Медиановости /
Медиасреда, Пресса

28 августа 2015 20:36

Фестиваль СМИ Ленобласти: как выжить медиа в 47 регионе

Фестиваль СМИ Ленобласти: как выжить медиа в 47 регионе
 
Газеты-«спутники», сосуществование общественно-политических и рекламных изданий,  акции, сотрудничество с правительством и даже скидочные карты – на XIX фестивале СМИ Ленобласти 26-28 августа руководители областных медиа искали пути выживания в тяжелые времена.
 
Фестиваль региональных СМИ — уже 19-ый год традиционное место встречи редакторов и журналистов Ленобласти. В этот раз практически через все семинары и круглые столы прошла самая болезненная тема для СМИ, тем более областных, — как существовать в период кризиса. И самыми обсуждаемыми стали те немногие реальные схемы работы, которыми поделились руководители медиа.
 
Разделить и устоять
 
Так, Вячеслав Белоусов, генеральный директор издательского дома «Северная неделя», рассказал о принципе работы, в котором основное малорентабельное издание окружается множеством изданий-«спутников». Бывший судостроитель сравнивал такую схему с методом работы подводной лодки, разделенной на множество герметичных отсеков: даже если повредить значительную их часть, лодка будет продолжать плыть. 
 
На сегодняшний момент в холдинге «Северная неделя» два десятка газет, еще около десятка в разное время закрывалось из-за нерентабельности. Вокруг основной городской газеты Северодвинска «Северная неделя»  в зависимости от запросов читателей нарастали разные тематические издания — для дачников, пенсионеров, женщин и т. д. Причем большая часть из них наполняется письмами самих читателей — творческий отдел, как признался Белоусов, у него небольшой. Холдинг на сегодняшний день представлен в 60 регионах. 
 
Вячеслав Белоусов начал заниматься изданием газет в 90-е годы, и, по его мнению, кризис — это «блестящее время для того, чтобы начинать что-то новое».   
 
Впрочем, опыт издателя, как и ранее звучавшее предложение газетам зарабатывать за счет сопутствующей продукции (к примеру, сувениров или путеводителей), участники восприняли по-разному. «Что же, нам нужно сначала сделать что-то ненужное, чтобы потом это продать и сделать что-то нужное? — возмутилась главный редактор газеты «Волховские огни» Валентина Захарова. — Зачем? Какой же это бизнес тогда?»
 
Полезные мелочи
 
Продавать сопутствующие товары — не единственный возможный путь к самообеспечению, который предложил участникам фестиваля Владимир Касютин, главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок» и секретарь Союза журналистов России. Он опирался на собственные исследования региональной и местной российской прессы. 
 
Так, журналистам посоветовали попытаться давать как можно больше информации из тех мест, где распространяется газета. «Регулярных новостей из каждого сельского округа нет почти ни в одной газете, но это то, чего не будет делать никто, кроме нас», — пояснил Владимир Касютин. 
 
Помочь привлечь аудиторию могут и различные проекты. Примеры редактор приводил из разных изданий — подведение итогов года в виде игры, конкурс на воплощение известной картины силами местных фотографов, фрагменты классических произведений, которые начитывались в транспорте (город Октябрьский, республика Башкортостан), раскраски на тему местной истории (Кемеровская область), фотографии всех первоклассников города (тульская газета «Слобода»).  Были и совсем неожиданные примеры — например, выпуск редакцией скидочной карты для городских магазинов, в которую входит в том числе и подписка на газету.
 
Довольно болезненный вопрос распространения можно решать и с помощью сетевых магазинов — если удается с ними договориться, то таким путем будет расходиться существенная часть тиража. «Газеты убьет не интернет, а плохая дистрибуция», — заметил Касютин.  
 
Много говорилось и о необходимости «полезных» материалов (к примеру, реальных историй людей о том, как можно сэкономить деньги в кризис), освещения местного спорта, материалов о детях, свадьбах и похоронах. «Я не говорю, что мы должны только  это делать, но есть информация, которая сегодня больше нужна людям», — подчеркнул Владимир Касютин. 
 
Наконец, большинство этих материалов, по мнению редактора, должны формироваться из того, что присылают сами читатели. «Мы должны собирать контент у людей, а не придумывать сами, — уверен он. — Надо по возможности снять нагрузку с журналистов, дать им возможность писать лучше». 
 
Газета себе на уме
 
Оригинальным опытом поделился Сергей Брутман, главный редактор «Новой новгородской газеты». Свое областное издание, которое рассчитано не на массового читателя, а на «политически активных, хорошо образованных, думающих людей» («Я бы сказал, интеллигенции, но это обзывательство», — добавил Брутман), он поднял на материальной базе бесплатной рекламной газеты. В сущности, запуск такого рекламного издания Сергей Брутман называет «грехом против профессии: оно оттягивает рекламодателей (которых и так на газетном рынке не слишком много), к тому же подает дурной пример. Сегодня, по словам редактора, в Великом Новгороде уже 6 таких газет. 
 
Тем не менее доход, который принесла реклама, позволил Сергею Брутману запустить совсем другой проект — общественно-политическое издание «для умного читателя». «От нас ждут аналитики, художественности, возвращения традиционных жанров, — рассказал главред. — У нас даже очерк жив. Книги стали дорогими, и наши читатели ждут от газеты литературной подпитки». 
 
«Новая новгородская газета» довольно долго существовала в основном на доходы от рекламного бесплатного издания. Это позволило Брутману открыть еще и собственную службу доставки. А значит, не зависеть от тарифов «Почты России». Своя служба доставки может приносить доход, к примеру, и на предвыборных кампаниях, беря на себя заказы по распространению различных листовок. 
При этом в «Новой новгородской газете» рекламы очень мало, чтобы не отпугнуть читателя. «На моих глазах "Аргументы и факты" потеряли почти половину читателей, когда стали злоупотреблять рекламой», — вспоминает Сергей Брутман. Зато десятитысячный тираж его газеты расходится целиком. 
 
В конце концов «Новая новгородская газета» получила денежную подпитку и от государства — оставаясь, по словам главреда, независимой и оппозиционной. Контракт на публикацию информационно-аналитических материалов о деятельности правительства — та форма сотрудничества, которую Брутман считает корректной. В связи с сегодняшей экономической ситуацией и падением продаж рекламы уже 3 года, по словам Сергея Брутмана, общественно-политическое издание делится деньгами с рекламным (последнее не закрывают, чтобы не терять службу доставки). 
 
СМИ и государство
 
В свою очередь главный редактор Надежда Кузьминская рассказала, как взаимодействует с государственными структурами ее газета «Красный Север». Автономное предприятие взяло на себя ведение сайта администрации, затем — полиграфию, все это позволяет получать дополнительный доход, не становясь в зависимое положение.  
 
Вообще о взаимодействии областных СМИ и правительства на фестивале СМИ Ленобласти говорилось много, этому был отдельно посвящен круглый стол «Государственная поддержка региональных СМИ» с участием членов АСМИ. 
 
По мнению части собравшихся, чем меньше газета получает государственной поддержки, тем больше в нее попадает «левого», нелегального материала — заказных публикаций, скрытой рекламы. «В идеальном мире пиар губернаторов вреден, — заметил Владимир Касюта. — Но мы понимаем, что очень сложно заработать за счет тиража и рекламы. Затраты растут, а доходы падают. Вопрос не в том, нужна или не нужна нам господдержка — мы понимаем, что нужна. Но важно, за что и какой она должна быть». «Главное, что мы начинаем про это говорить, — заметил Александр Потехин, сопредседатель АСМИ и директор петербургского РИЦ ТАСС. — Мы понимаем, что сегодня эта тема становится важнее». 
 
Правда, как показало обсуждение, с необходимостью получать государственную помощь согласны все же не все руководители СМИ.
 
О другой форме взаимодействия с властью — работе Экспертного совета по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи РФ — рассказала Софья Дубинская, его председатель и исполнительный директор Альянса руководителей региональных СМИ России. «Это помогает выстраивать мосты между нами и властью, — рассказала Дубинская. — Мы пытаемся решать важные для нас вопросы». Так, одна из тем переговоров — добиться того, чтобы в отделениях почты в первую очередь людям предлагали районные, а не городские и федеральные издания. 
 
Победители и заслуги
 
Но спорами о выживании мероприятия фестиваля не ограничивались. Врио губернатора Ленобласти Александр Дрозденко, первый вице-губернатор Константин Патраев и председатель областного избиркома Владимир Журавлев ответили на вопросы журналистов о насущном в форме открытых встреч. 
 
Для журналистов устроили премьерный показ картины «Ленфильма» «Развод по собственному желанию» (после состоялась встреча с режиссером фильма Ильей Северовым) и встречу с автором нового путеводителя «12 путешествий по Ленинградской области» Анатолием Аграфениным.  
 
На торжественном закрытии фестиваля 27 августа поздравили многих редакторов и журналистов. Почетные грамоты врио губернатора Ленобласти получили главный телеоператор ЛОТ Константин Корнеенков и спецкор телеканала Алла Шутова. Благодарности от руководства региона получили главред газеты «Маяк» Елена Кострова, директор ТРК «Балтийский берег» Виктория Волхонская, главред газеты «Рабочее слово» Светлана Тихонова, гендиректор ООО «Медиа Группа "Наш город"» Ольга Швецова и  главный бухгалтер газеты «Время» Лариса Ткаченко.
 
Редакции сразу шести газет получили поздравления с юбилеями: «Время» (95 лет со дня основания), «Трудовая слава» (85 лет), «Выборг» и «Красная звезда» (75 лет), «Выборгские ведомости» (25 лет) «Дивья» и «Провинция Северо-Запад» (20 лет). А с 55-летием поздравили главреда газеты «Ломоносовский районный вестник» Александра Грушина и гендиректора  радиокомпании «Полужье» Михаила Чуракова.
 
Особо же чествовали Ленинградскую областную телекомпанию, основанную 25 лет назад. 14 сотрудников телекомпании получили дипломы комитета по печати Ленобласти из рук председателя комитета Андрея Радина.
 
Были награждены и лауреаты конкурса «Эффективное сотрудничество». Награды достались тем СМИ и журналистам, которые активнее других освещали деятельность ЗакСа Ленобласти, а также корреспонденту газеты «Гатчина-район» Александра Баскакова — «за цикл добрых сказок для детей».
 
Награждали не только журналистов и редакторов, но и детей — еще в первый день фестиваля грамоты получили 12 юных победителей конкурса детского творчества «Мой дом — моя гордость Ленинградская область», который проводился в этом году Ленинградской областной телекомпанией.
 
Польза профессии
 
Но после всех семинаров, встреч, награждений, торжественного застолья и танцев редакторы и журналисты возвращаются к работе, вероятно, взяв на заметку новые идеи, озвученные на фестивале.
 
«В нашем регионе такие форумы проводятся слишком редко, — считает Владимир Касютин. — Думаю, что 2-3 человека будут что-то делать по итогам, остальные — нет. Но я знаю регионы, где такие мероприятия проходят гораздо чаще, чем раз в год, и, когда нарастает критическая масса информации, люди начинают что-то менять. Получают даже не столько информацию, сколько энергию». 
 
При этом, как считает редактор, по активности обсуждений (а весьма эмоциональных споров во время форума было много) видно, что проблемы обсуждаются слишком редко. «Когда я был здесь два года назад, регион казался мне каким-то совсем придавленным, — рассказал он Лениздат.Ру. — Сейчас журналисты и редакторы стали легче и активнее».
 
Параллельно, по наблюдениям Касютина,  в таких регионах, как  Воронежская, Челябинская или Свердловская области, за последние 3-5 лет все очень изменилось именно благодаря такой активности.  «Это происходит, когда, с одной стороны, идет интенсивная организация самых разных образовательных форумов, а с другой — есть люди, которые понимают, зачем это», — пояснил редактор. На другой стороне — Краснодарский край, журналисты которого последние годы обосабливаются все больше, по мнению Владимира Касютина, это приводит к существенному ухудшению качества прессы. 
 
Впрочем, для самих редакторов и журналистов  фестиваль — в первую очередь средство общения, а самое интересное происходит вовсе не на круглых столах и мастер-классах, а в кулуарах, считают все участники, с которыми общался Лениздат.Ру. Для областных редакторов такая возможность еще ценнее, чем для городских, — из-за географической разбросанности редакций. 
 
«Фестиваль, конечно, полезный, и дело даже не в действе, — рассказала Вера Туманова, главный редактор газеты «Всеволожские вести», 50-летие ее журналистской работы в этом году чествовали на фестивале. — Мы просто все здесь братья и сестры, это повод встретиться, хорошо пообщаться и узнать друг про друга. Это прежде всего средство общения коллег, а все остальное к этому только прилагается. Те же мастер-классы интересны не всем. Там можно поспорить, но нас, ветеранов, уже не переучить, мы сами все знаем, каждый работает сам по себе». Хотя, заметила редактор, посмотреть на работу других всегда интересно. 
 
Кроме того, Вера Туманова рассказала о том, что общение редакторов Ленобласти фестивалем СМИ не ограничивается: 3-4 раза в год областной ЗакС проводит двухдневные семинары в разных районах, на отдельные пресс-конференции их собирает и губернатор.
 
  • Фоторепортаж: «Фестиваль СМИ Ленобласти»
  • Фоторепортаж: «Фестиваль СМИ Ленобласти»
  • Фоторепортаж: «Фестиваль СМИ Ленобласти»
  • Фоторепортаж: «Фестиваль СМИ Ленобласти»
  • Фоторепортаж: «Фестиваль СМИ Ленобласти»
  • Фоторепортаж: «Фестиваль СМИ Ленобласти»
  • Фоторепортаж: «Фестиваль СМИ Ленобласти»
  • Фоторепортаж: «Фестиваль СМИ Ленобласти»

Катерина Яковлева