт задолго до церемонии награждения. В этом году жюри не оглашали шорт-лист номинантов на звание «Журналист года», но имена двух кандидатов всем были известны заранее – это гендиректор телеканала «Санкт-Петербург» Александр Малькевич и фотограф Александр Петросян.

Награду вручили Александру Петросяну.

— Это просто фантастика…Это просто чудо… Я никогда не думал, что, если просто ходить и фотографировать, может быть такое, — сказал Александр, получая награду.

Фотограф снимает в жанре уличного репортажа и сотрудничает с «Коммерсантом». Его кадры публиковались в изданиях «Мой район» (MR7), «Русский репортёр», «Огонёк», «Известия», «Аргументы и факты», а также в зарубежных и международных СМИ Newsweek, National Geographic, Le Monde. Последние годы у мастера серьёзные проблемы со зрением: фотограф перенёс несколько операций на глаза, пересадку роговиц и хрусталиков.

Петросян также был победителем в номинации «Фото» на «Золотом пере» по итогам работы в 2020 и 2017 годах. Сегодня Александр – один из самых известных и титулованных фотографов в России.

1280x1024_286141313_10223675332405160_3577863807853235238_n.jpg

Фото: соцсети Александра Петросяна

Дополнительно. Специальные призы конкурса:

  • Приз губернатора Санкт-Петербурга вручал вице-губернатор Борис Пиотровский. Награду получил Кирилл Смирнов – главный редактор «Петербургского дневника» (официальная газета Смольного).
  • Приз губернатора Ленинградской области достался журналисту Дмитрию Акимову («Россия 24» в Санкт-Петербурге).
  • Приз Законодательного собрания Санкт-Петербурга получили обозреватель газеты «Аргументы и Факты» Елена Данилевич и автор газеты «Вечерний Санкт-Петербург» Людмила Клушина. Марина Шишкина поблагодарила журналисток за «профессионализм» и «правильную журналистику» с проблемными текстами. Если кто забыл: «Вечёрка» – печатный орган Заксобрания.
  • Обладательницей приза Законодательного собрания Ленинградской области стала главный редактор газеты «Гатчинская правда» Елена Суралёва.
  • Депутат Госдумы, первый заместитель комитета Госдумы по информполитике Сергей Боярский отметил ведущего программы «Итоги дня» на телеканале «78» Михаила Титова — «за справедливое и беспристрастное освещение жизни Санкт-Петербурга».

На этом спецпризы закончились. Только «Единая Россия» и власти регионов.

А судьи что?

На пути к финалу «Золотое перо» потеряло более десяти членов жюри. Хотя заход был впечатляющим – 59 человек.

Трое – Кирилл Смирнов («Петербургский дневник»), Дмитрий Фуфаев («Петербургский дневник»), Ольга Разина (телеканал «Санкт-Петербург») – взяли самоотвод и подали свои работы на «Золотое перо». Кроме Лихановой от судейства отказались Галина Артеменко (обладатель «Гран-при»-2020), Денис Коротков («Новая газета»), Анна Пушкарская (ВВС), Диана Качалова («Новая газета»), Лев Лурье и другие.

На полпути к финалу историк Даниил Коцюбинский осудил включение Малькевича в список на «Гран-при» и предлагал устроить общий сбор для открытого обсуждения номинантов. Очное собрание так и не состоялось. Коцюбинский вышел из жюри.

Вслед за Коцюбинским лауреаты «Золотого пера» прошлых лет (и по совместительству члены жюри — как вышедшие, так и нет — Сергей Балуев, Лев Лурье, Диана Качалова, Ирина Тумакова*) призвали вернуть конкурсу «открытость и объективность». Основной их претензией к организации был отказ от открытого обсуждения кандидатов на общем собрании.

«В этом году — после расширения состава учредителей премии — в практике проведения конкурса произошёл ряд изменений, наносящих урон её репутации. Организаторы отказались как от проведения очных или онлайн собраний жюри, так и от общего рейтингового голосования персональных номинаций ("Гран-при", "За вклад в профессию"), что было для конкурса традиционно», — говорилось в открытом письме.

Другие члены жюри, напротив, остались довольны новой практикой разрозненного голосования.

— В этом году работа жюри мне понравилась больше всего. Несмотря на то, что я ярый противник всего того, что происходит онлайн, я считаю, жюри такого конкурса как раз должно происходить онлайн, чтобы исключить безумные вечные споры лицо в лицо, обвинения и так далее. У каждого есть свой голос. И каждый этот голос может отдать за того, за кого он хочет, — произнёс прямо со сцены Иннокентий Иванов.

При этом глава наблюдательного совета Андрей Радин отметил, что будет создана рабочая группа, которая рассмотрит все поступившие замечания. Председатель жюри Дмитрий Шерих заявил о необходимости менять положение о конкурсе.

— От очного заседания отказались из-за размежевания и конфликтов между членами жюри. В будущем будем стараться элемент живого обсуждения вернуть, — сказал Дмитрий Шерих.

1280x1024_ce17538a-370d-4fd4-bd5e-064b0f1dbd15.jfif

В целом – как и обещали – церемония «Золотого пера» прошла без пышных торжеств и гуляний. В формате исключения – небольшой фуршет и две песни про любовь. Наверное, для всех сейчас это важно…

*Внесена Минюстом в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента