Медиановости /
Интернет, Медиасреда, Петербург

2 июня 2016 18:11

Эффект Стрейзанд в исполнении Пригожина

Эффект Стрейзанд в исполнении Пригожина

Евгений Пригожин подал в суд на «Яндекс», Google и Mail.ru за то, что компании отказались удалить из поисковой выдачи ссылки на ряд СМИ, в которых якобы о нем сообщается незаконная, недостоверная или неактуальная информация. Всего насчитывается 19 исков. Новость об этом быстро разошлась по различным СМИ. Во многих материалах Пригожину припомнили, сколько раз он становился главным героем различных скандалов. В попытке воспользоваться «правом на забвение» бизнесмен лишь увеличил количество упоминаний о себе, вызвав так называемый «эффект Стрейзанд».

Удалить за «вранье»

Предварительное заседание в Куйбышевском районном суде по делу миллиардера, владельца компании «Конкорд» Евгения Пригожина против «Яндекса» состоялось 1 июня. По итогам слушания стало ясно, что одна из тем, из-за которой бизнесмен судится с компанией, - это ряд расследований о госконтрактах Министерства обороны, заключенных с компаниями, которые связаны с миллиардером.

Такое расследование публиковали в январе 2016 года интернет-газета «Фонтанка», сайт «Горзаказ.org», Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) и еще ряд СМИ. Новость об этом разошлась по множеству различных сайтов, в том числе иностранных. Насколько известно Лениздат.Ру, ни один из источников, опубликовавших материалы расследования, не получал каких-либо исковых заявлений и требований удалить якобы ложную информацию. «Нам ни разу не поступало запросов на опровержение этой информации. Если бы она не соответствовала действительности, тогда бы от Пригожина был иск об опровержении и защите чести и достоинства, и ему пришлось бы доказывать ложность этих сведений. То, что он пошел по закону о "праве на забвение", говорит о том, что он хочет удалить эту информацию даже не доказывая, правдива она или ложна. Я считаю это попыткой давления на СМИ и на альтернативные источники правдивой информации», - поделилась с Лениздат.Ру юрист ФБК Любовь Соболь.

Не просили удалить материал под названием «Империя Пригожина взяла военные городки» и редакцию интернет-газеты «Фонтанка.ру». «В адрес редакции каких-либо претензий от Евгения Пригожина или его представителей не поступало. Уважаемые господа воспользовались законом, который фактически позволяет не обращаться с претензиями к СМИ и пытаться судиться с ними, отстаивая свою правоту, а обращаться напрямую в суд с требованием удаления некой неугодной информации. Мы будем внимательно смотреть за тем, как решится это дело», - рассказал Лениздат.Ру главный редактор «Фонтанки» Александр Горшков.

Компания «Яндекс» не посчитала нужным удалять информацию о Пригожине, так как он не предоставил каких-либо доказательств того, что о нем написана недостоверная, неактуальная или утратившая значение для заявителя информация, как того требует закон. В тексте закона «Об информации» прописано, что заявитель должен объяснить, на каких основаниях он требует прекратить выдачу ссылок поисковой системой. «Заявитель не выполнил требований закона и не предоставил достаточных оснований для удаления ссылок, по которым, по мнению заявителя, размещена недостоверная и незаконная информация. Никаких исковых требований заявителя мы не признавали, на данный момент у нас отсутствуют основания для удаления ссылок», - объяснила Лениздат.Ру позицию компании пресс-секретарь «Яндекса» Ася Мелкумова.

Напомним, поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации» вступили в силу 1 января 2016 года. Они дают возможность любому гражданину России в досудебном порядке воспользоваться правом на забвение и подать заявление, содержащее основания для требований об удалении ссылок, в адрес любой поисковой системы. Закон еще до его принятия был раскритикован интернет-отраслью и общественными деятелями и даже занял второе место премии за самый абсурдный закон «ГосДура года», организованной молодежной демократической организацией «Весна». «Я как юрист считаю этот закон антиконституционным и несправедливым, потому что он требует удаления даже той информации, которая является правдивой», - считает юрист ФБК Любовь Соболь.

Несовершенным назвал закон и юрист правозащитной организации «РосКомСвобода», руководитель Центра защиты цифровых прав Саркис Дарбинян. Он напомнил, что первоначальная версия закона содержала временные рамки для данных, которые можно назвать неактуальными, однако потом от этого пункта было решено отказаться. «Что считать неактуальным? То, что произошло 10 минут назад, или вчера, или 10 лет назад? Это как раз те вопросы, которые должен установить суд. Так как законодатель сделал в этом плане такой большой пробел, теперь, в отсутствие какой-либо судебной практики, суд должен установить, что является актуальным. Я думаю, что правоприменение дойдет до Верховного суда по какому-нибудь из исков, может быть по иску господина Пригожина, либо по другим искам, которые будут предъявляться к поисковикам», - поделился мнением с Лениздат.Ру Саркис Дарбинян.

Пригожин снова становится знаменитым

Следующее заседание, где встретятся представители Пригожина и «Яндекса», состоится 1 июля. Тем временем популярность бизнесмена в интернете растет. Дополнительным поводом для упоминания его фамилии в Сети стала новость о погоне сотрудников полиции за кортежем Пригожина. 30 мая «Фонтанка» опубликовала видео, на котором был запечатлен этот инцидент.

По поисковому запросу «Евгений+Пригожин иск» на «Яндексе» в разделе «Новости» за последние три дня появилось 95 различных текстовых материалов, 44 текста появились в интернете 1 июня. За тот же трехдневный период, например, с 10 по 13 мая 2016 года по запросу «Евгений+Пригожин» в новостях «Яндекса» выпадает всего две ссылки. Аналитика GoogleTrends также дает понять, что до истории с погоней и исками в адрес поисковиков Евгений Пригожин в последнее время был куда менее популярной фигурой. Так, последний всплеск по запросу «Евгений Пригожин» был в июне 2015 года, когда в Петербурге начался судебный процесс экс-сотрудницы компании «Интернет-исследования» Людмилы Савчук против бывших работодателей. Евгений Пригожин, по данным СМИ, считается одним из создателей этой компании, которую также называют «фабрикой троллей». Как видно на графике, тогда информации в Google о Пригожине было значительно меньше, чем в конце мая 2016 года. Такой же резкий подъем популярности бизнесмена в конце мая заметен, если посмотреть аналитику за последние 30 дней.

Растущая популярность в Сети, вызванная прямо противоположным желанием того или иного человека удалить какую-то информацию о себе, называется «эффект Стрейзанд». Американская певица Барбра Стрейзанд в 2006 году обратилась в суд с требованием удалить с сайта Pictopia.com фотографию ее дома. До проигранного суда фото было скачано всего 6 раз, после количество просмотров выросло до нескольких десятков тысяч.

Юрист «РосКомСвободы» Саркис Дарбинян согласился с тем, что попытки Пригожина убрать неугодную о нем информацию из поисковика вызвали этот самый эффект. Он считает, что кто-то из юристов миллиардера предложил ему воспользоваться «правом на забвение», но при этом не учел возможных последствий. «Очевидно, что информация сама по себе никуда не денется. Она как была на ресурсах, так и останется. Просто такой поисковик, как "Яндекс", не сможет ее отображать. Пригожину стоит задуматься, а стоит ли обращаться с исками либо оставить уже в покое информацию, которая была опубликована, и работать над своим добрым именем и репутацией какими-то добрыми делами, а не троллингом поисковых сервисов через российские суды», - поделился мнением с Лениздат.Ру Саркис Дарбинян.

Согласился с возникновением «эффекта Стрейзанд» и представитель Фонда защиты гласности в Петербурге, журналист Роман Захаров. Захаров считает, что бизнесмена могли убедить пойти по такому пути. «Эффект действует, это правда, его будут упоминать, писать, что он не совсем хороший человек. Я считаю, что его могли убедить пойти по этому пути. "Папочки" подкладывают и ему тоже, это может быть такой маленькой формой мести», - прокомментировал поступок бизнесмена Роман Захаров в разговоре с Лениздат.Ру. Он также оценивает форму судебного разбирательства как положительную практику, несмотря на то что сам закон журналист назвал «позорным». «Я всегда говорю: сравнивайте интернет с библиотекой. В сталинские времена из энциклопедий вырезали листы и меняли на другие. Мы вернемся к этому времени и будем вырезать страницы в интернете? Я считаю, что это неверно», - добавил журналист.

Главный редактор издания 47News и заместитель главного редактора интернет-газеты «Фонтанка.ру» Евгений Вышенков считает, что в окружении бизнесмена просто не нашлось здравомыслящего человека, обладающего опытом работы со СМИ, который рассказал бы Пригожину о возможных последствиях. «Во-первых, он создал новый повод. А во-вторых, какое вообще это имеет значение? В окружении Пригожина видимо не нашлось человека, который бы ему об этом сказал. Поэтому они идут таким перпендикулярным путем. Через какое-то время такие люди начинают злиться, что у них ничего не получается. Но чем серьезнее человек, тем быстрее он найдет виновного. Неэффективность такого подхода заключается в том, что даже если удалить ссылки, то люди все равно помнят, чем прославился Пригожин. Видео с погоней на сайте "Фонтанка.ру" посмотрели около 2 миллионов человек», - поделился мнением с Лениздат.Ру Евгений Вышенков.

Евгений Пригожин также известен как предполагаемый создатель так называемой «фабрики троллей», известной как компания «Интернет-исследования». Сотрудники этой организации занимаются комментированием и написанием постов в интернете на заданную тему. Под новостью о судебных исках миллиардера к поисковикам на сайте Лениздат.Ру появилось несколько комментариев, большая часть которых содержит одобрение действий бизнесмена и информацию о том, что журналисты перепутали Евгения Пригожина с музыкальным продюсером — однофамильцем. Большинство комментариев написаны с одного IP-адреса.

Всего Евгений Пригожин потребовал через суд удалить 18 ссылок: 15 у «Яндекса», две у Mail.Ru и одну из поиска Google. Суд с «Яндексом» перенесен на 5 июля, дело по иску к Google оставлено без движения. Как пишет «Фонтанка», миллиардер отказался судиться с Mail.Ru Group, так как там работают «хорошие люди». Производство по искам к компании Алишера Усманова было остановлено 17 мая, однако 2 июня на сайте Куйбышевского районного суда появился новый иск к Mail.Ru, зарегистрированный 30 мая. На этот раз Евгений Пригожин будет судиться с компанией по 150-й статье ГК РФ «Нематериальные блага и их защита». Предварительное заседание состоится 27 июня.

Надежда Мазакина

Теги:  суд