Медиановости /
Медиасреда, Петербург, Пресса

15 декабря 2015 20:42

На Фестивале малой прессы назвали лучшие корпоративные издания Петербурга

На Фестивале малой прессы назвали лучшие корпоративные издания Петербурга
 
В Санкт-Петербургском государственном университете 15 декабря наградили победителей Фестиваля малой прессы, который в этом году проводится впервые. Первый день фестиваля был посвящен корпоративным изданиям. Среди них была выбрана лучшая газета, а также лучший журнал. Награды завоевали газета «Формула тепла» предприятия «ТЭК Санкт-Петербурга» и официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви «Вода живая».
 
После церемонии награждения состоялось обсуждение конкурсных работ, в ходе которого члены жюри прокомментировали некоторые материалы и дали свои рекомендации авторам. Старший преподаватель кафедры речевой коммуникации СПбГУ Алексей Горячев поделился с представителями корпоративных изданий секретами удачного репортажа, выделив самые важные черты этого жанра.
 
Лекцию Горячев начал с замечания, что некоторые материалы, поданные на конкурс, не соответствуют жанру репортажа и больше похожи на отчет. Так, глаголы в таких текстах были написаны в прошедшем времени, тогда как для репортажа предпочтительнее настоящее. «Допустим, мы хотим соврать, — привел пример преподаватель. — Очевидно, что проще соврать про прошлое. Ведь кто проверит? Такова особенность глаголов прошедшего времени. Они ассоциируются с недавним, но все-таки прошлым. И поэтому доверие к ним чуть меньше».
 
В начале репортажа необходимо поставить вопрос, ответом на который будет весь дальнейший текст, рассказал Горячев. «Чтобы ответить на вопрос, журналист погружается в среду, — отметил эксперт. — На место происшествия лучше ехать, не сформировав четкого мнения. Имея предубеждения, журналист не сможет увидеть многих вещей». Однако, признал Горячев, в корпоративной прессе это довольно сложно, поскольку изначально перед журналистом обычно поставлена цель показать конкретные события в определенном свете.
 
От других жанров репортаж отличает актуальность, выделил автор лекции еще одну черту. Чтобы создать реалистичную картину происходящего, журналист добавляет детали, штрихи. Таким образом материал приобретает субъективную окраску. «В этом и заключается парадокс жанра репортажа, — подчеркнул автор лекции. —  С одной стороны, репортаж — это нечто объективное. Но это объективное передается через субъективное. Через то, что замечает сам автор».
 
В силу объективности жанра в репортаже журналист может говорить, что правда, а что нет, ссылаясь на источники, продолжил Горячев. Если речь идет о слухах, важно это упомянуть. Однако личной авторской оценки происходящего в репортаже быть не должно.
 
По словам Горячева, репортаж очень похож на отчет и некоторые работы, присланные на конкурс, были написаны именно в этом жанре. «По многим чертам они очень похожи, — отметил преподаватель. — Заменяем в репортаже настоящее время на прошедшее, убираем детали и субъективный взгляд автора, получится отчет». Из отчета читатель также получает информацию о событии, но может сделать это быстрее и проще. В предельном варианте, добавил Горячев, отчет может дойти до протокола.
 
Эксперт отметил, что многие журналисты называют свои отчеты репортажами. Причину этого Горячев видит в стилистической окраске слова «отчет». «Ассоциации не те, отчет подразумевает формальность, — пояснил преподаватель. —  Его делают для галочки, чтобы „отчитаться“. При слове „репортаж“ у нас возникают совсем другие ассоциации: телевизионный репортаж, который дает зрителю возможность почувствовать себя участником событий».
 
Горячев предложил в следующем году на фестивале выделить отчет в отдельную номинацию. «Иначе мы складываем разные вещи в одну корзину, — отметил он. — Отчеты были тоже очень интересные, хотя и не укладывались в категорию репортаж».
 
Фестиваль малой прессы организован СПбГУ совместно с комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации. В рамках Фестиваля прошел конкурс районных, муниципальных и корпоративных газет и журналов, на который подали заявки больше 50 участников в 7 номинациях. От корпоративной прессы поступило 13 заявок: редакции подали на конкурс 18 очерков, 10 репортажей, 8 интервью, 10 фоторабот, а 9 изданий претендовали на звание «Лучшее корпоративное издание».
 
От муниципальных СМИ поступило 33 заявки, а от районных изданий — 8 заявок. По данному направлению на конкурс было подано 37 очерков, 34 репортажа, 32 интервью и 17 фоторабот. Лучших из них назовут 16 декабря.
 
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга