Первые 40 договоров, которые заключил КИО на аренду киосков прессы по новым правилам, стали неожиданностью для игроков рынка. Среди распространителей прессы появились неизвестные экспертам компании «Стрелец» и «Святослав», заняв места, которые игроки рынка не один год готовили для себя.
Эти договоры стали первыми, которые комитет имущественных отношений (КИО) заключил с момента изменения законодательства, регулирующего киоски, в том числе и печатной прессы.
1 марта 2015 года в силу вступил новый Земельный кодекс – он изменил правила игры в сфере предоставления городских земельных участков. В соответствии с новым документом в июне 2015 года петербургский комитет имущественных отношений подготовил изменения в порядок размещения нестационарных торговых объектов (НТО). Если раньше разыгрывались права на аренду земли под киосками, то теперь земля в аренду предоставляться не будет, операторам предлагают «заключать договор на размещение НТО».
Этим корректировки не ограничились: изменения в схему размещения НТО, к которой привязана вся система распределения киосков, теперь вносятся не дважды в год (как это было раньше), а постоянно. Соответственно, и договоры перезаключаются индивидуально в течение года. Пока что неясно, как именно будет работать система, однозначно одно: торговые точки с истекшими договорами или новые места будут доставаться первым подавшим заявки, без других критериев, объяснил КИО.
Новые лица
Именно это право первенства и привело в Петербург сразу двух новых игроков, что само по себе чувствительно для рынка. Сейчас здесь только 6 крупных игроков: «Роспечать», «Метропресс», «Нева-Пресс», «Ника», «Пресса» и «Красногвардейское МРА». Но в первом распределении по новым правилам к арендаторам киосков печатной прессы присоединились сразу две новых компании – ООО «Стрелец» и ООО «Святослав».
ООО «Стрелец» была зарегистрирована в Санкт-Петербурге в ноябре 2013 года. Основной деятельностью компании, по данным СПАРК, является розничная торговля книгами, журналами, газетами и т. п., гендиректором является Лидия Петрова. Петергофское ООО «Святослав» зарегистрировалось гораздо раньше – в 2001 году. Также специализируется на продаже печатной продукции.
Все свои 10 киосков «Святослав» получил в Красногвардейском районе. Хотя в Петербурге ранее «Святослав» не работал, компания имеет опыт распространения печатной прессы в Петергофе.
Территориальный разброс киосков, полученных «Стрельцом» (у него 20 точек), гораздо больше – Московский, Кировский, Невский, Фрунзенский и Красногвардейский районы. Если «Святослав» готов потратить на аренду новых киосков около 417,5 тысячи рублей в год, то «Стрелец» – около 2,3 млн рублей. В первой очереди получили места также «Метропресс» (4 киоска, 360,5 тысяч рублей) и «Союз издателей и распространителей» (7 киосков, 581,7 тысячи рублей).
При этом метраж тех киосков, договоры на которые заключил КИО со «Стрельцом», непривычен для города. Стандартные киоски прессы занимают площадь 6-11 кв. метров (больше – только павильоны «Метропресса» в их сети «Первая полоса»), а у «Стрельца» в эти границы укладывается только 4 киоска. Еще 2 занимают площадь 15,3 кв. метра, а 12 НТО – по 26,6 кв. метра. Один договор заключен на площадь в 31 кв. метр.
Как рассказал Лениздат.Ру Валерий Бровкин, исполнительный директор ООО «Пресса», подобные проекты на крупные павильоны уже возникали, но раньше такую площадь не удавалось согласовать. «Хотя сейчас подавать подобную заявку мы бы не стали, потому что газеты и журналы потихонечку уходят, чем занимать площадь? – отметил Бровкин. – Такое место может быть для павильона продуктов, туда люди пойдут и через дорогу, а за газетой не пойдут. Но, может быть, на рынке появился очень крупный игрок, возможно, он это действительно сделает».
Куда приходить
Но откуда появилась компания «Стрелец» и что она из себя представляет, игрокам рынка неизвестно. Известно только, что, по данным Лениздат.Ру, свои заявки (вероятно, больше 19) она подала максимально быстро: в ночь после публикации постановления КИО в начале июля. При этом, по рассказам игроков рынка, некоторым в подаче заявок отказывали уже через день.
Сможет ли новая компания встроиться в петербургский рынок – игроки не уверены. «Мы тоже периодически пробуем как-то расширяться. Не так давно, в 2008 или 2009 году, мы заключили договора и открыли новые павильоны, например в Центральном районе», – сообщил Лениздат.Ру Валерий Бровкин. Но из 10 павильонов на данный момент компания оставила только 2, остальные оказались нерентабельны. «Новому игроку будет очень сложно на новом месте в новом регионе освоиться и работать с прибылью, – заметил Бровкин. – Даже нам становится сложнее на старых местах, где спрос всегда был большой. Может быть, из-за того, что добавили количество павильонов и покупатели рассеялись».
Впрочем, заместитель гендиректора «Ники» Александр Кушелев предполагает, что владельцы «Стрельца» связаны со столичным бизнесом и имеют ресурсы на то, чтобы «задавить» конкурентов деньгами.
Правда, новые компании не всегда приходят для того, чтобы остаться. Так, рассказали Лениздат.Ру игроки рынка, небольшие неизвестные фирмы, претендующие на места для киосков прессы, периодически появлялись в то время, когда адреса еще распределялись по аукциону. Подав заявку с выгодными условиями, они связывались со своими конкурентами за несколько дней до подведения итогов или же накануне. За то, чтобы новая фирма сняла свою кандидатуру с конкурса, просили выплатить определенную сумму, после чего компания исчезала так же быстро, как и появлялась.
Однако «Стрелец» и «Святослав» свои договоры с КИО уже заключили. Теперь возможность передачи НТО другим предпринимателям, например в субаренду, исключена, так как это будет грубым нарушением условий договора. В таком случае КИО должен будет расторгнуть договор. «Мы будем заключать договоры только с тем, кто самостоятельно будет осуществлять предпринимательскую деятельность на участке», – подтвердила в беседе с Лениздат.Ру пресс-секретарь КИО Оксана Шульга.
На чужие места
С юридической точки зрения все достаточно прозрачно: действующих договоров на торговые точки не было, и места распределили между теми, кто первым успел подать заявки. Но по факту часть этих точек появилась в схеме размещения благодаря усилиям действующих игроков рынка. «”Ника” и другие распространители ”продвигали” эти адреса с 2013 года, – рассказал Лениздат.Ру Александр Кушелев. – Мы подавали заявки на включение в схему своих адресов в администрации города и районов. И все это время мы жили с надеждой, что мы эти места и получим».
Но через несколько часов после того, как вышла схема размещения, по данным Лениздат.Ру, очередь на эти точки заняли совсем другие люди. «Я лично звонил директору ”Святослава” Александру Соколову и спрашивал, почему он подал заявку на чужой адрес, – выразил недовольство Кушелев. – А он говорит: ”Кто раньше встал, того и тапочки”. Получается, сначала мы добились того, чтобы договоры на киоски печати заключались без торгов, а теперь получилось, что какие-то люди, которым вдруг захотелось свой бизнес, этим просто воспользовались. Обидно, что сейчас уже ничего не сделать. Что же теперь, возвращаться в 90-е годы?»
Более того, на некоторых из этих точек павильоны уже есть, правда, по данным КИО, без надлежащих документов. «На части участков действительно расположены торговые павильоны якобы операторов, – рассказала Лениздат.Ру пресс-секретарь КИО Оксана Шульга. – Но нужно понимать, что у них нет права там находиться. Им нужно было озадачиться этим вопросом гораздо раньше, прежде чем поднимать эти волнения».
Сгонят или нет
Вообще КИО подчеркивает: действующие арендаторы не должны волноваться за свои места. Если они подают документы в срок, закон предусматривает целевой перевод договора аренды на договор на размещение. «Все те арендаторы, которые на сегодня имеют действующие договоры аренды, заключенные до 1 марта, имеют право по закону обратиться либо сейчас, либо по истечению срока аренды в адрес нашего комитета с заявкой с просьбой заключить с ними договор на размещение НТО, – объяснила Оксана Шульга. – В таком случае он будет заключаться сразу без торгов. Это просто замена одного правоустанавливающего документа на другой».
Такое преимущественное право арендатор имеет только до расторжения договора, после претендовать на точку он может только в общем порядке.
Но, как замечает Валерий Бровкин, не всегда эта процедура происходит по букве закона. «Раньше, например, мне в течение 30 дней должны были выдать договор, а мы его ждали по 2-3 года, – вспоминает он. – Вот сейчас подписали договор на регистрацию в ноябре 2014 года и до сих пор не получили его. Так что не всегда получается так, как задумано».
Сейчас главное требование к компании, претендующей на НТО в данном сегменте рынка, – чтобы с точки зрения экономической деятельности она занималась распространением печатной продукции. И впоследствии выполняла бы условия договора. На данный момент неясно, как именно будет проверяться качество и добросовестность работы и будет ли. «К сожалению, у меня пока много вопросов, – рассказывает Лениздат.Ру председатель комитета по печати Сергей Серезлеев. – Об очередности, о том, как подают заявки, как их оценивают. Насколько эффективно будут работать эти компании? Пока я не услышал ответов от КИО». В конце августа Серезлеев направил служебный запрос в комитет имущественных отношений. Теперь в течение месяца КИО должен предоставить комитету по печати полный реестр компаний, которые уже подали заявления на аренду НТО.
«Пока мы в ожидании, но хотелось бы от ожидания перейти к контролю, – заметил Сергей Серезлеев. – Заявки можно подавать сколько угодно и как угодно, но должны быть фильтры, рычаги влияния или мониторинг. Мы все посмотрим, когда получим реестр. Если компания торгует печатной продукцией и выполняет все условия, то здоровая конкуренция не помешает, она уменьшит рыночную стоимость. А если это какие-то ”залетные” люди, то это не совсем то, чего бы мы хотели для рынка прессы».