Медиановости
/ Бизнес, Конфликты, Петербург

13 декабря 2016 19:08

«Удобство» ГЦРР на полтора миллиарда

 
Победу в петербургском УФАС 13 декабря одержал «Волгобалт медиа», доказав незаконность строгих требований ГУП «Городской центр размещения рекламы» к компаниям, претендующим на право размещать рекламу в подземке. Клаустрофобия граждан перестала волновать организацию, а разбивать закупку на небольшие лоты ей оказалось «неудобно».
 
«Волгобалт медиа» был возмущен тем, что конкурс ГЦРР на размещение рекламы в метрополитене на огромную сумму минимум в 1,65 млрд рублей выглядит «заточенным» под организации, распоряжающиеся рекламными площадями подземки еще с середины 90-х годов, — ООО «Метроном», ЗАО «Афкап», ЗАО «Анфас» и ЗАО «Коммет». Они все имеют одного уполномоченного представителя и центр продаж — агентство «Проспект», а их владельцы, предполагают СМИ, связаны с топ-менеджментом метрополитена. В 2006 году эти компании выиграли конкурс на размещение «подземной» рекламы на целых десять лет.
 
Решение по жалобе было принято на втором заседании антимонопольного органа по этому делу. На вопрос комиссии УФАС, почему гигантскую сумму в 1,65 млрд рублей выставляют одним лотом, если можно разбить его, к примеру, на пять (по количеству веток метрополитена), представители ГЦРР не сразу нашлись, что ответить. «Нам было бы удобно работать с одним заказчиком», — заявил ответчик. «Ваш ответ — удобно?» - удивились в комиссии. «К тому же эти требования — право заказчика, чему это противоречит?» - добавил представитель ГЦРР. «Закону о защите конкуренции», — заметил руководитель УФАС по Санкт-Петербургу Вадим Владимиров.
 
Про клаустрофобию на этом заседании не было сказано ни слова, как будто забота о психическом покое граждан и не была одним из ключевых аргументов ГЦРР в прошлый раз на заседании 6 декабря.
 
На этот раз защитники конкурсной документации говорили о «сложностях любых работ под землей», «повышенной опасности объекта» и почему-то о «распространении на весь город» — по их мнению, все это делает незаменимым требование к претенденту на контракт иметь трехлетний опыт работы в метрополитене.
 
Что же касается «особенностей необходимых знаний», на обязательность которых упирал ГЦРР, в материалах дела это расшифровывалось как «знание двадцати трех нормативных документов». «Это что же, мы не можем выучить двадцать три документа?» - удивилась в разговоре с Лениздат.Ру Инга Овтова, юрисконсульт «Волгобалт медиа».
 
Насчет перечня компаний, которые могут участвовать в конкурсе при текущих условиях, — именно эти данные ГЦРР должен был подготовить к заседанию — новостей не появилось. Те же ООО «Метроном», ЗАО «Афкап», ЗАО «Анфас» и ЗАО «Коммет», а также трудно объяснимое добавление о неких данных, по которым у ГЦРР «есть основания полагать, что в Петербурге могут находиться и другие подходящие условиям компании». Всего же по России, уточнила Лениздат.Ру Инга Овтова, ГЦРР нашли семь таких компаний.
 
Кстати, опыт размещения рекламы в метрополитене у «Волгобалт медиа», как утверждает Инга Овтова, есть. Правда, было это еще до того, как на десятилетие рекламу в подземке заняли те самые четыре компании.
 
В итоге комиссия признала правомерным возражения «Волгобалт медиа» против требований опыта работы в метрополитене в течение последних трех лет для участия в конкурсе. Другие аргументы (необоснованность требований подтверждать квалификацию контрактами на сумму не менее 10% от стартовой цены и бесплатно размещать социальную рекламу) петербургский УФАС счел неубедительными. Впрочем, в обоснованности отклоненных претензий «Волгобалт медиа» тоже уверен.
 
«Такое огромное обеспечение — это тоже ненормально, — пояснила Инга Овтова. — Получается, выньте 165 миллионов из бизнеса и заморозьте, пока идет конкурс. А он может идти очень долго, всегда находятся такие недовольные, как мы, и все откладывается». На слушании она, ссылаясь на московский опыт, утверждала, что в норме на конкурс должна иметь право прийти любая компания, просто от степени ее компетенции будут зависеть шансы на победу.
 
Проверкой действий смольнинского ГУПа теперь займется отдел контроля органов власти УФАС, против ГЦРР будет заведено новое дело по 135 ФЗ «О защите конкуренции», а пока ГУП обяжут изменить конкурсную документацию. Получить комментарии от председателя курирующего ГЦРР комитета по печати Сергея Серезлеева Лениздат.Ру не удалось.
 
Первый конкурс на размещение рекламы в метрополитене за десять лет был объявлен 22 октября и уже стал поводом для двух обращений в ФАС (первое — от московского ООО «Трейд Компани»), а депутат Максим Резник попросил вице-губернаторов Петербурга Игоря Албина и Александра Говорунова отменить конкурс и провести новые торги в форме аукциона.
 
Кстати, жалобу «Трейд компани» ФАС тоже частично удовлетворила и выдала предписание изменить условия, которое сейчас оспаривается в суде. Следующее заседание ожидается 18 января.
 
Кроме взаимосвязи компаний, размещающих последние десять лет рекламу в петербургском метрополитене, СМИ настораживали и другие странности. Например, тарифы на аренду не пересматривались за десятилетний период ни разу, даже с учетом инфляции.
 
Свою же службу для поиска рекламодателей метрополитен создать не может, так как это не относится к области деятельности предприятия, объясняют в правительстве.
 
Победитель торгов (когда те все же состоятся) получит в свое распоряжение 2661 рекламное место общей площадью 6603 кв. м сроком на 10 лет. Начальная цена открытого конкурса 1,65 млрд рублей. Итоги должны быть подведены 23 декабря. Конкурсы на рекламные места на эскалаторах и в вагонах метро еще не объявлены. Председатель комитета по печати Сергей Серезлеев пояснял ранее, что не хочет «мешать всё в одно» и сначала рассчитывает оценить результаты первого конкурса. Во всяком случае, промежуточные результаты пока неутешительные.