Медиановости
/ Версии, Интернет, Медиасреда, Петербург

18 августа 2015 19:55

Рублевый поход на «фабрику троллей»

 
Выход к прессе представителей «фабрики троллей», благосклонность суда, один рубль моральной компенсации, 70 тысяч на благотворительность и большие планы на дальнейшие процессы – благодаря делу Людмилы Савчук против «савушкинских троллей» организацию удалось «вытащить» не только в информационное, но и в правовое поле. Сам факт проплаченного «троллинга» адвокат защиты отрицал только за стенами суда, а вот госструктуры делом так и не заинтересовались. 
 
Проработав два месяца на скандально известной «фабрике троллей» и добавив свой вклад в многочисленные расследования журналистов о деятельности организации, профессионально занимающейся «прокремлевской» пропагандой в интернете, Людмила Савчук на достигнутом не остановилась. Совместно с правозащитной организацией «Команда 29» она инициировала судебное дело, чтобы обратить внимание общества и в идеале государственных структур на действия организации.
 
На собственном опыте Людмила Савчук узнавала, как работает механизм формирования мнений в интернете. По ее словам, в составе небольшой группы она вела, к примеру, вымышленной блог гадалки, в поток повседневных «предсказаний» и примет которой вкраплялись политические посты. Чаще всего, как рассказывает девушка, «техзадание», которое спускалось «сверху», касалось постов о США, Украине и российской оппозиции.
 
Смены у «троллей», по рассказам Савчук, 12-часовые, задания у разных отделов отличаются. В ее служебные обязанности, к  примеру, входила публикация не менее 10 тематических постов, не менее 5 политических постов на заданные темы, и от 100 до 300 комментариев в разных блогах.
 
Вообще о петербургской «фабрике троллей» известно уже несколько лет. За это время туда устраивались «шпионами» многие журналисты, — к примеру, корреспондент «Моего района» Андрей Сошников и корреспондент «Новой газеты» Александра Гармажапова. 
 
Журналисты собрали информацию о разных отделах: одни формируют посты для LiveJournal,  другие — для «ВКонтакте», Facebook, Twitter и Instagram, третьи заполняют новостные ленты российских или псевдоукраинских новостных сайтов.  Отдельные работники «фабрики» пишут комментарии на сайтах СМИ. Есть и «элитное подразделение» — команда, которая работает в англоязычном сегменте интернета. В ход идут не только текстовые сообщения, но и картинки. 
 
При этом, как сообщал New York Magazine Платон Маматов, который руководил подобной организацией на Урале с 2008 по 2013 год, в стране подобных организаций тысячи, а финансируется отрасль через запутанный лабиринт подставных фирм. К примеру, группировка «Анонимный интернационал» выкладывала в сеть документы о работе некоего «Штаба информационных действий», аналогичной организации, которая связывается с именем депутата Роберта Шлегеля, в прошлом — одного из лидеров проправительственного движения «Наши».
 
Документы — в суд, огласку — в СМИ
 
Несмотря на популярность «савушкинских троллей» у журналистов, наглядно доказать существование организации, вывести ее представителей к прессе и добиться некоторых документов удалось именно Людмиле Савчук в союзе с «Командой 29». 
 
Формальной причиной для подачи иска стало невыполнение так называемыми «савушкинскими троллями» трудового законодательства. Из-за нарушений, замечают истцы, сотрудникам «Интернет-исследований» приходится работать без оформления и получать свои 50 тысяч рублей зарплаты неофициально. 
 
С одной стороны, активистам удалось подтвердить факт существования организации и получить часть документов, а именно — трудовой договор Людмилы Савчук, приказ о приеме на работу, соглашение о расторжении трудового договора и приказ об ее увольнении. Получить дополнительные бумаги (должностную инструкцию, штатное расписание, справку о налогах и т. д.) пока не удалось — представитель «Интернет-исследований» заявил, что они к делу отношения не имеют, а суд его поддержал. Защита Савчук собирается и дальше добиваться этих документов, но уже в рамках другого процесса. Максимальное количество документов нужно для того, чтобы продолжить борьбу с «троллями» правовыми методами, как объясняют адвокаты Савчук.
 
Кроме того, и денежные требования были удовлетворены почти полностью: зарплату в размере 50 тысяч, которую не успела получить Людмила Савчук (девушка была спешно уволена после того, как публикации по ее данным появились в СМИ), перевели на ее банковский счет. «Сверху» были присланы еще 20 тысяч, происхождение которых неясно: в качестве моральной компенсации истцы требовали только 10 тысяч, да и те защита категорически отказывалась выплачивать. Все полученные деньги были переданы центру помощи людям с расстройством аутистического спектра «Антон тут рядом».
 
С другой стороны, суд широко освещался в СМИ. О процессе писали, в частности, «Коммерсантъ», РБК, «Новая газета», «Фонтанка», «Русская служба BBC», «Слон» и другие российские и зарубежные СМИ. Свое расследование проводил и журналист New York Times Magazine Адриан Чен. Ни одна государственная структура, правда, внимания на «Интернет-исследования» не обратила, несмотря на предположение одного из защитников Савчук Ивана Павлова, который надеялся на возможный интерес налоговой службы к организации с большим штатом неоформленных официально сотрудников. 
 
Потроллили на рубль
 
Большую часть требований «Интернет-исследования» выполнили добровольно, принудительно суд назначил лишь выплату моральной компенсации в размере одного рубля, что и стало окончанием процесса. Изначальную сумму в 10 тысяч рублей истица решала снизить. «Мы потроллили троллей одним рублем», — сообщила журналистам представитель Людмилы Савчук Дарья Сухих. «На рубль настрадала», — заметил со своей стороны представитель «троллей» Константин Чернышов. 
 
К статье 394 Гражданского кодекса, которая предполагает компенсацию в случае нарушения порядка увольнения, истцы добавили и обвинение в нарушении другой статьи — 150-151 Гражданского кодекса. Она защищает от посягательств на «личные неимущественные права». «Есть такая категория, как достоинство, — объяснила в суде Дарья Сухих. — И именно его нарушала работа, которая не совпадала с внутренними убеждениями истицы». Как заявила Савчук, в вакансиях было сказано лишь, что работа предполагает копирайт, но ни слова о том, какого рода копирайт.
 
Тем не менее представитель «Интернет-исследований» остался непреклонным в отрицании морального ущерба. «То, что истица получала зарплату, — не затрагивало ее моральные убеждения, никак не умаляло ее достоинство?» — возмутился Константин Чернышов. Кроме того, он обратил внимание на то, что Людмила Савчук неоднократно говорила прессе о том, что сознательно устроилась в агентство для того, чтобы разоблачить его деятельность. «Она осознанно устроилась и осознанно работала, — заявил Константин Чернышев. — Мы считаем, что ее целью было продолжать историю в СМИ и продолжать свою журналистскую деятельность». 
 
На это Людмила Савчук пояснила суду, что ее исследовательская миссия зародилась уже во время работы, а не увольнялась она потому, что считала своим долгом собрать максимальное количество информации.  
 
Отрицать без суда
 
Впрочем, вне судебного процесса представитель компании сообщил журналистам, что «Интернет-исследования» занимаются исключительно исследованиями — социологическими и маркетологическими, а вся информация о «фабрике троллей» — стопроцентная ложь. Тем не менее от предложения журналистов подать в таком случае в суд на Людмилу Савчук за ущерб деловой репутации он отказался. По словам Константина Чернышова, никаких юридических оснований для этого нет. 
 
А вот в суде довод о недостоверности данных Савчук о том, что на Савушкина, 55, работают десятки копирайтеров, распространяющих в Сети «проплаченные пропагандистские материалы», по мнению истицы, не прозвучал ни разу ни на одном заседании. Хотя именно опровержение этих данных могло бы, к примеру, оспорить претензии Людмилы Савчук на возмещение морального ущерба. Последний, как гласит исковой заявление, состоял в том числе в том, что девушке приходилось «размещать в интернете заведомо не соответствующие ее внутренним убеждениям материалы, вводить в заблуждение читателей сети "Интернет", которые будут полагать, что эти материалы (комментарии, посты, блоги и т. п.) исходят от реальных людей и являются выражением их реального мнения». Но Константин Чернышов заявил в беседе с Лениздат.Ру следующее: «Мы работали по тому, что было заявлено, а не по ее домыслам, потому что это вообще за рамками судебного процесса». 
 
По какой именно причине в рамках судебного процесса защита предпочла не отрицать все заявления истицы о технологиях работы «прокремлевских троллей», а строить свою позицию исключительно на том, что Людмила Савчук добровольно и в своих интересах пошла на эту работу, представитель компании не объяснил.
 
Суд в конце концов поддержал Людмилу Савчук, открыв противникам «троллей» возможности для новых процессов, на которых они будут искать пути борьбы с этой и, возможно, другими подобными организациями. Людмила Савчук готова и дальше участвовать в судах, несмотря на то, что в течение этого процесса ей, по ее словам, не раз пришлось лично столкнуться с внесудебной активностью в ее адрес. В том числе в интернете создавались фейковые аккаунты девушки, ей массово посылались сообщения нелицеприятного характера, а звонки от «троллей», которые представлялись журналистами, рассказала Савчук, поступали даже ее родственникам. 
 
Напомним, если верить базам данных и сведениям СМИ, учредителем и генеральным директором «Интернет-исследований» являлся Михаил Быстров, бывший начальник УМВД по Московскому району Петербурга. По данным «Коммерсанта», в 90-е годы он стоял у истоков Регионального управления по борьбе с организованной преступностью. 
 
«Интернет-исследования» стали преемником ООО «Агентство интернет-исследований», известного как «логово ольгинских троллей» (по месту расположения — поселок Ольгино). По текущему адресу «троллей»  — Савушкина, 55, — располагалось и «Федеральное агентство новостей» (ИА ФАН). Обе организации, по многочисленным данным СМИ,  — проекты  главы холдинга «Конкорд» Евгения Пригожина, «друга» и «повара» президента России. 
 
Кроме того, согласно документам, которые выкладывал в Сеть проект «Анонимный интернационал», отчеты о работе «Агентства интернет-исследований» якобы отсылались человеку по фамилии Володин. По мнению экспертов, это Вячеслав Володин — первый замначальника администрации президента России. С его именем ряд наблюдателей и связывал создание проекта т. н. «ольгинских» (а затем — в связи со сменой адреса — «савушкинских») «троллей».