Медиановости /
Бизнес, Петербург, Пресса

18 февраля 2015 13:39

Районная пресса в 2015 – выжить на минимуме

Районная пресса в 2015 – выжить на минимуме

К середине февраля в большинстве районов уже проведены аукционы на производство и распространение районных газет – госбюджет в этом году выделил «по минимуму» средств. Через полтора года после введения аукционов взамен субсидий  эксперты по-прежнему уверены: такая система только вредит районной прессе. Так считает и председатель комитета по печати Сергей Серезлеев.

В 2015 году городской бюджет был менее щедр к районным газетам, чем в 2014. В среднем почти во всех районах было выделено по 2- 2,5 млн рублей, исключения составили Московский и Колпинский районы. В прошлом же году на Калининский район выделялось 5 млн, на Кировский – 7,5, на Петродворцовый и Курортный  - по 3 млн. Районную прессу Фрунзенского района в 2014 году администрация и вовсе готова была поддержать сразу на 10,6 млн рублей. При этом тогда именно этот район стал рекордсменом по «минимализации» затрат – ИД «Курьер-Медиа» предложило выполнить заказ всего за 1,7 млн рублей. Итоги проведенной в нынешнем году закупки нам пока неизвестны. 

табличка районки.jpg

Больше всех «не повезло» в 2015 году Приморскому району. Эта часть города с населением около 340 тысяч человек получила всего полмиллиона бюджетных денег, хотя в 2014 году администрация  полностью освоила бюджетную строчку в 2,7 млн рублей.
 
В целом падение и «усреднение» средств, которые были выделены в этом году районным газетам, председатель комитета по печати Сергей Серезлеев связывает с прошлогодними  результатами проведения госзакупок. «Я предполагаю, что это реакция на поведение рынка в 2014 году», - сообщил Серезлеев Лениздат.Ру.
 
Правда, рассчитывать ориентировочные суммы расходов по 2014 году – значит не учесть, например, резко возросшую из-за ухудшения экономической ситуации в стране стоимость печати.
 
Что же касается «сэкономленных» процедурой госзакупок средств (так, в Колпинском районе из выделенных 6 млн рублей будет потрачено только 3) – то они, как объяснили в пресс-службах, сейчас изымаются «обратно» в госбюджет. Это происходит в рамках программы секвестирования бюджета, то есть пропорционального снижения всех расходных статей. Эту меру государство может вводить для сокращения дефицита бюджета, а он в Санкт-Петербурге на 2015 год составляет 55 млрд рублей или 11,6% расходов.
 
В неизвестности
 
До сих пор итоги конкурсов не подведены в трех районах: Выборгском, Кронштадском и Центральном. 
 
Хотя соответствующих документов госзакупки Выборгского района нам обнаружить не удалось, в пресс-службе пояснили, что конкурс на 4 млн уже объявлен, правда, результаты еще не подведены.  Причины задержки не пояснили. 
 
При предложенных 2,7 млн рублей на издание местной газеты не нашлось ни одного претендента в Центральном районе, аукцион был объявлен несостоявшимся. Как объяснили Лениздат.Ру в пресс-службе администрации, изначально предложения были, но в день аукциона они были сняты. Также сообщили, что сейчас конкурс объявлен повторно. 
 
В Кронштадте же администрация в 2015 году решила зарегистрировать собственное СМИ. Дело в том, что освоение бюджетных средств на районную прессу может идти двумя путями. В одном варианте они уходят к одному из уже существующих районных изданий, в другом – компании борются за право издания собственной газеты районной администрации. В Кронштадте решили перейти на второй путь, правда, к началу 2015 года не поспели – как объяснили в пресс-службе администрации, к январю успели только собрать необходимые документы. Сейчас они направлены в Роскомнадзор для получения лицензии, а госзакупку планируют открыть в марте, на кону – 1 млн рублей.
 
Заметим, это будет уже второе официальное административное издание Кронштадта: так как здесь район совпадает в границах с муниципалитетом, то «Кронштадтский муниципальный вестник», который выходит с октября 2011 года, распространяется на той же территории.
 
Дешевле – не значит лучше
 
Вопрос о разумности смены формата финансирования районной прессы со схемы субсидий на электронные аукционы, который произошел весной 2013 года, до сих пор остается дискуссионным.
 
Конкурс на субсидию, который проводится без нарушений, предполагает победу тех, кто, по мнению экспертной комиссии, наиболее компетентен и качественно делает свое дело. А при аукционной системе, даже при самой корректной ее работе, выигрывают те компании, которые предлагают наименьшую цену за услуги издания и распространения районной прессы.
 
С одной стороны, как поясняет Лениздат.Ру Сергей Серезлеев, существуют требования федерального закона проводить аукционы. Но с другой – ценового критерия не всегда достаточно. «Почему бы не ввести критерий опыта работа? – предположил глава комитета по печати в разговоре с Лениздат.Ру. – А другие критерии? А то бывает, что конкурс выигрывает компания не из области СМИ, потом не справляется с заказом, начинаются выяснения отношений в судах».
 
Невыполнение обязательств – далеко не единственное негативное следствие системы конкурсов.
 
Аукционная система понижения цены вынуждает максимально снижать издержки, пропадает возможность привлекать профессионалов. Кроме того, сегодня в конкурсах районных и муниципальных газет могут участвовать не только компании, которые напрямую занимаются СМИ, но и, к примеру, рекламные агентства или частные предприниматели. Вредит и отсутствие стабильности – в 2015 году в трети районов сменились издатели. В нескольких районах отсутствуют самостоятельные редакции как таковые. Как замечают Лениздат.Ру эксперты рынка, некоторые профессиональные районные издания, много лет существующие на рынке, не могут выигрывать в аукционах «в силу определенных политических причин», а на  рынке районной прессы «есть элементы профанации». 
 
«Маленькие издания, которые работают на территории всю жизнь и знают район как свои пять пальцев, теперь оказались выброшены» - рассказывает директор «Редакции районных и муниципальных газет» Ольга Сосипатрова.
 
Как считают эксперты, адресные субсидии и собственные редакции, а также поддержка более профессиональных редакций необходимы для того, чтобы «подтянуть» уровень районных газет.
 
«Я, конечно, смотрю за контентом, общаюсь с пресс-секретарями и вижу, что качество действительно часто падает, - соглашается Сергей Серезлеев. - Заказчик, выигравший конкурс, зачастую встает на позицию «Я предложил лучшую стоимость – я буду делать так, как считаю нужным». И это, конечно, неправильно».  Глава комитета по печати сообщил, что рассматривает возможность поднять вопрос о корректировке процедуры выделения бюджетных средств. 

Катерина Яковлева