Медиановости
/ Медиасреда, Петербург, ТВ

20 апреля 2015 19:46

Неприкосновенный «Санкт-Петербург»

 
В условиях кризиса, дефицита бюджета и тяжелого состояния медиаотрасли комитет по печати принял решение сократить 528-миллионную субсидию телеканалу «Санкт-Петербург» на 106 млн рублей. Комитет по финансам аккуратно уменьшил «правки» до 34 млн, но, судя по заверениям руководства канала, и этого сокращения может не случиться.
 
Как стало известно Лениздат.Ру, задачу секвестировать бюджет, то есть пропорционально снизить все статьи расхода, некоторое время назад комитет по финансам поставил перед всеми подразделениями Смольного, предупредив: если комитеты не сообщат, какими суммами по каким статьям они готовы пожертвовать, то он сделает выбор самостоятельно.
 
Комитет по печати подготовил свой план, в котором средства предлагалось снять и с ОАО «Городская реклама и информация», и с «Вестника администрации Санкт-Петербурга», и с «Петроцентра» (выпускает правительственную газету «Петербургский дневник»), снизить суммы грантов на социальную рекламу и субсидий на публикацию официальных материалов в СМИ. 
 
Как следует из документов, оказавшихся в распоряжении Лениздат.Ру, телеканал «Санкт-Петербург» (ОАО «ГАТР») как самая крупная статья расходов комитета должен был понести и самые большие «потери»: из 529 млн рублей целевой и адресной субсидии планировалась изъять 106 млн – за счет сокращения фонда оплаты труда и договоров подряда.
 
  • Фоторепортаж: «Планируемое сокращение бюджета комитета по печати»
  • Фоторепортаж: «Планируемое сокращение бюджета комитета по печати»
  • Фоторепортаж: «Планируемое сокращение бюджета комитета по печати»
 
Но по итогам некоего «общего», как объяснил Лениздат.Ру глава комитета по печати Сергей Серезлеев, рассмотрения, комитет по финансам снизил сумму «сокращений» до 33, 8 млн. И уже эта цифра легла в проект внесения изменений в закон «О бюджете» 25 марта.
 
Несбывшееся
 
Куда и на что могли бы пойти эти сэкономленные средства – решал бы комитет по финансам. Например, они могли бы пойти на увеличение грантов СМИ. Просьба увеличить грантовый фонд, основанная в том числе и на просьбе журналистского сообщества, уже направлялась от комитета по печати в марте 2015 года. В 2013 году СМИ раздали 118 млн рублей, в 2014 году – 125 млн, а вот в 2015 на поддержку выделили всего 50,5 млн. Было бы логичным по возможности увеличить этот фонд, который может серьезно помочь медиа пережить тяжелую экономическую ситуацию.
 
«Могли бы» – потому что, по всей видимости, никакой экономии в 34 млн комитет по печати не увидит. Как сообщил Лениздат.Ру главный редактор телеканала «Санкт Петербург» Сергей Боярский,  никакого сокращения субсидии «нет и не будет». «У нас как была цифра 528, так она и должна была остаться, по крайней мере, мы так говорили, – рассказал Боярский. – Это длительная история, мы общались на всех уровнях. Никого конкретного я назвать не могу, потому что абсолютно все принимали участие в этом процессе». Главный редактор предлагает дождаться «окончательных» решений. 
 
Окончательными они станут довольно скоро: уже 29 апреля пройдет первое чтение проекта закона «О внесении изменений и дополнений в Закон "О бюджете Санкт-Петербурга на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"», в этом проекте сумма в 34 млн рублей сокращений утверждена. Пропасть эта статья может уже ко второму чтению с внесенными поправками.
 
В то же время другому смольнинскому СМИ, газете «Петербургский дневник», субсидию в 197,5 млн рублей урежут почти на 11 млн. Правда, даже в таком виде она вырастет по сравнению с 2014 годом, когда на издание было потрачено 177,5 млн рублей.
 
«Я думаю, что у Сергея Михайловича (Боярского) были какие-то аргументы, и, наверное, ему пошли навстречу, понимая важность задачи, – предположил в разговоре с Лениздат.Ру генеральный директор «Петроцентра» Андрей Шамрай. –Телевидение – вещь дорогостоящая, и "Санкт-Петербургу", конечно, необходимы средства для развития. Для телевидения 34 миллиона – это, с одной стороны, не очень большие деньги, с другой – у городского канала каждая копейка на счету». Что же касается «подрезанной» субсидии «Петербургского дневника», Андрей Шамрай считает, что в правительстве предположили: эти 11 млн газета сможет найти на рынке, «что и делает активно».
 
Оправдать доверие
 
Заметим, в 2015 году, когда дефицит бюджета Петербурга достиг 55 млрд и все структуры по возможности урезают затраты, субсидия «Санкт-Петербурга», напротив, выросла на 50 млн по сравнению с первоначальным распределением средств. От участия в секвестировании бюджета комитета по печати, по всей видимости, канал тоже может успешно отбиться. 
 
В целом субсидия телеканала даже существенно «подросла»: с 480 млн в 2014 году (плюс 15 млн, «пришедших» на канал в виде грантов) до 528,7 млн в 2015-м. Как рассказали Лениздат.Ру эксперты отрасли, сумма для проживания регионального телеканала стандартная, при учете вещания через систему «Триколор», которое стоит немало (эфирной частоты у «Санкт-Петербурга» нет). 
 
Правда, по показателям аудитории и рейтингам «Медиалогии» телеканал существенно уступает, к примеру, другому городскому каналу – 100 ТВ (принадлежит Балтийской медиагруппе, БМГ).  По данным телеизмерений за март 2015 года, средний охват (количество зрителей, задержавшихся на телеканале хотя бы на минуту)  аудитории «Санкт-Петербурга» составил 337 тысяч человек в неделю, 100 ТВ – 549 тысяч человек. Для сравнения, охват аудитории федерального «Пятого канала» – 811 тысяч человек. Так же выстраиваются «места» и по доле аудитории (процент от общего числа смотрящих телевизор в то же время): «Санкт-Петербург» – 1,05%, 100 ТВ – 3,12%, «Пятый канал» – 3,12% (данные только по Санкт-Петербургу).
 
Не удается телеканалу догнать 100 ТВ и в цитируемости: пока с 2011 года в рейтингах «Медиалогии» канал БМГ уверенно занимал четвертую строчку, правительственный «Санкт-Петербург» колебался в районе десятой. (Впрочем, после ухода Андрея Радина с должности гендиректора и главного редактора в 2013 году и финансовых трудностей 2014 года 100 ТВ отчасти потерял свои позиции и опустился в последний год до седьмой строчки).
 
При этом, в сущности, субсидия и составляет почти весь бюджет телеканала – 97%. Укладывается в нее «Санкт-Петербург» не всегда: согласно опубликованному годовому отчету ГАТРа, телеканал должен сотрудникам по неиспользованным отпускам 12 млн рублей (что всего на 4 млн меньше, чем общий годовой оклад всего штата), а в 2014 году дважды брал кредиты у банка «Пересвет» – на 70 и на 30 млн рублей. Первый кредит был взят в апреле 2014 года, за 2 месяца до субсидии (погашен примерно через 2 месяца, проценты – 1,3 млн рублей), второй в июне – как раз за день до получения средств от Смольного (погашен через неделю, проценты – 62 тысячи рублей).
 
На своих ногах
 
Но одна из задач финансируемых правительством СМИ – «привлекать внебюджетные средства в прогрессивной динамике», и, как рассказал Лениздат.Ру Сергей Серезлеев, губернатор Георгий Полтавченко давал на это прямое указание. «Одна из главных задач любого СМИ, особенно государственного – уменьшение нагрузки на бюджет», – подчеркивает глава комитета. 
 
Сам же Сергей Боярский считает, что для регионального канала существенно увеличить доход невозможно. «Канал с таким объемом производства, как у нас, с таким коллективом, с такими амбициями в существующих реалиях не может выйти на самоокупаемость даже в 10%, – считает главред. – Региональный канал отличается от федерального тем, что на производство тратит денег ровно столько же, а рекламу продает один раз. За два года работы мы здорово прибавили в продаже рекламы, но параллельно растут наши производственные издержки». Хотя зарабатывать как можно больше и не лежать таким тяжелым бременем на бюджете Сергей Боярский называет своей первостепенной задачей, но замечает: «Санкт-Петербург» был создан отнюдь не для привлечения прибыли, а, скорее, как социальный проект телевидения в Петербурге, задачи сделать канал самоокупаемым не было изначально. 
 
Впрочем, к уровню качества контента, который предлагает телеканал, особенных претензий у коллег с городских каналов нет. «Если бы им давали 2 млрд, а они делали бы то же самое – тогда было бы понятно, что деньги уходят куда-то не туда, – замечает в разговоре с Лениздат.Ру директор «НТВ-Петербург» Петр Годлевский. – А если бы делали то же самое за 0,5 млн, то они были бы герои. 500 млн – как раз нормально для такого канала».
 
Трудно всем, помогут немногим
 
Впрочем, главный вопрос – даже не в том, насколько качественно отрабатывает «Санкт-Петербург» свою часть бюджетных денег. А в том, что из всех средств, которые Смольный выделяет на СМИ, абсолютное большинство уходит на правительственный телеканал и газету. 
 
«Наверное, телевидение – вещь дорогая, должен быть городской телеканал, –рассуждает в разговоре с Лениздат.Ру депутат петербургского ЗакСа Марина Шишкина. – Но при этом остальным СМИ дается очень мало денег, это несопоставимые цифры – финансирование "Петербургского дневника" и телеканала "Санкт-Петербург" и всех остальных изданий. Я за то, чтобы эта разница сокращалась, чтобы другие СМИ могли получать какие-то деньги. Сейчас трудно всем». А ведь именно такую возможность – сократить разницу – могло предоставить перераспределение трат профильного комитета. 
 
Тем не менее пока соответствующая инициатива комитета по печати не увенчалась успехом. «Я считаю, что Сергей Серезлеев здесь, конечно, прав, – рассказала Марина Шишкина. – Вообще-то, стоило бы прислушаться к нему. Я сожалею, что уже и это не нашло поддержки. Потому что одно дело инициативы наши, депутатов, а другое – председателя комитета по печати».