Мнения
/ Интервью

16 декабря 2015 22:19

Тимур Щукин: У православного журнала в Петербурге конкурентов нет

 
Выпускающий редактор журнала «Вода живая» Тимур Щукин рассказал Лениздат.Ру, как официальное издание церкви провело ребрендинг, кто формирует его редакционную политику и должен ли быть верующим журналист, работающий в православном журнале.
 
Журнал «Вода Живая»  – официальное издание Санкт-Петербургской епархии. Оно было основано в 1875 году и после долгого перерыва в 2000 году возобновило работу. Главный редактор журнала – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. 
 
На первом Фестивале малой прессы, который проходил 15 и 16 декабря в Высшей школе журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, «Вода живая» завоевала почти все награды в секции корпоративной прессы. Журнал занял первое место в номинациях «Лучший дизайн корпоративного издания», «Лучший очерк», «Лучший репортаж», «Лучшая фоторабота», а также третье место в номинации «Интервью». Кроме того, жюри признало «Воду живую» лучшим корпоративным журналом в Петербурге.
 
– Как произошел переход от традиций «Церковного вестника» к современному изданию «Вода живая»? 
 
– Формально журнал «Вода живая» является продолжателем «Церковного вестника», который существовал с конца 19-го века. В 1917 году с приходом к власти большевиков он закрылся и был возрожден только 2000 году. «Церковный вестник» был стандартным епархиальным изданием со стандартным названием. Там публиковалась официальная хроника, краеведческие материалы. Каких-то актуальных текстов было немного. Изменения начались в 2007 году, когда редактором «Церковного вестника» стал протоиерей Александр Сорокин (ныне ответственный редактор журнала – прим. Лениздат.Ру). Он произвел ребрендинг журнала, поставив цель превратить стандартное официальное церковное издание в полноценный журнал.
 
Официальные тексты остались, но большую часть заняли материалы, выполненные по стандартам светской журналистики и написанные хорошим литературным языком. Появились статьи, поднимающие социальные и православные проблемы с точки зрения христианина. Стали публиковаться интервью со священниками, деятелями искусства. Понятно, что основная тематика и основные герои остались церковными. В журнале продолжили публиковать исторические и богословские статьи, но все это адаптировано для рядового читателя. Огромную роль в становлении журнала сыграла Анна Ершова, которая была выпускающим редактором с 2009 по 2015 год.
 
– Почему было принято решение провести ребрендинг?
 
– Основной мотив был миссионерский – привлечь людей в церковь. А для этого нужно разговаривать с людьми на нормальном человеческом языке, а не на языке церковного официоза.
 
– В чем особенность работы православного издания?
 
– Особенность только в специфике материала. Мы много пишем о жизни петербургской митрополии. Это большой объем – сотни приходов, священников. А также тысячи простых мирян, которые делают какие-то интересные дела, у которых есть свои проблемы и интересы. Наша основная аудитория – культурные православные петербуржцы.
 
– Есть ли особые требования к материалам?
 
– Главное, чтобы это было интересно. Когда я как редактор получаю текст, важно, чтобы что-то из него я узнал впервые. Естественно, материалы не должны противоречить нормам христианской морали и православной догматике. Но на самом деле у нас очень мало текстов, которые напрямую касаются каких-то догматических вопросов. 
 
– Какие материалы не допускаются к печати?
 
– Материалы, тематика которых нам не соответствует. Скажем, проблема предоставления права на огнестрельное оружие. Нам такие тексты предлагали, но мы не стали их печатать. На самом деле это интересно, я бы сам об этом написал. Но чтобы правильно подать такую тему в православном издании, нужно хорошо постараться.
 
– Вы беретесь за резонансные темы?
 
– Да, беремся. Например, у нас были публикации о том, как радикальные исламисты вербуют людей. Мы писали об этом, брали интервью у экспертов. Есть, например, священники, которые профессионально занимаются исламом. Мы также брали интервью у светских специалистов.
 
– Где распространяется «Вода живая»?
 
– Журнал продается в сети «Метропресс», в храмах, церковных лавках. Причем для храмов это не обязательно. Мы предлагаем купить журналы для распространения, а они уже сами решают, надо им это или нет. 
 
– Сколько стоит журнал?
 
– По-разному. Цена от 60 рублей.
 
– Есть ли у вас конкуренты?
 
– В Петербурге, к сожалению, конкурентов нет. Очень печально, что у нас такой бедный рынок печатной прессы. В Москве есть православный журнал «Фома», журнал для родителей «Виноград» – в общем-то, все. Даже по России у нас очень мало конкурентов. Раньше был журнал «Нескучный сад», но он закрылся. Есть православные газеты, но это совершенно другое. Кроме того, их тоже очень мало.
 
– На Фестивале малой прессы журнал «Вода живая» завоевал практически все награды. В том числе издание было названо лучшим корпоративным журналом. Стало ли это сюрпризом?
 
– Честно говоря, нет. Дело в том, что у нас есть конкурентное преимущество перед остальными изданиями. Формально мы, конечно, корпоративное издание – издание Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. Это действительно корпорация, но все-таки очень специфическая. Туда входят не только клирики, но и простые прихожане петербургских храмов, у которых есть интересы, увлечения. Мы можем писать о них, затрагивая социальные темы, культурные и даже спортивные. То есть круг тем и персонажей у нас гораздо шире, чем у других корпоративных журналов. Тем большее восхищение вызывают издания каких-нибудь заводов, у которых в этом отношении меньше возможностей. 
 
– Жюри особенно отметило дизайн журнала…
 
– Все дело в кадровой политике Александра Сорокина. Это человек, который обладает прекрасным вкусом. Он пригласил в «Воду живую» известного в городе дизайнера Арсения Блинова, который разработал для нас дизайн, задал высокую планку, на которую мы до сих пор ориентируемся. 
 
– Почему вы решили принять участие в конкурсе?
 
– Мы стараемся участвовать во всех петербургских конкурсах, начиная с «Золотого пера» до специальных конкурсов, касающихся социальной публицистики. Наши материалы становились обладателями различных наград. Но победа на Фестивале малой прессы стала для нас значимым событием. Тем более в таком количестве номинаций.
 
– Важно ли проводить такие мероприятия, как Фестиваль малой прессы?
 
– Конечно. Мне, например, было очень интересно посмотреть, как выглядят другие корпоративные издания. Все-таки не каждый день выпадает такая возможность. Было интересно получить оценку своей деятельности со стороны профессионального сообщества, услышать интересные советы по дизайну, оформлению материалов. Понравилась лекция о репортаже.
 
– У «Воды живой» есть еще информагентство. Над ним трудится та же редакция?
 
– Журнал и информагентство пересекаются, но все-таки это разные структуры. Мы находимся в тесном взаимодействии, некоторые новости публикуются в журнале. Но там другой руководитель и другой кадровый состав.
 
– Ваш главный редактор – митрополит Варсонофий.  Он лично участвует в работе редакции?
 
– Каждый месяц он готовит для журнала текст проповеди и пишет «Слово главного редактора». Он в курсе нашей деятельности, но непосредственно на редакционную политику влияния не оказывает.
 
– А кто формирует редакционную политику?
 
– В первую очередь ответственный и выпускающий редакторы. Однако мы, конечно, находимся в постоянном контакте с епархиальным руководством и руководством епархиальных отделов. Это, кстати, тоже специфика нашей работы как корпоративного издания митрополии.
 
– Обязательно ли журналисту «Воды живой» быть православным?
 
– Естественно, должен быть какой-то уровень уважения к православной церкви и в нашей тематике. Чтобы человеку было интересно этим заниматься и об этом писать. В большинстве своем наши журналисты – православные христиане. Но это не обязательно.
 
– Какие требования предъявляются кандидатам при приеме на работу?
 
– Как и везде – обычные профессиональные требования. Человек должен хорошо писать, обладать журналистскими навыками. Ну и иметь что-то за душой, чем-то по жизни интересоваться – искусством, историей, богословием, философией. Важно, чтобы сам человек был интересным.
 
– Обязательно ли иметь знания в области богословия?
 
– Не обязательно, но мы стараемся, чтобы люди в процессе работы просвещались в этом отношении. У меня у самого богословское образование. Я окончил Санкт-Петербургский Институт богословия и философии, а также магистратуру филфака СПбГУ на кафедре библеистики. Профессионально занимаюсь византийской философией.
 
В журнале «Вода живая» Тимур Щукин работает с 2009 года. Начал с должности внештатного автора, потом стал редактором раздела, затем выпускающим редактором. До этого работал редактором в издательствах, публиковался в научных и научно-популярных журналах.
 
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга