Традиционную сумму в 1,2 млн рублей от Министерства культуры в 2016 году «Петербургский театральный журнал» не получил, как стало известно из официального письма 17 июня, и это подкосило его бюджет. Главный редактор издания Марина Дмитревская призналась Лениздат.Ру, что так устала бороться за выживание журнала, что думает о его закрытии.
Нежданная немилость
В начале 2016 года редакция «Петербургского театрального журнала» («ПТЖ») получила письмо от Министерства культуры, в котором редакции предлагалось собрать документы и получить 1,2 млн рублей по государственному контракту. Ту же сумму «ПТЖ» получал в 2015 году, вообще эта строка бюджета, немного колеблясь в размере контракта, была неизменна на протяжении последних лет.
Но после того, как документы были собраны, в министерстве, как стало известно главному редактору журнала 17 июня из официального письма, отказали без какой-либо формулировки. Заметив при этом, что министерство «высоко ценит вклад журнала», но «в связи с оптимизицией бюджета у Минкультуры отсутствует возможность финансирования журнала в рамках доведенных лимитов». Это решение для редакции стало неожиданностью. Таким образом, государственная поддержка журнала, который уже 25 лет освещает театральную жизнь страны, свелась к 1 миллиону «депутатской» поддержки (за журнал вступились парламентарии Максим Резник, Анастасия Мельникова и Марина Шишкина).
Сейчас в редакции планируют остановить ряд проектов на сайте, закрыть отдел кадров, отдел драматургии, сократить штат – притом, что сотрудников уже осталось только 10 человек. Но этого недостаточно – в 2016 году журнал остался с миллионом рублей из городского бюджета – около 700 тысяч за вычетом налогов. При этом, замечает Марина Дмитревская в разговоре с Лениздат.Ру, зарплата сотрудников журнала составляет всего 1 МРОТ.
Уже три номера, признается Дмитревская, журнал не может себе позволить платить гонорары как авторам блога, который работает в режиме ежедневной газеты, так и авторам текстов для печатной версии.
Идеология или дефицит бюджета
Сама Дмитревская полагает, что причины отказа в финансировании могут быть идеологическими. «Это же небольшая сумма, это копейка для федерального бюджета, - заметила главный редактор в разговоре с Лениздат.Ру. – Но "ПТЖ" – журнал независимый, у меня есть некоторые догадки».
Главный редактор предполагает, что, кроме позиции журнала, немилость министерства могла спровоцировать деятельность Ассоциации театральных критиков. Организация была основана осенью 2015 года, и на общем голосовании Дмитревскую выбрали членом ее координационного совета. Вся редакция «Петербургского театрального журнала» тоже вступила в ассоциацию. «Ассоциация стремится отстаивать профессиональные интересы, которые сейчас приносятся в жертву идеологическому прессингу», - рассказала Марина Дмитревская. В том числе своим достижением Ассоциация театральных критиков считает сохранение должности профессору Российского государственного гуманитарного университета, балетному критику Вадиму Гаевскову – свою роль в этом решении сыграло и письмо, отправленное на имя ректора университета.
«Я слышала, что Министерство культуры воспринимает Ассоциацию театральных критиков как какой-то боевой орган, угрозу», - рассказала Марина Дмитревская Лениздат.Ру.
Не в первый раз руководитель журнала предполагает, что издание страдает из-за своей независимой позиции. Так, в 2014 году Дмитревская высказала мнение, что журнал не получил грант от комитета по печати из-за недовольства ведомства некоторыми публикациями.
Проще закрыть
В редакции собираются объявлять запуск краудфандинговой кампании, это будет уже третий сбор средств. Первые два раза «ПТЖ» успешно набрал 307 и 275 тысяч из заявленных 500 тысяч рублей на поддержание сайта. Дмитревская замечает: она уже получает в соцсетях письма с вопросами, куда переводить деньги, но на этот раз не уверена, что это исправит ситуацию. «Мы уже знаем, что подают самые бедные, подают копейку, - рассказала главный редактор. - Это только наши читатели, коллеги, никаких крупных вкладчиков. Сейчас даже просить-то неловко».
Она допустила и возможность полного ухода в интернет-версию. Правда, сейчас на журнале висит обязательство отработать выданный миллионный грант и выпустить еще как минимум два номера, потому что деньги выделены на их типографию и верстку. Но для того, чтобы их выпустить, «ПТЖ» должен чем-то оплатить хотя бы зарплаты сотрудников и аренду помещения.
Помогали «ПТЖ» и театры: Вахтанговский, БДТ, Мастерская Фоменко, «Мастерская». «Но чтобы помочь нам, федеральные театры должны получить разрешение от своего учредителя – того же самого Министерства культуры. Не знаю, насколько федеральные театры смелы, чтобы это сейчас сделать», - отметила Дмитревская. При этом городские театры не могли помочь и раньше: не хватало средств. «А сейчас, когда все бюджеты секвестированы, они думают о том, как бы самим выжить. Сейчас периферийный театр получает в год 600 тысяч на все спектакли, о какой помощи может идти речь? Мы ведь Пальмиру восстанавливаем, а вся наша культура коту под хвост».
Стресс, признается Марина Дмитревская, уже давно сказывается на ее здоровье. «Мне уже не так мало лет, и я волоку этот журнал уже 24 года. Сколько можно над нами издеваться? Каждый раз, когда надо это выволакивать опять, мне это очень тяжело. Сейчас я решаю для себя, продолжать ли дело. У меня просто нет сил. Я решаю, стоит ли моя собственная физическая жизнь того, чтобы приносить ее в жертву журналу».
Сменить Дмитревскую, по ее словам, некому – никто из сотрудников не хочет занять место главного редактора. Ее уход будет означать и закрытие журнала. «Получается, что я свою жизнь кладу на это дело, и ситуация какая-то безвыходная», - рассказала главный редактор.
Близкие поддерживают Дмитревскую в желании уйти, советуют писать книги и беречь здоровье. Но главный редактор все еще колеблется: «Журнал-то закрыть просто. Но профессии же не будет. Тогда мне надо уходить с факультета, я не могу учить своих студентов (Марина Дмитревская ведет семинары по театральной критике в СПбГАТИ. - прим. Лениздат.Ру), которым потом не будет никакого применения. Пока есть журнал, мои студенты хоть понимают, для чего они учатся, профессия поддерживается».
Шлейф проблем
Несмотря на ухудшающуюся с каждым годом ситуацию, по-прежнему около сотни экземпляров «ПТЖ» благотворительно посылаются во все отделения Союза театральных деятелей по России, дома ветеранов и дома отдыха СТД. Подписка и продажи оплачивают расходы только на десятую часть. Журнал как социально значимый и просветительский продается, как замечает Марина Дмитриевская, резко ниже себестоимости. «Наш читательский ареал скромен, нас покупают люди, которые интересуются театром, а это небогатая публика. Поэтому мы продаем журнал по 250 рублей, и это максимальная цена, которую я сама готова платить за издания», - рассказала она.
«Я понимаю, что в нынешней экономической ситуации, наверное, меньше всего кого-то интересует театральная критика, - заключила Марина Дмитревская. - Но мы правда единственный всероссийский журнал, который 25 лет освещает театральную жизнь страны. Нам ведь нужно так немного денег, у нас такие нищенские зарплаты, мы просто пытаемся поддерживать культуру и профессию. Не надо это никому – ну, значит, не надо. Потом ведь возникает экзистенциальный вопрос: к чему все эти усилия, если страна настолько дичает?»
О том, что Министерство культуры планирует сократить финансирование 15 российским театральным журналам, речь шла еще в апреле 2016 года. Тогда в ведомстве была создана рабочая группа во главе с критиком Григорием Заславским, которая должна была определить «неэффективные» журналы, а также принципы, по которым будут выделяться бюджетные средства на театральную прессу. Сам Заславский при этом замечал, что сокращение финансирования театральной периодики — это естественный процесс при общем урезании бюджета на культуру.
Взаимоотношения с финансовой государственной помощью у «Петербургского театрального журнала» традиционно складываются сложно. Так, в 2013 он не смог получить даже утвержденного финансирования из городского бюджета из-за конфликта с комитетом по печати. Чиновники должны были подготовить документы, чтобы журнал получил субсидию, выделенную по рекомендации депутата ЗакСа Марины Шишкиной. Но в комитете по неясным причинам документы не подготовили, и журнал остался без денег. А в 2012 году комитет по печати отзывал выданную субсидию в размере 1,5 млн рублей. В ведомстве посчитали, что журнал нарушил условие договора, опубликовав в №69 три материала о взаимодействии протестного движения и современного театра.